~~Тема: Дроби 4 класс
Цели:
• Дать представление об образовании дроби;
• Учить читать и записывать дроби;
• Выражать в процентах дроби со знаменателем 100;
• Тренировать в решении задач и неравенств.
Формируемые УУД:
ПРЕДМЕТНЫЕ: иметь представление об образовании об образовании дроби, читать и записывать дроби, выражать в процентах дроби со знаменателем 100;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, работать в паре ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
ЛИЧНОСТНЫЕ: быть мотивированным к учебной деятельности
Оборудование: модели долей демонстрационная и раздаточная, заготовка-круг, схемы задач, таблицы с дробями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Запишите число. Классная работа.
II. Самоопределение к деятельности.
-Расположите примеры в порядке возрастания ответов и прочтите получившееся слово. (по цепочке решают примеры, вместе определяем последовательность)
Р 6300 : 100 : 7 x 9 = (81);
О 12000 : 4000 х 7 х 10 = (210);
Б 720 : 90 x 10 x 8 = (640);
И 90 x 30 : 100 x 1000 = (27000);
Д 16 x 100 : 10:40 = (4).
На доске появляется название темы: "Дроби".
-Как подтвердить тему урока? (В учебнике).
-Открываем учебник с 79. Запишите тему урока в тетрадь
III. Постановка цели урока
-Это новая для нас тема?
-Что знаем по теме? (Что такое дробь? Как обозначается? Как называются числа в записи? Как читать? Где пригодятся знания?)
-Чему будем учиться на уроке? На какие вопросы вы не можете пока ответить?
-Что поможет при работе? (опыт, учебник, учитель, одноклассники…)
IV. Практическая работа
-Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Представьте, что к вам пришли гости, а у вас 1 торт. Как быть? Надо делить его поровну. Возьмите на столе модель “торта” (круг).
Учитель показывает, дети повторяют.
К I-у варианту пришло 3 гостя + хозяин. Делим на 4 части.
А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Разрезаем по линии сгиба на части.
Доли получили, а как это записать? С помощью, каких таких знаков? Для звуков мы используем буквы, для записи чисел – цифры, а как записать доли? Доли мы запишем с помощью дробей.
Вывешивается запись на доске, а дети записывают в тетрадь.
– Теперь давайте запишем дроби.
– На сколько частей делили? Записываем под чертой.
– Сколько таких частей взяли? Пишем над чертой.
- Числа над чертой имеют общее название, и числа под чертой тоже. Как бы вы их назвали?
- Прочитайте статью на с. 79 учебника и найдите наименование чисел.
- Как называется число, записанное над чертой? (числитель)
- Как называется число, записанное под чертой? (знаменатель).
- Что показывает знаменатель? (на сколько равных частей делят целое)
- А числитель? ( Сколько таких частей взять)
- А что интересного узнали про проценты?
- Попробуем найти 3/9 квадрата, который изображен на доске.
- Получилось? Чем дробь 3/9 отличается от дробей, которые встречались на прошлых уроках? (Числитель был равен всегда 1).
- Что называют дробью? (Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделенных чертой
, где – m числитель, а n – знаменатель).
- Мы ответили на первый наш вопрос?
- Как вы думаете, как читают данные дроби? Для этого прочитаем самостоятельно статью на с.80.
- На какой вопрос предлагаете дальше ответить? ( Как записывать и читать дроби)
- Какое задание нам поможет? (№1 с.79). Где будем записывать? (внизу таблица)
V. Закрепление изученного. Работа по учебнику.
Запись дробей. (работа в паре)
Упр. №1 стр.79.
– На сколько равных частей поделена фигура?
– Сколько частей закрашено?
– Сколько частей не закрашено?
– Как записать с помощью дроби?
Физминутка
Закрашивание дробей. (взаимопроверка)
№2 стр. 80
– На сколько частей поделена фигура?
– Сколько надо закрасить?
– Что вам об этом говорит? (Числитель и знаменатель)
Чтение дробей. №3 стр. 80.
2/9,
4/5,
7/10,
11/24,
9/542,
37/9000.
– На что указывает числитель дроби? (Сколько частей взято.)
– На что указывает знаменатель дроби? (На сколько частей поделили.)
Запись дробей с помощью знака "% ". Запись % с помощью дробей.
VII.Решение задач ( Самостоятельная работа по рядам)
- Ребят, а в задачах могут встретиться дроби?
I ряд
В доме - ? квартир
Одноком. - 12 кв. - 1/4 ч.
12 х 4= 48 (кв) в доме.
Ответ: 48 кв. II ряд
Было - 150 руб.
Истрат. - 3/5 ч - ? р
150 : 5 х З = 90 (р) - истр.
Ответ: 90 р. Ш ряд
Было - 90 маш.
Уехало - 1/3 ч - ? маш.
90 : 3 х 1 = 30 (м) уехало.
Ответ: 30 машин.
VIII. Итог урока.
– Что такое дробь?
– Как называются числа в записи дробей?
–– Сегодня получили оценки 5/29 (из 29 человек получили 5 человек – «5»…….:
IX. Рефлексия.
- Мы в начале урока делили торт. Сейчас я предлагаю Вам собрать кусочки тортика в единое целое.
У вас кусочек розового цвета – Всё понял, могу помочь другим;
Желтого цвета - Всё понял;
Коричневый цвет - Могу, но нужна помощь
Приклейте свои «кусочки» на наш единый торт.
Х. Домашнее задание.
С. 79-80П. №8, № 9,
Урок математики по учебнику Л.Г.Петерсон.