kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра. Тема урока: «Дроби»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра.

  Тема урока:  «Дроби»

Класс: 5

Цели урока:

  • Образовательные – организовать деятельность учащихся по повторению, обобщению, систематизации знаний по изученной теме, используя проектную деятельность; обеспечить развитие умения   находить  число по его дроби и определение целого по его части; проконтролировать уровень усвоения материала учащимися; создать условие контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
  • Развивающие – способность формированию умений применять приемы: обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического мышления и речи, внимания и памяти.
  • Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Технология построения урока:

  • технология проблемного обучения;
  • уровневая дифференциация;
  • технология сотрудничества;
  • компьютерные  технологии;
  • здоровье сберегающие технологии.

Основные термины: обыкновенная дробь, нахождение дроби от числа, нахождение числа по значению его дроби, отношение чисел.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная,  фронтальная, групповая:  парная форма, кооперативно-групповая, индивидуально-групповая работа в парах.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5», мультимедиа проектор, компьютер, плакат, доска, ИД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра. Тема урока: «Дроби»»

Урок-игра.

Тема урока: «Дроби»

Класс: 5

Цели урока:

  • Образовательные – организовать деятельность учащихся по повторению, обобщению, систематизации знаний по изученной теме, используя проектную деятельность; обеспечить развитие умения   находить  число по его дроби и определение целого по его части; проконтролировать уровень усвоения материала учащимися; создать условие контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.

  • Развивающие – способность формированию умений применять приемы: обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического мышления и речи, внимания и памяти.

  • Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Технология построения урока:

    • технология проблемного обучения;

    • уровневая дифференциация;

    • технология сотрудничества;

    • компьютерные  технологии;

    • здоровье сберегающие технологии.

Основные термины: обыкновенная дробь, нахождение дроби от числа, нахождение числа по значению его дроби, отношение чисел.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая: парная форма, кооперативно-групповая, индивидуально-групповая работа в парах.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5», мультимедиа проектор, компьютер, плакат, доска, ИД.




Технологическая карта урока математики 5 класс по теме «Дроби»


Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Создать благоприятный психологический настрой на работу. Настроить учащихся к изучению новой темы.

Начнем сегодняшний урок с необычной игры в футбол.



Настрой на работу.




Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Установление правильности и осознанности изученной темы «Дроби».

Выявление пробелов осмысления изученного материала, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.



Мы с вами путешествовали по Царству обыкновенных дробей. Сегодня мы должны повторить, обобщить тему “Обыкновенные дроби”, показать умение складывать, вычитать смешанные числа.

Умение находить дробь от числа, число по заданному значению дроби.

На время данного урока мы станем альпинистами, покорителями горных вершин.

Определим, что необходимо взять для покорения горных вершин Царства “Обыкновенных дробей”.


Устный счет. “Разминка” (Сигнальные карточки).

Какова цель нашего урока?

Повторить и обобщить знания по теме «Обыкновенные дроби» .

Класс разбивается на 2 половины. (2 человека у доски).

Учащиеся с помощью сигнальных карточек “ДА”, “НЕТ” показывают ученикам у доски правильность решения примеров.

Сделайте соответствие число – буква.

Теоретический опрос.

  1. Дайте определение обыкновенных дробей.

  2. Что показывает знаменатель дроби?

  3. Что показывает числитель дроби?

  4. Что показывает черта дроби?

  5. Какая дробь называется правильной?

  6. Какая дробь называется неправильной?

  7. Какая из этих дробей ‹ 1?

  8. Какая из этих дробей = 1?

  9. Какая из этих дробей › 1?

  10. Как сложить (вычесть) обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями?

Выберем маршрут нашего покорения вершин знаний. На доске:

  • ДА

  • НЕТ


Воспроизвели и зафиксировали знания, формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе урока.


активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);




Повторили основные вопросы по пройденному материалу, необходимого для успешного решения последующих заданий.










Дают ответы на поставленные вопросы.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока.





































На доске записан ряд примеров дробей


Применение знаний и умений

Осмысление зависимости результата деятельности от формы и методов ее организации.

Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби».

Закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.







Графический диктант (в тетради).

Верно ли утверждение:
























































Учитель

Задача нашего урока – показать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем уверенно складывать, вычитать, находить дробь от числа, число по заданному значению дроби.


Самостоятельное выполнение
заданий на применение полученных раннее знаний.


Ученики меняются тетрадями, проверяют друг у друга, выставляют оценки.

(На экране указаны правильные ответы).










1 ученик

Первой дробью, наверное, была дробь? Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте:

В древнем Китае вместо черты использовали точку:

Индийцы записывали так:

Первым дробную черту ввел итальянский ученый Фибоначчи.

Дроби на Руси называли долями, а позже “ломанными” числами. (VIII в.)


2 ученик

У нас есть поговорка “Попал в тупик, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “Попал в дроби”. Она означает, что человек, попавший в дроби, попал в трудное положение. Эта поговорка напоминает о тех временах, когда дроби считали самым трудным, запутанным разделом математики (т.к. общих приемов действий с дробями и записи дробей не было. Мы начинаем изучать их уже в младших классах).


Выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Элементы волевой саморегуляции, выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий.

Физкультурная минутка

Смена деятельности.




Ручку правую вперёд,
А потом её назад.
А потом наоборот
И немножко потрясём.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем в круге.
И в ладоши хлопаем вот так.

Ручку левую вперёд,
А потом её назад.
А потом наоборот
И немножко потрясём.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем в круге.
И в ладоши хлопаем вот так.

Ножку правую вперёд,
А потом её назад.
А потом наоборот
И немножко потрясём.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем в круге.
И в ладоши хлопаем вот так.

Ножку левую вперёд,
А потом её назад.
А потом наоборот
И немножко потрясём.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем в круге.
И в ладоши хлопаем вот так.


Построение проекта выхода из затруднения

Выявление степени свободы в понимании и использовании понятий темы обобщения.


Покорим вершину “Задачи” (повторим).

1). Правило нахождения дроби от числа.

2). Правило нахождения числа по заданному значению дроби.

Решить задачу двумя способами.

Задача 1

Урок длится 45 минут. На подготовку к покорению вершин мы затратили 2/3 урока. Сколько времени осталось на само восхождение?

1 способ

1). 45 : 9 ·2 = 10 (минут);

2). 45 – 10 = 35 (минут).


2 способ

1). 1 – 2/9 = 7/9 (урока);

2). 45 : 9 ·7 = 35 (минут ) на восхождение.


Самостоятельная работа по рисунку

Длина шага розовой пантеры 1 м 20 см, длина шага сыщика составляет 2/3 от шага пантеры. Сравните длину шагов.

1). 120 : 3 · 2 = 80 (см)

2). 120 – 80 = 40 (см) шаг пантеры длиннее.

Длина шага сыщика 78 см, что составляет 3/5 от шага пантеры. Какой шаг у розовой пантеры?

1). 78 : 3 · 5 = 26 · 5 = 130 (см) = 1м 30см длина шага пантеры

Проверяют в парах.





Пьеска: «2=7 и 2=5»

Учитель. Ну что, Петров? Что же с тобой делать?


Учитель. Весь год ты ничего не делал, ничего не учил. Что тебе теперь ставить в ведомости, прямо не знаю




Учитель. Да ты что?! Каким же?





Учитель. Ну и как же, товарищ Великий Петров, вы этого добились?







Учитель. Архимед?





Учитель. А чему же еще?





Учитель. Как это?




Учитель. Верно.





Учитель. Верно.





Учитель. Точно!




Учитель. Да.



Учитель. Ага! Так, так, Петров, дожили.




Учитель. Понятно. Смотри: 20 – 20 =0. Верно?


Учитель. 8 – 8 = 0 – тоже верно. Тогда 20 – 20 = 8 – 8. Тоже верно?



Учитель. Вынесем общие множители: 5(4 – 4) = 2(4 – 4). Верно.


Учитель. Тогда все, все, Петров, ставлю тебе “2”!



Учитель. А ты не расстраивайся, Петров, ведь если мы разделим обе части равенства на (4 – 4), то 2 = 5. Так ты делал?



Учитель. Вот я тебе и ставлю “2”, не все ли равно. Согласен?


Рассматриваются идеи

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий; проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д



Ответы детей.





































Ученик. А что?

.



Ученик. (угрюмо глядя в пол). Я, Иван Иваныч, научным трудом занимался.


Ученик. Я решил, что вся наша математика неверна и . . . доказал это!




Ученик. А-а, что там говорить, Иван Иваныч! Я же не виноват, что Пифагор ошибался и этот . . . Архимед!


Ученик. И он тоже. Ведь говорили, что три равно только трем.


Ученик. (торжественно). Это неверно! Я доказал, что 3 = 7!


Ученик. А вот, смотрите: 15 – 15 = 0. Верно?


Ученик 35 – 35 = 0 – тоже верно. Значить, 15 – 15 = 35 – 35. Верно?


Ученик. Вынесем общие множители: 3(5 – 5) = 7(5 – 5). Верно?


Ученик. Хе-хе! (5 – 5) = (5 – 5). Это тоже верно?


