Вводный урок по теме "Первый признак равенства треугольников". Задания подобраны в соответствие материалу учебника, имеются занимательные задания по геометрии 7 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать доброжелательность, заинтересованность в познании
нового, взаимопомощь.
Оборудование :карточки с изображениями многоугольников и фигур на распознавание, изображения треугольников, карточки со словами «многоугольник», « треугольник», цветной мел, магнитная доска, магниты, учебник, иллюстрация на загадку «треугольник».
Тип урока: знакомство с новым материалом
Методы обучения: частично- поисковый, проблемный
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Подготовка к восприятию нового материала.
Вводное слово учителя.
Среди множества различных геометрических фигур на плоскости выделяется большое семейство МНОГОУГОЛЬНИКОВ.
Названия геометрических фигур имеют вполне определенный смысл. Присмотритесь внимательно к слову “многоугольник”, и скажите из каких частей оно состоит. Слово “многоугольник” указывает на то, что у всех фигур этого семейства “много углов”.
Подставьте в слово “многоугольник” вместо части “много” конкретное число, например 5. Вы получите ПЯТИУГОЛЬНИК. Или 6. Тогда – ШЕСТИУГОЛЬНИК. Заметьте, сколько углов, столько и сторон, поэтому эти фигуры вполне можно было бы назвать и многосторонниками.
2. Задание 1
На рисунке геометрические фигуры. Используя рисунок, назовите эти фигуры.
Каким наименьшим числом можно заменить “много” в многоугольнике? (Ответ: 3)
А с каким из видом многоугольника мы познакомимся на сегодняшнем уроке вы узнаете, отгадав загадку:
ЗАГАДКА:
Жили-были три подружки В разных домиках своих. Три веселых хохотушки – Точками все звали их. Между этими домами Реки длинные текли. Точки очень не хотели Ножки промочить свои. И тогда они решили Между домиками взять Сделать мостики большие, Чтобы в гости прибегать. Мост с мостом соединился, Что же, в общем, получился? (Треугольник).
3.Задание:среди фигур найдите треугольники.
а ) б) в) г) д)
По каким признакам вы определили, что это треугольник?
3.Постановка целей урока.
Сегодня мы рассмотрим первую фигуру из семейства многоугольников – треугольник. Вспомним его элементы, понятия, связанные с данной фигурой и применим все знания при выполнении практических задач.
4. Знакомство с новым материалом.
1. Треугольник– простейшая фигура: три стороны, три вершины, три угла. Математики называют его двумерным “симплексом” - по латыни означает простейший. Именно в силу своей простоты треугольник явился основой многих измерений.
Через площадь треугольника выражается площадь любого многоугольника, достаточно разбить этот многоугольник на треугольники, вычислить их площади и сложить результаты.
Еще 4000 лет назад в одном египетском папирусе говорилось о площади треугольника.
Через 2000 лет в Древней Греции очень активно велось изучение свойств треугольника. Пифагор открыл свою знаменитую формулу.
Особенно плодотворно свойства треугольника исследовались в XV-XVI веках. Большой вклад в эту теорию внес знаменитый математик Леонард Эйлер.
Император Франции Наполеон свободное время посвящал занятию математикой и, в частности, изучению свойств треугольников.
(Из книги “Я познаю мир”)
2. Работа в тетради.
Давайте отметим три точки: А, В, С, не лежащие на одной прямой и соединим их отрезками. Мы получили геометрическую фигуру, которая называется… ( треугольником). Треугольник – геометрическая фигура, состоящая из трех точек и трех отрезков, соединяющих эти точки.
В АВС ( ▲ ВСА, ▲ СВА, ▲ ВАС)
Точки А, В и С – вершины треугольника.
С Отрезки АВ, ВС и АС – стороны треугольника.
А ВАС, СВА, АСВ – углы ▲АВС
( часто их обозначают А, В, С)
3. Математическая переменка
Я люблю треугольники! И сразу объявляю математическую переменку. Проверьте мои утверждения:
- Любой треугольник составлен из трех прямых.
- Ни в одном из треугольников нет ни одной прямой.
- Любой треугольник состоит из трех отрезков.
- Любой треугольник состоит из трех отрезков, соединяющих три не лежащих на одной прямой точки.
- Любой треугольник имеет три угла.
- Любой треугольник имеет три вершины.
4.Задача
Земельный участок имеет треугольную форму. Сколько потребуется метров проволоки, чтобы обнести этот участок забором?
(Ответ: измерить стороны и сложить их длины.)
Как мы называем сумму длин всех сторон треугольника?
(Ответ: периметр.)
Равс = АВ + ВС + СА (ед.)
Практическая работа.( один учащийся у доски)
Начертите треугольник АВС и проведите отрезок, соединяющий вершину А с серединой противоположной стороны.
Начертите треугольник MNP. На стороне MP отметьте произвольную точку K и соедините её с вершиной, противолежащей стороне МР.
Начертите треугольники ДЕК и СНМ. Назовите углы: а) треугольника ДЕК, прилежащие стороне ЕК; б) треугольника СНМ, прилежащие к стороне СН.
Назовите угол: а) треугольника ДЕК, заключенный между сторонами ДЕ и ДК; б) треугольника СНМ, заключенный между сторонами НМ и МС.
Между какими сторонами: а) треугольника ДЕК заключен угол К;
б) треугольника СНМ заключен угол Н?
5. Решение задач.
№ 87 (один учащийся у доски, остальные в тетради)
№ 91 Дано:
В ▲ АВС, Р = 48 см
АС = 18 см, ВС – АВ = 4,6 см
Найти: АВ, АС.
АСРешение:
Пусть х см – длина стороны АВ, тогда ( х+ 4,6 )см – ВС.
Р = АВ + ВС+ АС
48см= х+ х+4,6 + 18
2х = 25,4
х = 12,7 АВ = 12,7 см; ВС = 12,7 + 4,6= 17,3см;
Ответ: 12,7 см; 17,3 см.
7.Работа с треугольниками. (работа в парах)
Перед вами конверты, в которых лежат треугольники. Среди них вы должны отыскать два равных треугольника.
Расскажите, как вы их нашли? (Наложением)
Чтобы треугольники совпали, сколько надо совместить элементов? (Три).
При совмещении треугольников совместятся попарно вершины, стороны и углы. Значит, если треугольники равны, то соответствующие элементы у них равны.
В равных треугольниках против соответственно равных сторон лежат равные углы, и обратно: против соответственно равных углов лежат равные стороны.
9. Закрепление изученного материала.
Самостоятельное выполнение № 89 (б, в) практического характера.
Просматриваю выполнение задания и устраняю ошибки.
10. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Какая фигура называется треугольником? Назовите его элементы. Что такое периметр треугольника? Какие треугольники называются равными?
Что нового узнали? Что понравилось? Чему научились?
Домашнее задание: п. 14; вопросы 1 и 2 на странице 47; № 156; № 89 (а).