kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока математики в 5 классе с элементами игры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»






Методическая разработка урока математики в 5 классе

Умножение десятичных дробей на натуральные числа



2022 год

Учитель математики МБОУ Средняя школа №1 г. Смоленска



Агафонова Ирина Николаевна

Тема: «Умножение десятичных дробей

на натуральные числа»

Теория без практики мертва или бесплодна:

практика без теории невозможна или

пагубна.

Для теории нужны знания, для практики,

сверх того, - и умение.

А. Н. Крылов

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Закрепить знания правил умножения десятичных дробей на натуральные числа.

  • Развивать познавательный интерес к математике, тренировать логическое мышление, вычислительные навыки, устную речь, память, внимание.

  • Воспитывать взаимовыручку, активность, умение общаться в группе.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний с элементами игры

Этапы урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

  2. Актуализация опорных знаний по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

  3. Диагностика усвоения знаний и умений «Проверь себя».

  4. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; обучающиеся работают в группах.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание.

  Оборудование урока:

Дидактические материалы по математике для 5 класса, тест, мультимедийное сопровождение.

Формы организации самостоятельной работы обучающихся:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • дифференцированная;

  • групповая;

Ход урока

1. Мотивационная беседа  

  1. Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы проведем с вами необычный урок. Урок, который даст вам возможность получить новую и интересную информацию и поможет закрепить все, что вы уже знаете о десятичных дробях. Кроме того, вас ожидает сюрприз.

Слайд №1

  1. Итак, тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральное число»

  2. Ребята, давайте прочитаем слова русского писателя А.Н.Крылова (учитель читает эпиграф, который написан на доске)

Вопрос: Ребята! Чему вы хотите научиться на уроке?

Ответы учащихся

Слайд №2

4) Итак, цели урока вы обозначили. Учитель озвучивает для класса план урока.

5) План урока:

  • Историческое значение десятичных дробей;

  • Устный счет (разминка);

  • Решение проблемных задач по группам;

  • Подведение итогов.

Слайд №3

       Ребята, вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счёта появились числа 1, 2, 3 и т. д.- натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к использованию дробных чисел. Сначала люди пользовались обыкновенными дробями 1/2, 1/4, 1/3 (половина, четверть, треть), а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000…, т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали «десятичными дробями».

Правила сложения и вычитания десятичных дробей описал знаменитый ученый Средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале 15 века.

Записывал он дроби так же, как принято сейчас, но он не использовал запятую; дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

Вопрос: Почему же десятичные дроби мы так тщательно и подробно изучаем? Чем они заслужили такое внимание?                              

Ответы учащихся

2. Актуализация опорных знаний


Рассказ учителя

1. Современный способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных чисел. Правила вычислений с десятичными дробями похожи на правила действий с натуральными числами.

2. Десятичные дроби легче сравнивать, чем обыкновенные. Например, что больше 3/8 или 2/5? В такой форме записи трудно сравнить эти числа, а если их выразить десятичными дробями, то это сделать легко: 0,375

3. Сравнение чисел очень важная операция. В медицине, например, известно, что «великан» среди микробов имеет размер 0,1мм, а наибольший вирус имеет размер 16 миллимикрон, т.е. 0,000016мм. Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание (микробом или вирусом), и узнают, какая болезнь.

А вот о том, как важна точность в расчетах, говорится в отрывке из стихотворения «Три десятых»

Стихотворение «Три десятых» учащиеся читают по группам

(Приложение№1)


   3. Проверь себя!

Работа с классом:

Устный счет через проектор:

Работают все учащиеся по группам

Слайд №4

        Вам предлагается тест, в котором 5 заданий. Будьте внимательны при выполнении вычислений. Решения записывайте в тетради, а вариант ответа запишите в карту ответов.

Слайды №5,6,7,8,9

4. Решение задач с практическим содержанием на действия с десятичными дробями

В класс входят 3 ученика старшего возраста в костюмах «Трех поросят».

Инсценировка сказки про трех поросят. Входят три поросенка и обращаются к ребятам с просьбой решить задачи. Звучит музыка из мультфильма «Три поросенка»

Учитель читает письмо: «Уважаемые ученики 5-б класса! Обращаемся к вам с просьбой! Пожалуйста, помогите решить нам важные хозяйственные задачи. Мы узнали, что вы изучаете десятичные дроби и можете нам помочь. Три поросенка – Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.»

Слайд №10

 Работа в группах

Слайд №11

Задача №1

Поросенку Ниф-Ниф нужно покрасить пол в домике масляной краской 2 раза. В первый раз на каждый квадратный метр пойдет 0,125 кг краски, а во второй раз – 0,075 кг краски. Сколько понадобится краски, если длина комнаты 6 м, а ширина 5м?

Ответ: 1)6 кг; 2)10кг; 3)70кг

Решение

S= a*b;

S=6*5; S=30 кв.м

  1. 30*0,125=3,75(кг) краски потребуется в первый раз;

  2. 30*0,075=2,25(кг) краски потребуется во второй раз;

  3. 3,75+2,25=6(кг) краски потребуется всего

Ответ: 6 кг

Слайд №12

Задача №2

Помогите поросенку Наф-Наф рассчитать, сколько нужно килограммов краски, для того, чтобы покрасить его домик снаружи, если известно, что на 1м2 уходит 0,2 кг краски. Длина домика 4м, ширина 3м, высота 2м.

Ответ:1) 5,6кг, 2) 56кг, 3) 10кг

Решение

S=a*c; S=b*c;

  1. 4*2=8(кв.м)

  2. 3*2=6(кв.м)

  3. 2*(8+6)=2*14=28(кв.м) площадь

боковой поверхности домика;

4) 28*0,2=5,6(кг) краски потребуется

для покраски домика

Ответ: 5,6 кг

Слайд №13

Задача №3

Поросенок Нуф-Нуф решил озеленить свой двор. Он разбил газон площадью 200 кв. м. На каждые 100 кв. м пойдет 1,2 кг семян. В эту смесь вошло:

2 части мятлика лугового,

4 части овсяницы,

4 части клевера пахучего.

Сколько граммов семян каждого вида понадобится?

Ответ:1) 480г; 960г;960г 2) 240г; 480г; 480г 3) 320г; 640г;640г

Решение

Пусть х граммов приходится на 1 часть.

(2х) г – мятлика лугового;

(4х) г – овсяницы;

(4х) г – клевера пахучего;

Так как на 100 кв. м потребуется 1,2 кг семян (1200 г), то составим

уравнение:

2х+4х+4х=1200;

10х=1200;

х=1200:10;

х=120;

  1. (2*120)*2=480(г) – мятлика;

  2. (4*120)*2=960(г) – овсяницы;

  3. (4*120)*2=960(г) – клевера;

Ответ: 480г; 960г; 960г

Проверка решения выполняется на доске. Работают три ученика от каждой группы.

Слайд №14

5.Тестовый контроль с последующей самопроверкой

6. Домашнее задание (Приложение №2)

7. Итог урока (Приложение №3)

Приложение №1

Стихотворение «Три десятых» учащиеся читают по группам

Три десятых.…Скажи про такую ошибку,

И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых….И все же об этой ошибке

Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,

Архитектор немного ошибся в расчете –

Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?

Этот дом превратился бы в груду развалин!

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.

Если б токарь в работе не очень был точен,

Совершилось бы, Костя, большое несчастье,

Разнесло бы турбину на мелкие части.

Три десятых – и стены возводятся косо!

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!

Ошибись только на три десятых аптека –

Станет ядом лекарство, убьет человека…

















Приложение №2

1. Помогите в расчётах строителям – дорожникам (ПК.)

Какой ширины должно быть шоссе, чтобы могли проехать рядом три грузовые машины, каждая шириной по 2,75 м при условии, что между ними должен оставаться промежуток по 0,75 м, а по краям дороги – 0,5 м?

А сейчас скажите, пожалуйста, если бы строители – дорожники ошиблись в расчётах, то к чему бы  это привело?

№2. Карточка с домашнем заданием

а) «Выключите свет», т.е. закрасьте простым карандашом те окна, в которых расположены примеры с ответом 1.

50•0,02

0,4•25

0,125 • 8

0,01•10

0,25•4

0,05•20

0,5•2

2,5•40

Подъезд №1





















б) Во скольких окнах «выключен свет»?

в) Какую часть составляют эти окна от общего количества видимых окон?

г) Выполни вычисления к примерам, записанные ниже, и по совпадающим ответам узнайте, какого цвета шторы висят в каждом из освещённых окон?

Красные: (1-0,75)•0,4=

Зелёные: 2,4•40 + 0,8•5 =

Жёлтые: 0,09•9 - 20•0,4 =

Синие: (6,7 + 5,8) •0,8 =

д) Выполните вычисления и учитывая найденный ответ, узнайте, на каком этаже живёт Серый Волк и какого цвета шторы в его комнате?

1,6•1,75 – 2,25•1,2=

Ответ: Серый Волк живёт на ______ этаже, у него _______________ шторы



Приложение №3

Итог урока

Слайд №15

Притча

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А ты что делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»


- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.


- Кто работал так, как первый человек?


(Поднимают синие кружочки)


-Кто работал добросовестно?


(Поднимают зеленые кружочки)


- Кто принимал участие в строительстве храма?


(Поднимают красные кружочки)



















Приложение №4

Тренировочные задачи



Группа №1

Решить задачу:

Из жести сделан бак без крышки. Он имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Бак нужно покрасить снаружи и изнутри. Какую площадь надо покрасить, если бак имеет следующие размеры: а=0,9 м, в=0,5 м, с=0,7 м. Сколько потребуется краски, если на 1 кв. метр расходуется 0,2 кг краски?



Группа №2

Решить задачу:

Кабинет математики имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Сколько потребуется желтой краски, чтобы покрасить стены кабинета, если кабинет имеет следующие размеры: а=8,5м, в=6,5м, с=3м. Сколько нужно заплатить за краску, если 1 кг краски стоит 80 рублей?



Группа №3

Решить задачу:

В смеси цукатов содержится:

3 части авокадо;

4 части киви;

7 частей бананов;

2 части ананасов.

Какова масса смеси цукатов, если в ней бананов больше, чем киви, на 177г?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Автор: Ирина Николаевна Агафонова

Дата: 24.07.2024

Номер свидетельства: 654441

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Умножение десятичных дробей на натуральное число."
    ["seo_title"] => string(58) "umnozhieniie_diesiatichnykh_drobiei_na_natural_noie_chislo"
    ["file_id"] => string(6) "461765"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520973802"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Умножение десятичных дробей на натуральное число.-открытый урок по математике 5 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "umnozhenie_desiatichnykh_drobei_na_naturalnoe_chislo_otkrytyi_urok_po_matematike"
    ["file_id"] => string(6) "633404"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1686261498"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "урок "Умножение десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-umnozhieniie-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "121354"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413955804"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока математики "Умножение десятичных дробей на натуральное число" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-matiematiki-umnozhieniie-diesiatichnykh-drobiei-na-natural-noie-chislo"
    ["file_id"] => string(6) "209291"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431082481"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока математики "Умножение десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-matiematiki-umnozhieniie-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "101201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410298"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1220 руб.
1870 руб.
1350 руб.
2070 руб.
1290 руб.
1980 руб.
1470 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства