kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Луч. Числовой луч»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Луч. Числовой луч»  

 

Цель урока: познакомить учеников с понятием «числовой луч»

Задачи:

- научить отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам;

- закреплять умения читать и записывать многозначные числа;

-  повторить нахождение дроби от числа;

Коррекционные задачи:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;

- способствовать развитию творческих способностей детей;

- воспитывать взаимопомощь, наблюдательность, самостоятельность, интерес к предмету.

 

Тип урока:
комбинированный (урок закрепления знаний и ознакомления учащихся с новым материалом с элементами интегрирования).
Оборудование:

презентация к уроку.

 

 

Ход урока

1.Организационный момент.

Звенит, заливается школьный звонок.

Вас ждёт интересный полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и приятно даётся учение.

2.Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы познакомились с классом миллионов и классом миллиардов.

- Давайте проверим, как вы научились читать и записывать большие числа.

- Откройте тетради и напишите: число, Классная работа.

3.Устный счёт    

«Игра в футбол»

  1. Реши примеры:

Слайд 

 

2) Слайд 

 

1)Назовите число, которое на 1 единицу больше, чем 7 999 (8000)

2) Назовите число, которое на 1 единицу больше, чем  11 004 (11005)

3) Назовите число, которое на 10 единиц больше, чем 10 000 (10 010)

4) Назовите число, которое на 1 единицу меньше, чем 80 000 (79 999)

 

Молодцы!

Физкультминутка

 

  1. Работа над новым материалом.

1. Объяснение нового материала. Луч.

- Посмотрите, ребята, к нам в гости прилетел симпатичный человечек. Он сегодня нас хочет познакомить с новой геометрической фигурой, которой они поклоняются на своей планете.

Слайд

 

Задание: Назови знакомые геометрические фигуры.

(Ответы: прямая, отрезок, а третью мы не знаем, не учили.)

- Что напоминает вам эта фигура? На что она похожа? (Ответы детей)

Вам помогут правильно её назвать загадки, которые нам хочет загадать наш космический гость.

Слайд        

 Отгадайте загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

 - Что обогревает нашу Землю?  (Солнце)

 

 

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!»

- Что освещает с высоты путь кораблям в море? (Маяк)

 

 

Весь день стоит на улице,

Прохожим улыбается.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается.  (Фонарь)

 

- Каким предметом можно воспользоваться в темноте, если вдруг погас свет? (Фонариком)

 

 

- Как вы думаете, что может объединять все эти предметы?

 (Луч. От всех названных предметов исходит поток света, луч)

 

- Правильно, когда мы говорим луч, то представляем луч солнца, луч фонарика, луч маяка и др.)

 

-А теперь посмотрите ещё раз на новую геометрическую фигуру.

Слайд

О новой фигуре

Разносится весть:

Конца в ней пусть нету

Начало-то есть.

И Солнце,

Тихонько взойдя из-за туч

Сказало: «Друзья, это луч»

 

-В математике тоже есть свой  лучматематический

 

-Посмотрите внимательно на слайд. На чертеже изображён луч с началом в точке А

                            А •

Луч ограничен с одной стороны  и может быть продолжен по прямой только в одну сторону как угодно далеко. Начало луча обозначают буквой.

 

Слайд

 

- Вернёмся к нашим фигурам.

-Рассмотри чертёж и расскажи, чем отличается луч от отрезка, от прямой?

(Прямая – это линия, не имеющая ни начала, ни конца.

Отрезок – это линия, ограниченная (отрезанная) с двух сторон

 

Слайд

 

 

- Какая фигура лишняя? Докажите. (1 уч-ся у доски показывает)

Ответ: (МК – отрезок, остальные фигуры – лучи)

3. Числовой луч

Слайд  (чистый лист)

- Посмотрите. Я на доске начертила фигуру, как она называется? (Луч).

