Класс: 1 «б»
Тема: Связь между суммой и слагаемыми.
Тип урока: УРУиН
Цели:
- Сформировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых;
- Узнать, как связаны между собой сумма и каждое слагаемое.
Планируемые результаты:
Личностные: Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки.
Предметные: Называние компонентов сложения; продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов; отрабатывать умения составлять задачи по рисунку; развивать навыки счета в пределах 10.
Этапы, методы и приёмы
Хронометраж
Содержание урока и деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Словесный: Приветствуют учителя
2 мин.
Здравствуйте, ребята!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вы проверьте, все ль в порядке –
Книжки, ручки и тетрадки.
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
2. Актуализация знаний и мотивация
Словесный: Ответы на вопросы, фронтальный опрос
Наглядный: Работа с презентацией, работа у доски
5 мин.
Устный счет
- Назови пропущенные числа. 10 8 6 _ 2 0; 15 11 7 _.
- Сосчитайте, сколько листочков сорвал ветер? На берёзе 7 листочков, сильный ветер так шумит. И листочков на берёзе уже не семь, а только 3.
- Ящерица по длине короче, чем уж, а уж короче, чем гадюка. Кто каким отрезком изображён на схеме?
- На сколько цыплят меньше, чем утят?
- Как провести отрезок, чтобы получилось 2 треугольника.
Устный счет 2.
Найдите сумму чисел 3 и 4. (7)
Уменьшите 10 на 2. (8)
Увеличьте 4 на 2. (6)
1 слагаемое - 5, 2 слагаемое – такое же. Чему равна сумма? (10)
10 без 1. (9)
В магазине игрушек было 6 резиновых мячей, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине?
В букете 3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз в букете?
Отвечать на вопросы, анализировать, вспоминать изученное.
Работать у доски.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
3. Постановка учебной задачи
Частично — поисковый: Поиск темы урока в учебнике
Словесный: Формулирование темы и цели урока
2 мин.
Практическая работа.
– Положите 2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Какой выражение составим? 2 + 4 = 6
- Как называются числа при сложении?
- Прочитайте это выражение по-новому, используя названия компонентов действия сложения. (Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)
– Так, сколько всего у нас фигур? ( Всего 6 фигур.) Закройте ладошкой все синие треугольники.
- Что осталось?
- Сколько их?
- Как получили число 4? 6 – 2 = 4
Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении.
– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями).
– Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур? Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получили число 2? 6 – 4 = 2
– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
– Рассмотрите все три примера. Что заметили? ( Когда из суммы 6 вычли первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычли второе слагаемое 4, то получили первое слагаемое 2)
- Какой можно сделать вывод?
- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?
- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.
- Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Откройте учебник на стр. 26 и назовите мне тему и цели урока.
Тема: Связь между суммой и слагаемыми. Цели: - Сформировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых;
- Узнать, как связаны между собой сумма и каждое слагаемое.
Формулировать свои мысли, высказывать свое мнение.
Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.
4. Решение учебной задачи или открытие нового знания
Словесный:
Фронтальный опрос
15 мин
Учебник стр. 26 №1.
– Рассмотрите первую полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего? 3 + 2 = 5
– Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.
– Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили? 5 – 3 = 2
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
– Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили? 5 – 2 = 3
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
– Рассмотрите примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?
Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.
Работа с учебником. Отвечать на вопросы учителя, обобщать, размышлять.
Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.
5. Первичное закрепление
Словесный:
Отвечать на вопросы
Практический:
Проверка знаний. Составить выражения.
5 мин
Проблемный вопрос.
Можно ли не считая, а, используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание?
Выражение: 5+3=8
- Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению (8-3=5 и 8-5=3)?
- Как мы их получили? Что такое число 8? Значит: из суммы 8 вычли слагаемое 5, получили слагаемое 3.
Из суммы 8 вычли слагаемое 3, получили слагаемое 5.
- Так сколько выражений на вычитание можно составить по примеру на сложение (2)?
Проверка работы. Самостоятельно. Составьте выражения на вычитания: 7+2=9
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, можно ли не считая, используя пример на сложение, решить примеры на вычитание (да).
– Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?
Отвечать на вопросы.
Обобщаться, делать выводы.
Работа с презентацией.
Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.
Физ. минутка.
1 мин.
Показывает движения.
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
Повторяет движения.
6. Самостоятельная работа с самоконтролем
Словесный: Высказывать свое мнение
Практический: Работа в парах
5 мин.
№ 3 в учебнике.
- Закончите предложения. Работаем в парах. Один начинает читать предложение, второй продолжает.
Вывод: Мы поняли, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение.
– Давайте попробуем рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.
Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то… получится 2 слагаемое.
Чтобы 1 слагаемое, надо…
из суммы вычесть 2 слагаемое.
Отвечать на вопросы, формулировать свои мысли.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний
Познавательные: проводить сравнение, классификацию.
7. Включение в систему знаний, повторение
Практический:
Самостоятельная работа по учебнику
5 мин.
Самостоятельная работа. №4 (с. 26).
Какой ответ в первой задаче? (6.)
У кого такой ответ?
Какой ответ во второй задаче? (6.)
У кого такой ответ?
(Учащиеся, справившиеся с решением задач быстрее остальных, дополнительно выполняют задание на полях.)
Работа по вариантам. Самостоятельная работа.
8. Рефлексия деятельности
Словесный:
подводят итоги, вспоминают, анализируют
2 мин.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке? (слагаемые и сумма связаны между собой)
- А теперь оцените свои достижения при помощи смайликов.
- Кому было легко выполнять задания, поднимите зелёный смайлик.
- Кто испытывал трудности, поднимите жёлтый смайлик.
- Кому было скучно на уроке, поднимите красный смайлик.
На этом наш урок закончен. Вы сегодня очень хорошо поработали, у нас всё получилось.
Подводят итоги, формулируют свои мысли, отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу на уроке, оценивают свои знания, приобретенные на уроке.