Цель урока: сформировать представления о понятиях: «точка», «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «луч».
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с начальными геометрическими понятиями «точка», «кривая линия», « прямая», «отрезок». Подготовить к пониманию необходимости специальных приёмов действий для проведения прямой линии. Учить распознавать их;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, усидчивость, положительное отношение к знаниям, добросовестное отношение к учебному труду.
УУД:
регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью; оценивать правильность выполнения действий; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
коммуникативные: формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога; оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; умение работать в паре.
познавательные: определять геометрическую фигуру и обосновывать своё мнение; сравнивать геометрические фигуры; использовать приобретенные знания при выполнении заданий.
личностные: проявлять интерес к изучению темы; осознавать собственную успешность; уметь выслушивать своего товарища при работе в паре.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс Моро М. И., С. И. Волкова,
С. В. Степанова; рабочая тетрадь, линейки, простые карандаши.
Ход урока:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Выявление места и причины затруднения в пробном действии
- Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в страну геометрию, где живут геометрические фигуры.
- Назовите геометрические фигуры, с которыми вы уже знакомы.
-Сегодня мы познакомимся с новыми жителями:
(Показываю картинки)
-Это точка-королева Геометрии, потому что ни одну геометрическую фигуру без неё нельзя построить.
-Это прямая линия. Она не имеет ни начала, ни конца, ее можно продолжить, к ней можно приложить линейку.
-Это кривая линия. Она тоже не имеет ни начала, ни конца, но к ней нельзя приложить линейку.
-А сейчас вы поймете, почему точку называют КОРОЛЕВОЙ ГЕОМТРИИ
- Что у меня в руках?
-Какая геометрическая фигура?
- Я отрезаю её небольшую часть и ставлю точку, чтобы её нельзя было продолжить в одну сторону. Получилась новая геометрическая фигура. Луч. Его можно продолжить только в одну сторону.
- Теперь с другой стороны я поставлю точку и отрежу. Теперь нельзя продолжить ни в одну сторону. Это отрезок. Чем он отличается от прямой и кривой линий?
- Из чего состоит отрезок?
Назовите эти геометрические фигуры.
-Какая же тема нашего урока?
Слушают учителя.
Нам известны такие геометрические фигуры как: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
Смотрят на картинки и слушают учителя.
Клубок.
Прямая линия.
Слушают учителя.
У него есть начало и конец, его нельзя продолжить.
Точка, прямая линия.
Тема нашего урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок».
Л
П
Построение проекта выхода из затруднений
(Каллиграфическая минутка)
- Ребята, откройте свои рабочие тетради. Запишите число, классная работа. А число 14 пропишите до конца строки на следующей строчке.
Практическая работа, тетрадь стр.15
(Индивидуальная работа)
-На какие 2 группы можно разделить?
-Сколько прямых можно провести через 2 точки?
-А кривых?
- Откройте учебник:
- Посмотрите на рисунок на стр. 40
-Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой.
-Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке?
- Как начертить прямую линию?
- Как начертить отрезок?
- Прочитайте задание на полях на стр.40. Как узнать, какой отрезок самый длинный.
- Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный.
- Какой отрезок самый короткий?
Открывают тетради, записывают число, классная работа, прописывают число 14.
Выполняют практическую работу.
2,3,5- прямые и кривые 1,4
Одну.
Много.
Открывают учебник.
Смотрят на рисунок.
Прямая линия натянута, кривая – нет.
Провести по линейке линию.
Поставить две точки и соединить их.
Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.
Синий.
Красный.
К
Р
П
Реализация построенного проекта
(работа в парах)
-Рассмотрите рисунок стр.41
-Какие линии вы видите. Расскажите соседу по парте.
Рассматривают рисунок.
На рисунке изображены прямые, кривые линии, луч, отрезки.
Р
К
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-На листочках изображена паутинка.
- Найдите кривые, обведите их синим карандашом, а на прямых выполните вычисления.
-Обведите лучи на рисунке зелёным карандашом.
-Как начертить отрезок?
-Есть ли на рисунке отрезки?
Рассматривают паутину.
Находят кривые, обводят синим карандашом, на прямых выполняют вычисления.
Обводят лучи зеленым карандашом.
Чтобы начертить отрезок нужно поставить две точки и соединить их.