Теперь на этом луче я сделала 2 одинаковых шага вперёд и их пронумеровала, кто продолжит мой ряд? (У доски 1 ученик продолжает делить луч на одинаковые отрезки и их нумеровать.)

- У нас получилась новая геометрическая фигура. Как мы её назовём?

 (Ответы детей – Луч с числами, числовой луч).

Слайд .

 

- Правильно!

 

-Если от начала луча откладывать один за другим равные отрезки, у начала луча поставить число «нуль» и пронумеровать один за другим концы отрезков, то получим числовой луч.

 

- Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?

(Ответы детей: линейка,  метр, числовой ряд)

 

Запомни: началу числового луча соответствует число 0.

На числовом луче можно изобразить любое число, обозначив его точкой, т.к. луч бесконечен.

- На числовом луче любое число можно изобразить точкой, каким бы большим оно не было.

-С помощью числового луча числа легко сравнивать: чем правее точка от начала луча, тем большему числу она соответствует, чем левее  тем – меньшему.

 

4. Закрепление.

Работа с учебником. Выполнение заданий: № 149 - № 150.

1) № 149.

 Объясни с помощью числового луча, в какую сторону от точки, соответствующей числу 8 , надо двигаться, чтобы найти все числа, которые меньше, чем 8.       (влево, вправо)

 

2) № 150.

Начерти в тетради луч с началом в точке А. Отметь на нём один за другим несколько равных отрезков длиной 1 см. Отметь на этом луче точки В, С, Д, К, которые соответствуют числам 3, 6, 8, 11.

Слайд

 

3) № 151

Запиши, каким числам на числовом луче соответствуют точки В, С, Д, М.

В тетради запись чисел  через запятую, проверка с помощью слайда

                                                В            С                   Д                   М

А •---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---------

                           0   1               4             7                    11                 15

Ответ: 4, 7,  11, 15

 

 

4) Решение уравнений. (Задание можно дать по группам или индивидуально)

Слайд

 

Каждая группа решит своё уравнение и обозначит корень уравнения на числовом луче.

х + 37 = 40                               45 + х = 50

х = 3                                          х = 5

 

- Чем луч отличается от прямой и от отрезка? (У луча есть начало и он бесконечен)

-  Какой луч можно назвать числовым?

-  Как сравниваются числа с помощью числового луча?

 

  1. Физкультминутка.

 

VI. Работа над пройденным материалом:

Ребята, смотрите, кто в гости к нам прилетел? (Инопланетянин, гость с другой планеты)

- Давайте угостим его самой вкусной земной едой – черешней. Кто любит этот фрукт?

Но для этого нам надо решить задачу в учебнике на стр. 32 №152

 

Слайд

 

1. Решение задачи № 152 (под руководством учителя):

В трёх корзинах 96 кг черешни. В первой корзине 28 кг, во второй – третья часть всей черешни. Сколько килограммов черешни в третьей корзине?

 

- О чём говорится в задаче?

- Что нам в задаче известно?

- Сколько всего было корзин?..

Краткая запись условия задачи на доске и в тетради.

1 корз. - 28 кг                

2 корз. - 1/3 от всей черешни       96 кг

 З корз. - ? кг                     

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

- Что надо узнать первым действием?...

Решение: 1) 96 : 3• 1 = 32 (кг) - черешни во второй корзине

2) 28 + 42 = 60 (кг) - черешни в двух корзинах,

3) 96 - 60 = 36 (кг) - черешни в третьей корзине            

     Ответ: 36 килограммов в 3-ей корзине.

VII. Домашнее задание

С32 №155 (1)

VIII. Итог урока. Рефлексия. 

- С какай новой геометрической фигурой вы познакомились?

-  Как можно сравнить два числа, используя числовой луч?

Слайд

 

 

- Ребята, наша  планета Земля, по словам учёных, существует более 4  миллиардов  лет.

Так давайте же любить нашу планету, беречь её.