Ученик. Тогда все вверх дном: 3 = 7!


Ученик Я не хотел, Иван Иваныч. Но протии науки . . . не погрешиш!


Ученик. Точно!




Ученик Точно, Иван Иваныч, точно.




Ученик. Верно!



Ученик. За что, Иван Иваныч, за что?





Ученик. Ну, допустим.



Ученик. Нет, я не согласен. Это не правильно!


Формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания


Самостоятельная работа с самопроверкой

Побуждение учащихся к самостоятельному анализу полученных знаний.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


Вершина “Художественная”.

Пик “Строительный”.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие числа называются смешанными?

  2. Как выделить целую часть из неправильной дроби?

  3. Как записать число в виде неправильной дроби?


Смешанные числа - новые для вас
Лишь совсем недавно их узнал ваш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки,
Учим, учим правила, готовимся к уроку!


Предлагается наборное полотно и карточки из 5 заданий. Каждое задание содержит 4 варианта ответов, один из которых верный. В результате выполнения действий на наборном полотне вы построите “заборчик” из верных ответов (он же во время проверки появляется на доске).

На доске зеленая клумба на которую ученики прикалывают ромашки.



Самостоятельная работа “Ромашки”

Найдите значения выражений.

Решите уравнения. Каждой группе раздаются в вариант с заданием. Ученики между собой разбирают задания.

Приложение 1

Приложение 2

На доске наборное полотно для строительства забора. Тест «Забор»

Приложение 3





(для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления)






















Половина учеников класса выполняет самостоятельную работу “Ромашки”, а другая половина решает тест (строит забор).

А сейчас в нашем классе построим забор и посадим ромашки.

Для этого вам необходимо раскрасить ромашки, выполнив предварительно задание (задание предлагается в 4 вариантах – дифференцированно, правильные ответы соответствуют одинаковым цветам лепестков).

Первый и третий ряды выполняют самостоятельную работу “Ромашки”, второй ряд – тест “Забор”.


Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; контроль, оценка.


Рефлексия учебной деятельности

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе


организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;










Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания:самостоятельное выделение познавательной цели

Личностные: смыслообразование; проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.

Итоги



На уроке вы смогли убедить меня в том, что умеете складывать и вычитать смешанные числа. Уверенно находите дробь от числа, число по заданному значению дроби. Хорошо сравниваете обыкновенные дроби.

Спасибо за урок.

Счастливого вам плавания в Царство десятичных дробей на белоснежных парусниках (ученикам вручаются рисунки парусников).




Домашнее задание






















Самоанализ урока математики


Тема урока: «Дробь».

Этапы урока

Дидактические задачи

Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Актуализация  опорных знаний

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Первичное обобщение изученного материала с использованием проектной деятельности

Построение и фиксация полученного знания

Исследовательская работа в группах

Применение полученных знаний при решении проблемных задач.

Закрепление с комментированием во внешней речи

Применение полученных знаний в типовых заданиях


Физкультминутка

Формирование у учащихся потребности к ЗОЖ


Самостоятельная работа с самопроверкой

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Рефлексия деятельности.  Контроль и оценка результатов.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.


Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен в изучении раздела «Дроби», «Действия с дробями».Для урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в процесс деятельности. Помня об этом, я  продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирая вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. Особое внимание уделила мотивации учащихся на получение практических знаний и опыта.

На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было использовать уже имеющиеся знания. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Для каждого ученика создана ситуация успеха, что также способствует повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий учтены индивидуальные особенности учеников, что стимулирует детей и повышает их активность на уроке.

Подобная учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повышаются возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 


Планируемый результат

Предметные умения

  • Закрепить и проконтролировать уровень работы с дробями

  • Усовершенствовать навыки решения задач, нахождение числа по его дроби; определение целого по его части

  • Проверить и расширить представления уч-ся об обыкновенных дробях, используя проектную деятельность уч-ся на уроке

  • Проверить умение учащихся решать практические тестовые задачи на использование дробей.

 Личностные УУД:

  • способствовать развитию  умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной;

  • развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений;

  • способствовать развитию  креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических  задач.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней;

  • проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

  • проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

  • планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.

Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний;

  • уметь осуществлять срав­нение и классификацию по заданным крите­риям;

  • находить ответы на вопросы, используя полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи;

  • уважительное отношение к чужому умению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

  • формирование навыков анализа







Приложение 1

Приложение 2


Приложение 3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-игра. Тема урока: «Дроби»

Автор: Киченина Илона Евгеньевна

Дата: 27.02.2017

Номер свидетельства: 396362


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства