Умножение и деление многозначных чисел на однозначное и круглые десятки с переходом через разряд».
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное и круглые десятки с переходом через разряд».
Тема урока: закрепление и обобщение знаний по теме: «Умножение и деление многозначных чисел, на однозначное число и круглые десятки с переходом через разряд».
Урок разработан с использованием учебника математики для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы составители: Г.М.Капустина, М.Н.Перова, Москва «Просвещение »,2006г.
Данный урок: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме: «Умножение и деление многозначных чисел, на однозначное число и круглые десятки с переходом через разряд», является завершающим по данной теме.
Тип урока: урок повторения,систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Оборудование, используемое на уроке: раздаточный материал (карточки с примерами), таблицы умножения на каждого уч-ся, тренажёры (для проверки таблицы умножения), разрезные буквы, мультимедийный проектор, проекционный экран.
К уроку были выдвинуты следующие задачи
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Умножение и деление многозначных чисел, на однозначное число и круглые десятки с переходом через разряд» и закрепить и обобщить знания в решении задач на движение.
Коррекционно - развивающие:
коррекция и развитие познавательных процессов, зрительного восприятия и узнавания, на основе специальных упражнений;
развивать пространственное мышление, умение классифицировать, развивать коммуникативные навыки при работе в парах, группах, развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать:
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся.
Для реализации задач были использованы словесные, наглядные, демонстрационные методы, метод самостоятельной и практической работы и метод работы с книгой, которые позволили систематизировать полученные знания.
Для активизации учащихся, рационального использования времени, и обеспечения включенности каждого учащегося в образовательный процесс на протяжении урока осуществлялось сочетание фронтальной, дифференцированной, индивидуальной, парной и групповой работы на уроке.
Этапы:
Мобилизующий этап
Проверка знаний, умений, навыков
Постановка целей
Оперирования знаниями и способами деятельности
Подведения итогов
Информация о домашнем задании.
Вывод ребят из урока.
Мобилизующий этап:
Целью данного этапа являлась: организовать учащихся на учебную деятельность. Для подготовки учащихся к работе на уроке был использован тренинг« пожелай добра», который способствовал эмоциональному настрою на урок и воспитанию культуры взаимоотношений между детьми.
Проверка знаний, умений, навыков
Использовала задание на внимание, цель которого: повторить геометрические фигуры и развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, корректировать внимание.
Цель этапа так же была: проверить у учащихся знания таблицы умножения с целью подготовки к решению примеров и задач по теме урока. Для активизации всех учащихся была выбрана парная работа по тренажёру.
Постановка целей
Цель данного этапа это активизация познавательной деятельности и формирование познавательного интереса к уроку. На этапе использовалась фронтальная работа, которая в совместной деятельности позволила активизировать внимание учащихся и определить, какие знания нужны, чтобы получить умения.
Оперирования знаниями и способами деятельности
Целью данного этапа являлось: – выявление уровня знаний учащихся, повторение и обобщение пройденного материала.
Решение примеров на умножение с использованием приёма самоконтроля (сверка по образцу), при работе над задачей была организована групповая форма работы, что помогло осознанному восприятию содержания задачи, развитию умения преобразовывать текст, в графическое изображение, а так же способствовало активизации внимания.
При работе с примерами на деление использовался дифференцированный подход, что позволило каждому ученику быть успешным при выполнении задания.
Все задания позволили развивать коммуникативные навыки при работе в парах, группах.
Учащиеся показали достаточный уровень активности и подготовленности.
Урок был оснащён техническими средствами и раздаточным материалом, соответствующими теме урока. Материал, используемый на уроке, соответствует возрастным особенностям детей и уровню развития учащихся, опирается на ранее полученные знания.
На уроке соблюдался здоровьеохранительный режим. Для снятия напряжения с глаз и коррекции внимания использовалась офтальмологическая физкультминутка, а для смены видов деятельности и снятия мышечного напряжения использовалась двигательная физкультминутка. В течение урока ребята отвечали на поставленные вопросы, что позволило учителю оценить насколько усвоен учебный материал по данной теме.
