Данный урок проводился в 6 классе общеобразовательной школы № 168 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла города Новосибирска. Тема урока:"Перебор возможных вариантов"
(изучение согласно пункту учебника, с использованием презентации)
Перед нами нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных решений. Обычно одни из них нас устраивают, а другие нет.
Пример 1:
" Сколько двузначных чисел можно составить из цифр: 1, 4 и 7".
Решение на доске учителем и учащимися.
Пример 2:
" В алфавите племени УАУА имеются только две буквы – «а» и «у».
Сколько различных слов по три буквы в каждом слове можно составить, используя алфавит этого племени?"
Учитель предлагает решить учащимся самостоятельно, с проверкой на доске.
Пример 3:
"На завтрак Вова может выбрать плюшку, бутерброд, пряник или кекс, а запить их он может кофе, соком или кефиром. Из скольких вариантов завтрака Вова может выбрать?"
Учащиеся решают вместе с учителем.
Выводы:
В данных примерах был осуществлен способ перебора возможных вариантов (возможных комбинаций). Поэтому данные задачи называют комбинаторными. Решения данных задач основывается на общем правиле умножения.
"Правило умножения"
Для того чтобы найти число всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А и В, следует перемножить число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В
IV. Формирование умений и навыков
Реши самостоятельно:
1. Составьте все двузначные числа, записи которых используются только цифры: 3 и 7.
2. Составьте все двузначные числа, в записи которых используются только цифры 3, 5, 7, 9. Сколько двузначных чисел можно записать, если использовать при записи числа каждую из указанных цифр только один раз?
3. Сколькими способами можно составить патруль из двух милиционеров, если на дежурство вышли четверо: Быстров, Свистунов, Умнов и Дубов?
4. В четверг в первом классе должно быть три урока: русский язык, математика и физкультура. Сколько различных вариантов расписания можно составить на этот день?
Указание: перебирая варианты, введите обозначения: Р – русский язык, М – математика, Ф – физкультура.
(Решение задач самостоятельное, с последующей проверкой на доске)
V. Итоги урока
выставление оценок.
VI. Домашнее задание :
№ 157
Запишите все двузначные числа, в записи которых используются только цифры 3, 5, 7, 9. Сколько двузначных чисел можно записать, если использовать при записи числа каждую из указанных цифр только один раз?
№166
Сколькими способами можно выбрать два цветка, если есть васильки, маки, тюльпаны и ромашки? Сколько получится таких пар, если их составлять из двух разных цветков?