3. Ознакомление с новым материалом, в ходе которого осуществляется первичное закрепление. (22 мин.)
4. Обобщение и систематизация (4мин.)
5. Устное решение задач на готовых чертежах (2мин.)
6. Практическое задание (4мин.)
7. Решение задач (5мин.)
8. Итог урока. (4 мин.)
9. Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока
Организационный момент
Цель: Настроить учащихся на эффективную работу на уроке.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.Настраивает учащихся на работу.
Историческая справка (слайд 1-3)
Цель: Организовать учебно-познавательную деятельность учащихся.
«Все боится времени, но само время боится пирамид».
Изучение нового материала
Цель: Научить учащихся определять различные виды треугольников,применять теоретические знания при решении задач.
Учитель проводит фронтальный опрос:
Дайте определение треугольника. (Ответ уч-ся:Треугольник это геометрическая фигура, состоящая из трех точек и трех попарно соединяющих отрезков)
Как называются точки? (Ответ уч-ся: Точки называются вершинами треугольника)
Как называются отрезки? (Ответ уч-ся: Отрезки называются сторонами треугольника)
Далее учитель объясняет новый материал.
Определяет виды треугольников (слайд 4)
(По длине сторон и по величине углов)
Определяет виды треугольников по длине сторон (слайд 5)
А). Равносторонний треугольник
Б). Равнобедренный треугольник
С). Разносторонний треугольник
Дает определение равностороннего треугольника (слайд 6)
(Треугольник, у которого все три стороны равны, называется равносторонним.)
Решение задач. (Используя данные на слайдах 7-8). Сначала учащимся предлагается условие задачи, задача решается учащимися устно. Затем показывается правильность оформления решения задачи.
Задача №1
Дано:
Р rАВС = 24 см.
______________
Найти сторону.
Решение:
а = Р : 3
а=24 : 3=8 (см) – длина стороны треугольника.
Ответ: 8 см.
Задача №2
Дано:
а = 5 см.
______________
Найти Р.
Решение:
Р = 3а
Р = 3•5=15 (см) – периметр треугольника.
Ответ: 15 см.
Дает определение равнобедренного треугольника и его элементов (слайд 9)
(Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным.
Равные стороны называются боковыми, а третья – основанием).
Решение задач. (Используя данные на слайдах 10-12). Сначала учащимся предлагается условие задачи, задача решается учащимися устно. Затем показывается правильность оформления решения задачи.
Задача №1
Дано:
Р rАВС = 30 см.
АС = 8 см
______________
Найти АВ.
Решение:
Р = АС + ВС + АВ
АВ = Р – (АС + ВС) = 30 – (8 +8) = 14 (см) длина стороны АВ.
Ответ: 14 см.
Задача №2
Дано:
Р rАВС = 18 см.
АВ = 4 см
______________
Найти АС и ВС.
Решение:
Р = АС + ВС + АВ
АС = ВС = (Р - АВ): 2 = (18 - 4):2 = 7 (см) длина сторон АС и ВС.
Ответ: 7 см.
Задача №3
Дано:
АС = 5 см
АВ = 3 см
______________
Найти Р.
Решение:
Р = АС + ВС + АВ
Р = 5 + 5 + 3 = 13 (см) периметр треугольника.
Ответ: 13 см.
Дает определение разностороннего треугольника (слайд 13)
(Треугольник, у которого нет равных сторон, называется разносторонним).
Учитель предлагает учащимся ОТВЕТЬТЬ НА ВОПРОСЫ, используя рисунок. (слайд 14).
Назовите угол, противолежащий стороне АС. (Угол В)
Назовите сторону, противолежащую углу А. (Сторона ВС)
Назовите углы, прилежащие к стороне АВ. (Угол А и угол В)
Назовите большую сторону и больший угол. (Большая сторона АВ, больший угол С)
Далее предлагается учащимся самостоятельно сделать ВЫВОД: (слайд 15)
(Против большей стороны лежит больший угол, против меньшей стороны лежит меньший угол.
Против большего угла лежит большая сторона, против меньшего угла – меньшая сторона).
Учащиеся в тетради выполняют чертежи всех видов треугольников по длине сторон (слайд 16)
АВ=ВС=АС АВ=ВС АВ≠ВС≠АС
Определяет виды треугольников по величине углов (слайд 17)
А). Прямоугольный треугольник
Б). Тупоугольный треугольник
С). Остроугольный треугольник
Учитель дает определение прямоугольного треугольника и названий его сторон (слайд 18)
(Треугольник, у которого один угол равен 900 , называется прямоугольным.
Сторона, лежащая против прямого угла называется гипотенузой.
Две другие – катетами). Учащиеся сразу выполняют чертеж в тетради.
Определение тупоугольного треугольника (слайд 19)
(Треугольник, у которого один угол тупой называется тупоугольным).
Определение остроугольного треугольника (слайд 20)
(Треугольник, у которого все углы острые называется остроугольным).
Обобщение и систематизация
Цель: Составить опорную схему, при помощи которой в дальнейшем учащимся легче будет определять все виды треугольников.
Учащиеся работают в тетради (слайд 21)
Решение задач на готовых чертежах: работа проводится устно (слайд 22-24)
Цель: Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.
Задача №1
Задача №2
Задача №3
Практическое задание: учащиеся самостоятельно работают в тетради по учебнику по вариантам.
I вариант II вариант
№1 ст. 45 №2 ст. 45
Закрепление решения задач.
Цель: Использование нового материала.
На доске заготовлены чертежи различных видов треугольников, учащиеся выходят решать задачи выбирая нужный чертеж, номера из учебника.
№11 – разносторонний треугольник
№12 – равнобедренный треугольник
№14 - равнобедренный треугольник
№15 – прямоугольный треугольник
№18 – равносторонний треугольник
№16 – равнобедренный треугольник
Итог урока проводится в виде устной работы. (Слайд 25-29)
Цель: Подвести итог урока, применяя знания, полученные на уроке.
Обозначение сторон треугольника
Стороны треугольника обозначаются строчными латинскими буквами.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
Какими бывают треугольники по величине углов?
Какими бывают треугольники по длине сторон?
Может ли равнобедренный треугольник иметь прямой угол?
Назовите треугольники, изображенные на рисунке и назовите вид каждого треугольника
Сосчитайте количество треугольников
Сколько нас?
Часто знает и дошкольник, Что такое треугольник. А уж вам-то как не знать… Но совсем другое дело — Очень быстро и умело Треугольники считать. Например, в фигуре этой Сколько разных? Рассмотри! Все внимательно исследуй И «по краю», и «внутри». IX. Д\З:
Цель: Дать разъяснения по выполнению домашнего задания.