Для активизации учащихся, рационального использования времени, и обеспечения включенности каждого учащегося в образовательный процесс на протяжении урока осуществлялось сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке.
На каждом этапе использовалось рациональное дозирование времени. Просматривалась неоднократная смена видов деятельности, за счёт чего поддерживалась высокая работоспособность и активность учащихся. Ребята работали в своём темпе, по заданию учителя. Реализовывали свои знания последовательно. На протяжении урока осуществлялись дидактические связи «учитель-ученик», «ученик – ученик». Использовалась работа по самооценке на протяжении всего урока. Домашнее задание выдано учащимся с учётом индивидуальных особенностей - дифференцированно. Дана инструкция выполнения.
Наблюдалась целостность и завершенность каждого этапа. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
Учащиеся на уроке были организованы и активны, присутствовала дружеская и творческая атмосфера. На всех этапах урока осуществлялась коррекция Высших Психических Функций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Умножение и деление многозначных чисел на однозначное и круглые десятки с переходом через разряд». »
Автор: Саина Светлана Владимировна
Должность: Учитель социально – бытовой ориентировки, высшей квалификационная категория
Стаж работы: 29 лет
Место работы: МБОУ СОШ № 18 г. Канска
Формирование полисенсорного
восприятия у детей с отклонениями
в умственном развитии
на уроках социально – бытовой
ориентировки
Введение
Пути, по которым человек получает информацию, не менее важны, чем сама информация. Все мы разные не только внешне, но и в мыслях, действиях, чувствах, а обучение традиционно унифицировано, однообразно: информация, как правило, преподносится в виде букв и цифр, приемы ее переработки предлагаются ученику в готовом виде.
В формировании познавательного персонального опыта базовую роль играет сенсорный опыт. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления окружающего мира, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно – двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Задача учителя – учитывать при обучении детей сенсорные каналы восприятия и переработки информации. При полисенсорном обучении не нарушается природосообразность образования, сохраняется индивидуальность ребенка, не блокируется его развитие. Особое внимание процессу формирования должно уделяться в коррекционной школе, потому что замедленная, ограниченная восприимчивость оказывает огромное влияние на весь последующий ход психического развития. Поэтому сенсорная среда урока должна обеспечивать развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики.
Теоретические основы сенсорного воспитания
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Определенный запас полисенсорных ощущений создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Обогащение чувственного опыта происходит через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Наиболее целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков и др. – сложный и длительный процесс.
Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представление для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, понюхать и т.д.
Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и двигательное восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.
Выделяют несколько видов ощущений:
Зрительные ощущения.
Осязательные (наиболее широко распространенные).
Вкусовые ощущения.
Обонятельные (одно из наиболее древних и жизненно важных).
Проприоцептивные ощущения (о состоянии мышечной системы).
Интероцептивные ощущения (информация о состоянии внутренних органов).
Ощущения равновесия (положение тела в пространстве).
Более сложным психическим процессом является восприятие. Под восприятием понимают целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие имеет существенные отличия от ощущений (по Е.Ф.Войлоковой).
Ощущения
Восприятие
Не воспринимаются как свойства предметов, процессов, явлений
Субъективно соотносится с оформленной в виде предметов и существующей вне нас действительностью
Находятся в нас самих
Свойства предметов, их образы локализованы в пространстве, происходит их объективизация
В итоге возникает некое чувство (ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука и т.д.)
