Просмотр содержимого документа
«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
Методическая разработка урока математики в 5 классе
Умножение десятичных дробей на натуральные числа
2022 год
Учитель математики МБОУ Средняя школа №1 г. Смоленска
Агафонова Ирина Николаевна
Тема: «Умножение десятичных дробей
на натуральные числа»
Теория без практики мертва или бесплодна:
практика без теории невозможна или
пагубна.
Для теории нужны знания, для практики,
сверх того, - и умение.
А. Н. Крылов
Цели урока:
Обобщить и систематизировать материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Закрепить знания правил умножения десятичных дробей на натуральные числа.
Развивать познавательный интерес к математике, тренировать логическое мышление, вычислительные навыки, устную речь, память, внимание.
Воспитывать взаимовыручку, активность, умение общаться в группе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами игры
Этапы урока:
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
Актуализация опорных знаний по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Диагностика усвоения знаний и умений «Проверь себя».
Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; обучающиеся работают в группах.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Оборудование урока:
Дидактические материалы по математике для 5 класса, тест, мультимедийное сопровождение.
Формы организации самостоятельной работы обучающихся:
фронтальная;
индивидуальная;
дифференцированная;
групповая;
Ход урока
1. Мотивационная беседа
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы проведем с вами необычный урок. Урок, который даст вам возможность получить новую и интересную информацию и поможет закрепить все, что вы уже знаете о десятичных дробях. Кроме того, вас ожидает сюрприз.
Слайд №1
Итак, тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральное число»
Ребята, давайте прочитаем слова русского писателя А.Н.Крылова (учитель читает эпиграф, который написан на доске)
Вопрос:Ребята!Чему вы хотите научиться на уроке?
Ответы учащихся
Слайд №2
4) Итак, цели урока вы обозначили. Учитель озвучивает для класса план урока.
5) План урока:
Историческое значение десятичных дробей;
Устный счет (разминка);
Решение проблемных задач по группам;
Подведение итогов.
Слайд №3
Ребята, вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счёта появились числа 1, 2, 3 и т. д.- натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к использованию дробных чисел. Сначала люди пользовались обыкновенными дробями 1/2, 1/4, 1/3 (половина, четверть, треть), а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000…, т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали «десятичными дробями».
Правила сложения и вычитания десятичных дробей описал знаменитый ученый Средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале 15 века.
Записывал он дроби так же, как принято сейчас, но он не использовал запятую; дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Вопрос: Почему же десятичные дроби мы так тщательно и подробно изучаем? Чем они заслужили такое внимание?
Ответы учащихся
2. Актуализация опорных знаний
Рассказ учителя
1. Современный способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных чисел. Правила вычислений с десятичными дробями похожи на правила действий с натуральными числами.
2. Десятичные дроби легче сравнивать, чем обыкновенные. Например, что больше 3/8 или 2/5? В такой форме записи трудно сравнить эти числа, а если их выразить десятичными дробями, то это сделать легко: 0,375
3. Сравнение чисел очень важная операция. В медицине, например, известно, что «великан» среди микробов имеет размер 0,1мм, а наибольший вирус имеет размер 16 миллимикрон, т.е. 0,000016мм. Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание (микробом или вирусом), и узнают, какая болезнь.
А вот о том, как важна точность в расчетах, говорится в отрывке из стихотворения «Три десятых»
Стихотворение «Три десятых» учащиеся читают по группам
(Приложение№1)
3. Проверь себя!
Работа с классом:
Устный счет через проектор:
Работают все учащиеся по группам
Слайд №4
Вам предлагается тест, в котором 5 заданий. Будьте внимательны при выполнении вычислений. Решения записывайте в тетради, а вариант ответа запишите в карту ответов.
Слайды №5,6,7,8,9
4. Решение задач с практическим содержанием на действия с десятичными дробями
В класс входят 3 ученика старшего возраста в костюмах «Трех поросят».
Инсценировка сказки про трех поросят. Входят три поросенка и обращаются к ребятам с просьбой решить задачи. Звучит музыка из мультфильма «Три поросенка»
Учитель читает письмо: «Уважаемые ученики 5-б класса! Обращаемся к вам с просьбой! Пожалуйста, помогите решить нам важные хозяйственные задачи. Мы узнали, что вы изучаете десятичные дроби и можете нам помочь. Три поросенка – Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.»
Слайд №10
Работа в группах
Слайд №11
Задача №1
Поросенку Ниф-Ниф нужно покрасить пол в домике масляной краской 2 раза. В первый раз на каждый квадратный метр пойдет 0,125 кг краски, а во второй раз – 0,075 кг краски. Сколько понадобится краски, если длина комнаты 6 м, а ширина 5м?
