Просмотр содержимого документа
«Умножение числа на произведение.»
Тема: Умножение числа на произведение
Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению со способами умножения числа на произведение, развитию умения умножать число на произведение, выбирая удобный способ, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального разными способами, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся со способами умножения числа на произведение; научатся умножать число на произведение, выбирая удобный способ, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального разными способами, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебнике или учителем.
ХОД УРОКА.
I. Организация начала урока.
Начинается урок.
Чтобы он пошел вам впрок,
Активней в работу включайся, дружок!
II. Устный счет.
– Сегодня, когда за окном зимний день, многим из нас хотелось бы ощутить тепло лета. И у нас есть такая возможность.
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни калькуляторов, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
1. Задача.
Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Сколько появится новых одуванчиков, если прорастет хотя бы четвертая часть всех семян? (Называют ответ и говорят о том, как решили задачу.)
– С животными какой группы тесно связана жизнь растений? (С насекомыми-опылителями.)
– Каких насекомых-опылителей вы можете назвать? (Ответы детей.)
– А знаете ли вы, сколько глаз у пчелы? (Ответы детей.)
2. Задача на смекалку.
– У пчелки глаз столько, сколько у тебя, да еще столько, да еще полстолько. Сколько глаз у пчелки?
3. Восстановление цепочки вычислений.
III. Математический диктант с проверкой домашнего задания.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите ответы на вопросы математического диктанта в строчку через клетку.
а) Какое число больше 7 на 1000?
б) Уменьшите 800 на 42.
в) Число 78 увеличьте в 100 раз и к полученному результату прибавьте 9.
г) Чему равна сумма чисел 12000 и 168?
д) Число 3444 увеличьте на 1 сотню.
е) Число 867 увеличьте в 10 раз.
ж) Запишите число, в котором ровно 52 десятка.
з) Предыдущее число увеличьте на 1 десяток.
и) Число 76000 уменьшите в 100 раз.
В пунктах д, е, и числа показываются на карточках.
– Сравните полученные результаты с рядом чисел на экране. Кто справился без ошибок? Кто допустил одну или две ошибки?
– Внимание! Внимание! Проверяем домашнее задание. (Дано на предыдущем уроке.)
– Сравните результаты математического диктанта с числами, которые получили при нахождении значений выражений в домашней работе. Что можете сказать? (Результаты одинаковые.)
– Это говорит о том, что вы были внимательны при выполнении домашней работы.
– Расположите числа в порядке возрастания и расшифруйте слово. (Умножение.)
1007
758
7809
12168
3544
8670
520
530
760
Ж
Н
Н
Е
Е
И
У
М
О
IV. Актуализация изученного.
– Что вы знаете об умножении? Как называются компоненты этого действия?
Какие свойства этого действия отражены на экране? (Эл. Приложение).
Умножение
а · b = b · a
(a + b) · c = a · c + b · c
V. Работа над темой урока.
– Сегодня мы продолжим открывать секреты этого действия. Мы возвращаемся на летнюю полянку. Я предлагаю поработать в группах и посчитать количество цветов на поляне. Свое выражение запишите крупно на листах.
Если учащимися предлагается выражение 3 · 8 = 24, то следует выяснить, что в этом выражении означает число 8 (количество «букетов») и как посчитать «букеты», используя умножение.
3 ∙ (2 ∙ 4) = 24
(3 ∙ 2) ∙ 4 = 24
(3 ∙ 4) ∙ 2 = 24
Учащиеся объясняют, как считали в каждом случае.
Эти же слайды используются в качестве наглядной опоры в случае, если учащимся самостоятельно не удается найти иной способ вычислений.
– Сравним выражения.
3 · (4 · 2)
(3 · 4) · 2
(3 · 2) · 4
– Что на что умножали в 1-м выражении? Как умножали во 2-м выражении? в 3-м выражении?
– Как можно умножить число на произведение?
VI. Первичное закрепление.
1. № 35.
– Посмотрите на экран. Объясните способы вычислений выражений и найдите их значения.
7 ∙ (2 ∙ 5) = 7 ∙ 10 =
7 ∙ (2 ∙ 5) = (7 ∙ 2) ∙ 5 =
7 ∙ (2 ∙ 5) = (7 ∙ 5) ∙ 2 =
– Сравните способы умножения числа на произведение, которые мы открыли, с пояснениями учебника (с. 12, вверху страницы).
«В хозяйстве от каждой коровы получали в среднем по 14 л молока в сутки. Сколько литров молока получат в этом хозяйстве от 10 коров за 7 суток? Реши задачу разными способами».
Более сильным учащимся предлагается решить задачу, составив выражения к каждому способу. С теми, кто затрудняется, учитель разбирает задачу с опорой на схематический чертеж.
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Что сегодня открыли на уроке? (Способы умножения числа на произведение.)