Итогом является образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений
Не требует активности индивида
Необходима встречная активность человека, направленная на исследование предмета, построение и
уточнение его образа
«Привязаны» к специфическим анализаторам
Складывается в результате взаимодействия и скоординированной работы нескольких анализаторов
Особенности ощущений и восприятий у детей с умственной отсталостью
Недоразвитие познавательной деятельности - основной признак, симптом умственной отсталости. Нарушения, касающиеся прежде всего процессов непосредственного отражения действительности, формируются замедленно, с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленная, ограниченная восприимчивость оказывает огромное влияние на весь последующий ход психического развития. Замедленность восприятия сочетается со значительным сужением объема воспринимаемо материала. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку быстро улавливать смысл происходящего, и, следовательно, давать ему необходимую оценку. Ощущения и восприятия этих детей характеризуются недифференцированностью. В этой связи они часто принимают один воспринимаемый предмет за другой. Ощущение и восприятие – это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы.
И.М. Сеченов выдвинул гипотезу: «В каждом восприятии содержится узнавание». Это значит, что восприятие лица как лица, яблока как яблока, песни как песни предполагает наличие предшествующего опыта. Накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У нормально развивающегося ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с поражением нервной системы ощущения и восприятия формируются медленно, с большим количеством особенностей и недостатков. Нельзя забывать о том, что ощущения и восприятия – это первая ступень познания окружающего мира. Эта ступень остается важной на протяжении всех лет жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на последующий ход их психического развития.
Особенности восприятия и ощущений у умственно отсталых детей очень детально изучены такими психологами, как И.М. Соловьев, К.И. Вересотский, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцевой. Результаты этих исследований выявили следующие особенности:
Замедленность и суженный объем зрительных восприятий.
Выраженная недифференцированность ощущений и восприятий.
Инактивность процесса восприятия.
К сожалению, несмотря на большое значение разных видов восприятий для последующего развития ребенка, изучены пока лишь главным образом зрительные. Некоторые сведения исследователи имеют относительно осязательных восприятий; установлено, что умственно отсталые школьники опознают объемные и контурно выполненные предмет с помощью ощупывания гораздо хуже, чем учащиеся массовой школы. Поэтому, учитывая вышесказанное, необходимо выстраивать систему формирования восприятия у детей с умственной отсталостью. Если нормально развивающийся ребенок с сохранным интеллектом усваивает сенсорные эталоны спонтанно или с минимальной помощью взрослого, то ученик коррекционной школы может сделать это при систематической работе по формированию сенсорного опыта.
Возможности уроков социально–бытовой ориентировки для формирования и коррекции полисенсорной сферы
В начальных классах коррекционной школы есть большие возможности для полисенсорного развития учащихся - это уроки развития речи, ручного труда, логопедические занятия и т.д. В старших классах систематическую работу по сенсорному развитию целесообразно включать в уроки социально – бытовой ориентировки. Практикоориентированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в полной мере проявляется на этих уроках, а учебный материал разнообразных разделов программы («Жилище», «Одежда и обувь», «Питание», «Медицинская помощь» и т.д.) позволяет осуществлять всестороннее развитие ученика. Приемы полисенсорного развития на уроках СБО
Дидактические игры
Лабораторные работы
Использование тактильных, аудиальных, зрительных тренажеров.
В зависимости от возраста учащихся выбираются формы работы: в 5-7 классах преобладают игры, так как в этот возрастной период игровая деятельность является ведущей. В 8-9 классе предпочтение отдается различным лабораторным работам, так как процессы анализа, сравнения, классификации, хоть и не в полной мере, но сформированы, а сенсорный опыт позволяет делать определенные выводы. Учащиеся с интересом выполняют необычные задания.
Отслеживать уровень сенсорного развития учащихся удобно с помощью «Мониторинга полисенсорного развития учащегося» (Приложение). Данный мониторинг рекомендуют Митиева Л.А. и Удалова Э.Я. в своей книге «Развитие сенсорной сферы у детей». Контрольные точки – начало учебного года, середина и окончание учебного года. В соответствии с этими данными можно планировать индивидуальную работу с учащимися.
Использование дидактических игр
Раздел программы «Личная гигиена»
Тема: Предметы личной гигиены, 5 класс.
