4. Поиск решения учебной проблемы (10 мин) Слайд 5. Щёлкаем по зайчику, он прячется в траву. Учитель: - Ребята, что мы видим на картинке? Ученики: - Три зайчика гуляют на полянке. Учитель прячет правого зайчика за траву (щелчок по зайчику). - Что произошло дальше? (один зайчик спрятался) - Сколько зайчиков осталось? (два) - Какое выражение можно составить к этой картинке?(3-1=2) - Давайте проверим (щелчок по солнышку, появляется выражение). Щёлкаем по солнышку, появляется выражение. - Почему мы выбрали знак минус? (один зайчик спрятался, стало меньше) - Прочитайте это выражение, используя слова «уменьшили на» (три уменьшили на 1, получили 2). - Давайте запишем это выражение в тетрадь. Учитель комментирует и пишет на обычной доске. - Какое число мы уменьшали? (три) - Пишем 3. Как вы думаете, как называется это число? (версии ребят) - Это число называется УМЕНЬШАЕМОЕ. Обозначим его буквой У (подписываем снизу). - Ставим знак минус. - Какое число мы вычитали? (1) Как вы думаете, как оно называется? (версии ребят) - Оно называется ВЫЧИТАЕМОЕ. Пишем 1. Обозначим его буквой В. - Ставим знак равно и результат – 2. - Вы помните, как называется результат выражения? (значение) - При вычитании результат называется ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ. Обозначим его буквой Р. - Выражение 3-1 – это РАЗНОСТЬ ЧИСЕЛ. Запись на доске: Р 3 – 1 = 2 У В Р - Давайте ещё раз повторим названия чисел при вычитании (щелчок по облачку справа, настроена анимация появления текста). При щелчке по облачку появляются названия компонентов. Доска закрывается. Работа с учебником. - Ребята, откройте учебник на стр. 29. - Теперь посмотрите внимательно на картинку слева. Что вы видите? (три птички сидят на ветке, а две улетели) - Подходит ли схема из кружков к этой картинке? (Да.) - Почему? (Было 5 птичек, нарисовали 5 кружков. Две улетели, зачеркнули 2 кружка) - Какое выражение можно составить к этой картинке? 5-2=3 - Прочитайте «про себя» ещё раз названия чисел справа от картинки. - Прочитайте это выражение, используя названия чисел при вычитании. - Почему первое число называется уменьшаемое? - Почему второе число называется вычитаемое? - Ребята, как называется результат вычитания? (значение разности, так как 5-2 – это выражение, а 3 – это его значение) - Выражение 5-2 мы тоже можем называть разностью. - Прочитайте пример прочтения нашей записи под картинкой (разность чисел 5 и 2 равна 3) - Запишите это выражение в тетрадь и подпишите названия чисел буквами (один ученик у доски). Проверка сигнальными карточками. 5 – 2 = 3 У В Р На доску вывешивается схема. На партах у ребят конвертики Квадрика с распечатанными схемами. - Откройте конвертики Квадрика и найдите опорные схемы. Работа в парах. - Расскажите друг другу, пользуясь опорной схемой, как называются числа при вычитании и способы прочтения выражений. На усмотрение учителя, можно провести физкультминутку. Так как дальше ребята будут работать в группе, будут находиться в движении, физкультминутку можно не проводить. Контроль результатов: устные ответы, выполнение записей в тетрадях, взаимопроверка. |