Ответ: 1)6 кг; 2)10кг; 3)70кг
Решение
S= a*b;
S=6*5; S=30 кв.м
30*0,125=3,75(кг) краски потребуется в первый раз;
30*0,075=2,25(кг) краски потребуется во второй раз;
3,75+2,25=6(кг) краски потребуется всего
Ответ: 6 кг
Слайд №12
Задача №2
Помогите поросенку Наф-Наф рассчитать, сколько нужно килограммов краски, для того, чтобы покрасить его домик снаружи, если известно, что на 1м2 уходит 0,2 кг краски. Длина домика 4м, ширина 3м, высота 2м.
Ответ:1) 5,6кг, 2) 56кг, 3) 10кг
Решение
S=a*c; S=b*c;
4*2=8(кв.м)
3*2=6(кв.м)
2*(8+6)=2*14=28(кв.м) площадь
боковой поверхности домика;
4) 28*0,2=5,6(кг) краски потребуется
для покраски домика
Ответ: 5,6 кг
Слайд №13
Задача №3
Поросенок Нуф-Нуф решил озеленить свой двор. Он разбил газон площадью 200 кв. м. На каждые 100 кв. м пойдет 1,2 кг семян. В эту смесь вошло:
Так как на 100 кв. м потребуется 1,2 кг семян (1200 г), то составим
уравнение:
2х+4х+4х=1200;
10х=1200;
х=1200:10;
х=120;
(2*120)*2=480(г) – мятлика;
(4*120)*2=960(г) – овсяницы;
(4*120)*2=960(г) – клевера;
Ответ: 480г; 960г; 960г
Проверка решения выполняется на доске. Работают три ученика от каждой группы.
Слайд №14
5.Тестовый контроль с последующей самопроверкой
6. Домашнее задание (Приложение №2)
7. Итог урока (Приложение №3)
Приложение №1
Стихотворение «Три десятых» учащиеся читают по группам
Три десятых.…Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых….И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека…
Приложение №2
№1. Помогите в расчётах строителям – дорожникам (ПК.)
Какой ширины должно быть шоссе, чтобы могли проехать рядом три грузовые машины, каждая шириной по 2,75 м при условии, что между ними должен оставаться промежуток по 0,75 м, а по краям дороги – 0,5 м?
А сейчас скажите, пожалуйста, если бы строители – дорожники ошиблись в расчётах, то к чему бы это привело?
№2. Карточка с домашнем заданием
а) «Выключите свет», т.е. закрасьте простым карандашом те окна, в которых расположены примеры с ответом 1.
50•0,02
0,4•25
0,125 • 8
0,01•10
0,25•4
0,05•20
0,5•2
2,5•40
Подъезд №1
б) Во скольких окнах «выключен свет»?
в) Какую часть составляют эти окна от общего количества видимых окон?
г) Выполни вычисления к примерам, записанные ниже, и по совпадающим ответам узнайте, какого цвета шторы висят в каждом из освещённых окон?
Красные: (1-0,75)•0,4=
Зелёные: 2,4•40 + 0,8•5 =
Жёлтые: 0,09•9 - 20•0,4 =
Синие: (6,7 + 5,8) •0,8 =
д) Выполните вычисления и учитывая найденный ответ, узнайте, на каком этаже живёт Серый Волк и какого цвета шторы в его комнате?
1,6•1,75 – 2,25•1,2=
Ответ: Серый Волк живёт на ______ этаже, у него _______________ шторы
Приложение №3
Итог урока
Слайд №15
Притча
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А ты что делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как первый человек?
(Поднимают синие кружочки)
-Кто работал добросовестно?
(Поднимают зеленые кружочки)
- Кто принимал участие в строительстве храма?
(Поднимают красные кружочки)
Приложение №4
Тренировочные задачи
Группа №1
Решить задачу:
Из жести сделан бак без крышки. Он имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Бак нужно покрасить снаружи и изнутри. Какую площадь надо покрасить, если бак имеет следующие размеры: а=0,9 м, в=0,5 м, с=0,7 м. Сколько потребуется краски, если на 1 кв. метр расходуется 0,2 кг краски?
Группа №2
Решить задачу:
Кабинет математики имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Сколько потребуется желтой краски, чтобы покрасить стены кабинета, если кабинет имеет следующие размеры: а=8,5м, в=6,5м, с=3м. Сколько нужно заплатить за краску, если 1 кг краски стоит 80 рублей?
Группа №3
Решить задачу:
В смеси цукатов содержится:
3 части авокадо;
4 части киви;
7 частей бананов;
2 части ананасов.
Какова масса смеси цукатов, если в ней бананов больше, чем киви, на 177г?