Дидактическая игра «Узнай предмет на ощупь»
Ребенок с закрытыми глазами должен узнать предмет и описать свойства и назначения. Предметы – мочалка, губка, пемза, полотенце, туалетная бумага, и т.д.
Дидактическая игра «Право - лево»
Ребенок должен по словесной инструкции дотронуться мягкой стороной губки до правой щеки, жесткой стороной - до левой щеки.
По словесной инструкции посмотреться в маленькое зеркальце правым глазом, левым глазом, увидеть правое ухо, левое ухо.
Тема: Уход за полостью рта, 5 класс
Дидактическая игра «Такие разные зубки»
После рассматривания таблицы с видами зубов и визуального анализа формы детям предлагается языком ощупать резцы, клыки, коренные зубы, озвучить свои ощущения.
Тема: Уход за ушами, 5 класс
Дидактическая игра «Шумящие предметы»
Наполнить наполовину спичечные коробки или яйца от «киндер – сюрпризов» горохом, мелкими пуговицами, скрепками, гречкой и т.д. Детям предлагается послушать, какой звук издают предметы при потряхивании, сравнить, открыть коробочки, назвать содержимое. При повторном прослушивании дети пытаются угадать, что находится в той или иной коробочке.
Раздел программы «Питание»
Тема: Приготовление винегрета, 5 класс
Дидактическая игра «Овощи»
Дети должны с закрытыми глазами узнать по вкусу вареные овощи, назвать их. Затем попробовать эти же овощи в сыром виде, выявить отличие.
Тема:Блюда из круп, 6 класс
Дидактическая игра «Золушка»
Детям предлагается смесь из различных круп (греча, перловая крупа, пшено, горох и т.д.). Надо назвать виды круп, названия каш из этих круп, рассортировать крупы по видам.
Раздел программы «Одежда и обувь»
Тема: Пришивание пуговиц, 5 класс
Дидактическая игра
Детям предлагаются разные пуговицы (20 – 25 штук). Задания:
Разложить пуговицы по цветам.
Разложить пуговицы в один ряд от самой большой до самой маленькой.
Разложить пуговицы по материалам (пластмассовые, железные, деревянные и т.д.).
С закрытыми глазами рассортировать пуговицы (плоские и «на ножке»).
Дидактическая игра
Деревянные модели пуговиц (диаметром 8 – 10 см) с 4 дырочками надо шнурками прикрепить к основе 4 способами. По готовым «пришитым» пуговицам с закрытыми глазами определить способ пришивания.
Тема урока: Одежда. 5 класс
Дидактическая игра «Одежда»
Дети рассматривают образцы тканей (драп, шелк, ситец, трикотаж, кружево и т.д.), сравнивают по плотности, сминаемости и т.д. Затем приклеивают образцы в таблицу и во второй колонке рисуют те вещи, которые можно сшить из этой ткани.
Образцы тканей
Рисунки предметов одежды
Драп
Трикотаж
Шелк
Ситец
Кружево
Мех
Тема урока: Мода. Стиль, 9 класс
Дидактическая игра
Детям предлагаются кусочки натурального и искусственного меха. Надо определить различия искусственного и натурального меха, натурального меха различных животных.
Раздел программы «Семья»
Тема урока: Уход за младшими детьми, 7 класс
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке лежат игрушки небольшой величины, разной формы, из разных материалов. Ребенок находит на ощупь игрушку, определяет, описывает качества.
Тема: Купание и пеленание грудного ребенка, 8 класс
Дидактическая игра
Детям предлагаются различные виды предметов гигиены (мочалки 2-3 видов, губки 3-4 вида, варежка из старого махрового полотенца). Надо определить при помощи прикосновения к тыльной стороне руки подходящий предмет для мытья грудного ребенка.
Тема: Санитарно – гигиенические требования к детским игрушкам, 8 класс
Дидактическая игра
На столе, прикрытые пеленкой, лежат детские игрушки (кубики, колечки от пирамидки, резиновые игрушки, пупсы и т.д.). Дети «узнают» сквозь ткань игрушки, называют их.
Раздел программы «Культура поведения»
Тема урока: Подарки, 7 класс
Дидактическая игра «День рождения»
Педагог выбирает «именинника» и на время выводит за дверь. Остальные дети «готовят подарки». Чтобы сделать подарки, надо выполнить следующие действия.
«Пирамидка» - собрать пирамидку с закрытыми глазами.
«Кукла» - найти изображение куклы на «зашумленном» рисунке.
«Шоколад» - найти с закрытыми глазами по запаху шоколад среди предложенных (чеснок, лук, апельсин, кофе).
«Дудочка» - ребенок поворачивается спиной к столику с разложенными музыкальными инструментами (губная гармошка, дудочка, ксилофон, металлофон). Педагог или ученик издает звук с помощью музыкального инструмента, ребенок поворачивается и определяет музыкальный инструмент.
После этого «именинник» заходит в комнату, ему вручают подарки. В ответ именинник предлагает угощение – кусочки фруктов на зубочистках. «Гости» должны с закрытыми глазами определить название фрукта.
Использование лабораторных работ
Раздел программы «Личная гигиена»
Тема урока: Уход за полостью рта, 5 класс
Лабораторная работа «Почему болят зубы»
Дети по очереди прикасаются к стаканам с горячей и холодной водой, называя степень нагрева (можно использовать водный термометр), испытывают дискомфорт от одновременного прикосновения стаканов с горячей и холодной водой к ладони и делают вывод о разрушении эмали зуба от перепадов температуры.
Тема урока: Уход за ушами, 5 класс
Лабораторная работа.
Цель: Определение остроты слуха.
Опыт 1. Закройте уши ватой. Что произошло?
(Исчезли все звуки, мы перестали слышать).
Опыт 2. При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты. Возьмите часы и приближайте их к уху до момента, когда станет слышно еле заметное тиканье
Тема: Уход за кожей лица, 8 класс
Лабораторная работа
Цель:Определение типа кожи.
Оборудование: бумажные салфетки, зеркало.
1. Рассмотри свое лицо в зеркале, видишь ли ты жирный блеск или кожа имеет ровный тон?
2. Приложи салфетку к лицу и осторожно прижми ко лбу, носу, щекам, подбородку.
Разложи салфетку на парте. Есть ли места, где появились жирные пятна?
3. Сделай вывод о состоянии своей кожи и запиши ее тип.
Тема: Блюда из яиц, 5 класс
Лабораторная работа.
Цель: определение свежести яиц.
1. В стакане воды растворить 1 столовую ложку соли.
1 способ. Слегка нагретый утюг поводить по соли, насыпанной на лист бумаги.
2 способ. Протереть холодную подошву утюга губкой, смоченной в уксусе.
2. Примени оба способа на практике.
3. Сделай вывод: Какой способ более эффективный?
Раздел программы «Жилище»
Тема урока: Дизайн интерьера, 9 класс
Лабораторная работа
Цель: выявить отличия обоев разных видов.
Оборудование: образцы обоев, блюдце с водой.
Виды обоев
Плотность
Сминаемость
Влагостойкость
Особые качества
Бумажные
Моющиеся
Флизелиновые
Шелкография
Стеклообои
Жидкие обои
Раздел программы «Семья»
Тема урока: Купание и пеленание грудного ребенка, 8 класс
Лабораторная работа
Цель: Познакомиться с составляющими элементами памперса.
Часть
памперса
Застежка
Внешний слой
Резинка
Впитывающий слой
Назначение
Материал
Раздел программы «Бюджет семьи»
Тема: Заработная плата членов семьи, 7 класс
Лабораторная работа
Цель: выявить отличие металлических монет.
1. Разложи монеты от 1 копейки до 10 рублей по порядку. Сколько их?
2. Посмотри на монеты сбоку. Какие толще, а какие тоньше?
3. С закрытыми глазами попробуй определить стоимость монет.
4. Ответь на вопрос: для чего изготовляют монеты разного размера и толщины.
Вывод:_______________________________________
Раздел программы «Медицинская помощь»
Тема: Уход за больным, 8 класс
Лабораторная работа
Цель: Выявление необходимости использования градусника.
Оборудование: емкость с горячей водой, емкость с холодной водой, емкость с водой комнатной температуры, полотенце (салфетка), водный термометр.
Опустить левую руку в емкость с горячей водой, подержать 30 секунд.
Опустить правую руку в емкость с холодной водой, подержать 30 секунд.
Переместить кисти рук в емкость с водой комнатной температуры, стоящую посредине.
Сравнить ощущения.
С помощью термометра измерить температуру воды во всех сосудах.
Сделай вывод о необходимости измерения температуры с помощью термометра.
Использование тренажеров для развития различных анализаторов
Цель применения тренажеров – формирование сенсорных эталонов. В процессе их использования можно решать следующие задачи:
- Создание позитивного настроя на работу;
- Развитие интереса и побуждения к действию;
- Развитие мелкой моторики, глазомера, наглядно-образного мышления и т.д.;
- Формирование и активизация словаря ребенка.
Тактильные тренажеры
Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. С этой целью разработаны и проходят процесс апробирования тактильные тренажеры различных видов для уроков социально-бытовой ориентировки. Нельзя забывать также о том, что развитие мелкой моторики непосредственно влияет на развитие центров речи.
1 вариант
Эти тренажеры представляют собой круги диаметром 25 см из ДВП, покрытые гипоаллергенной белой водоэмульсионной краской. Сверху наклеен круг из цветной бумаги, его диаметр несколько меньше диаметра основы. На бумажном круге располагаются 4 - 5 окружностей из белого картона, которые являются границами предметной наглядности. Внутри с помощью клея ПВА прикрепляется предметная наглядность (крупы, образцы материалов и т.д.). Стрелка, идущая от центра круга, является ориентиром для начала работы (рассматривание, определение наглядности начинается по часовой или против часовой стрелки, вправо или влево от нее). В зависимости от содержания разделов программы можно использовать в работе различные материалы.
Задания:
Расположить на парте круг стрелкой от себя. Назвать по часовой (против часовой) стрелке предметную наглядность.
Назвать цвет, фактуру, размер предметов.
С закрытыми глазами, на ощупь, определить предметы.
Развернуть круг стрелкой к себе, назвать с закрытыми глазами предметы.
Найти по заданию педагога предметы по различным признакам (цвет, размер, фактура), рассказать об их назначении.
2 вариант.
Этот вид тренажеров состоит из прямоугольников твердого картона нейтрального цвета. Силуэты предметов вырезаны из бархатной бумаги (размер фигур 4*6 см) разного цвета. Фигуры подбираются в соответствии с темой урока. Например:
«Уход за младшими детьми» - кубики, пирамидка, скакалка, неваляшка.
«Предметы личной гигиены» - полотенце, шампунь, зубная щетка, паста, расческа.
«Одежда» - брюки, платье, майка, юбка, галстук.
«Уборка жилища» - совок, веник, ведро, швабра.
Задания.
Рассмотреть предметы, изображенные на картоне.
Назвать предметы, объяснить, что их объединяет, для чего они предназначены.
Провести пальчиками по контурам фигур, запомнить свои ощущения.
«Узнать» фигуры на ощупь.
3 вариант.
Четырехгранные пирамидки их ДВП, оклеенные обоями, предназначены для развития мелкой моторики рук. С их помощью удобно обучать детей плетению кос различной сложности и из различных материалов (нитки, пряжа, искусственные волосы). Также можно «выкладывать» из ниток или проволоки различные фигуры, подходящие к теме урока и определять их на ощупь, заведя руки за пирамидку, то есть без использования зрительного анализатора.
Зрительные тренажеры
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, они отдыхают только во время сна. Гимнастика для глаз полезна для всех в целях профилактики нарушения зрения. Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз – зрительный тренажер - специальную схему зрительнодвигательных проекций.
Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные зрительные нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а потом и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, то есть глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к четкому восприятию отдельных предметов. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительнопространственную активность в режиме урока. Упражнения дл глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям: вправо-влево, вверх-вниз, круговые, зигзагообразные. Дополнительно можно давать задания на развитие памяти, внимания, цветовосприятия.
Зрительные тренажеры представляют собой листы формата А-3 (или 2 склеенных листа А-3) для удобства работы на доске.
Вариант 1. «Горизонтальный зигзаг пунктиром»
Задание: проследить глазами горизонтальный зигзаг в соответствии с направлением стрелок.
Дополнительное задание: После выполнения основного задания закрыть глаза и вспомнить, сколько было поворотов, цветных кругов, какого они цвета.
Вариант 2. «Вертикальный зигзаг пунктиром».
Задание: проследить глазами вертикальный зигзаг в соответствии с направлением стрелок.
Дополнительное задание: После выполнения основного задания закрыть глаза и вспомнить, сколько было поворотов, цветных кругов, какого они цвета.
Вариант 3. «Цветные овалы»
Задание: Сосчитать овалы, назвать цвета овалов. Проследить глазами по контуру овалов в соответствии с направлениями стрелок.
Дополнительное задание: Закрыть глаза, вспомнить, сколько цветных стрелок нарисовано на каждом овале.
Вариант 4. «Радуга»
Задание: Провести глазами по разноцветным дугам, изображающим радугу (от меньшей до большей и наоборот) в соответствии с направлениями стрелок.
Дополнительное задание:
-Назвать цвета радуги (на память), проверить.
-Сосчитать количество дуг по памяти, проверить.
Вариант 5. «Горизонтальные сплошные линии»
Задание: Проследить глазами по линиям вправо-влево.
Вариант 6. «Деньги»
(к урокам по разделу программы «Бюджет семьи»)
Задание: Найти на таблице монеты и купюры в последовательности:
-от большего к меньшему
-от меньшего к большему
(1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1000 р.)
Вариант 7. «Цветы»
(К урокам по теме «Комнатные растения», «Лекарственные растения»)
Задание: Проследить глазами по волнистым линиям вправо и влево, найти разницу между ними (усложнение узора).
Заключение
Перечень заданий, приемов и форм работы по развитию сенсорной сферы не ограничивается вышеуказанным списком. Можно использовать в практике, как учебные пособия промышленного производства, так и самодельные, придуманные педагогом. Еще лучше, интереснее, делать такие тренажеры с помощью учащихся, попутно объясняя, что это и для чего. Вы будете приятно удивляться тем идеям, которые ваши дети вам подскажут, потому что у них совершенно иное видение окружающего мира, окружающей среды.
Информационные ресурсы
Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. – Сенсорное воспитание школьников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – Москва «Каро», 2005 г.
Раскладывание карточек одного цвета, но разных оттенок
Знание основных цветов
Знание оттенков
Различение формы
Геометрические фигуры
Предметы быта
Восприятие величины
Ранжирование предметов
Оценка зрительного восприятия
Узнавание и называние изображений
Контурные изображения
Зашумленные и наложенные изображения
Оценка слухового восприятия
Воспроизведение несложных ритмических рисунков
Определение на слух реальных предметов и звуков
Оценка пространственного восприятия
Ориентировка в плоскости стола
Ориентировка в пространстве класса
Конструирование по образцу
Оценка восприятия времени
Ориентировка в текущем времени
«Внутреннее время»
Оценка выполнения любого задания производится по трем качественным критериям:
«хорошо» - если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
«удовлетворительно» - если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментирования своих действий;
«неудовлетворительно» - задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданиями, не комментирует свои действия.