А друзьям инопланетянам, скажем спасибо и до свидания! И пусть они охраняют нашу Землю и берегут ее.

 

- А теперь, ребята, с помощью смайликов передайте своё настроение, с которым вы покидаете урок?

  • Мне было интересно
  • Мне было трудно, но интересно
  • Мне было не интересно.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Луч. Числовой луч» »

Тема: «Луч. Числовой луч»


Цель урока: познакомить учеников с понятием «числовой луч»

Задачи:

- научить отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам;

- закреплять умения читать и записывать многозначные числа;

- повторить нахождение дроби от числа;

Коррекционные задачи:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;

- способствовать развитию творческих способностей детей;

- воспитывать взаимопомощь, наблюдательность, самостоятельность, интерес к предмету.


Тип урока:
комбинированный (урок закрепления знаний и ознакомления учащихся с новым материалом с элементами интегрирования).
Оборудование:

презентация к уроку.



Ход урока

1.Организационный момент.

Звенит, заливается школьный звонок.

Вас ждёт интересный полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и приятно даётся учение.

2.Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы познакомились с классом миллионов и классом миллиардов.

- Давайте проверим, как вы научились читать и записывать большие числа.

- Откройте тетради и напишите: число, Классная работа.

3.Устный счёт

«Игра в футбол»

  1. Реши примеры:

Слайд

2) Слайд

1)Назовите число, которое на 1 единицу больше, чем 7 999 (8000)

2) Назовите число, которое на 1 единицу больше, чем 11 004 (11005)

3) Назовите число, которое на 10 единиц больше, чем 10 000 (10 010)

4) Назовите число, которое на 1 единицу меньше, чем 80 000 (79 999)


Молодцы!

Физкультминутка


  1. Работа над новым материалом.

1. Объяснение нового материала. Луч.

- Посмотрите, ребята, к нам в гости прилетел симпатичный человечек. Он сегодня нас хочет познакомить с новой геометрической фигурой, которой они поклоняются на своей планете.

Слайд


Задание: Назови знакомые геометрические фигуры.

(Ответы: прямая, отрезок, а третью мы не знаем, не учили.)

- Что напоминает вам эта фигура? На что она похожа? (Ответы детей)

Вам помогут правильно её назвать загадки, которые нам хочет загадать наш космический гость.

Слайд

Отгадайте загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

- Что обогревает нашу Землю? (Солнце)


Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!»

- Что освещает с высоты путь кораблям в море? (Маяк)


Весь день стоит на улице,

Прохожим улыбается.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается. (Фонарь)

- Каким предметом можно воспользоваться в темноте, если вдруг погас свет? (Фонариком)


- Как вы думаете, что может объединять все эти предметы?

(Луч. От всех названных предметов исходит поток света, луч)


- Правильно, когда мы говорим луч, то представляем луч солнца, луч фонарика, луч маяка и др.)


-А теперь посмотрите ещё раз на новую геометрическую фигуру.

Слайд

О новой фигуре

Разносится весть:

Конца в ней пусть нету

Начало-то есть.

И Солнце,

Тихонько взойдя из-за туч

Сказало: «Друзья, это луч»


-В математике тоже есть свой лучматематический


-Посмотрите внимательно на слайд. На чертеже изображён луч с началом в точке А

А •

Луч ограничен с одной стороны и может быть продолжен по прямой только в одну сторону как угодно далеко. Начало луча обозначают буквой.


Слайд

- Вернёмся к нашим фигурам.

-Рассмотри чертёж и расскажи, чем отличается луч от отрезка, от прямой?

(Прямая – это линия, не имеющая ни начала, ни конца.

Отрезок – это линия, ограниченная (отрезанная) с двух сторон


Слайд


- Какая фигура лишняя? Докажите. (1 уч-ся у доски показывает)

Ответ: (МК – отрезок, остальные фигуры – лучи)

3. Числовой луч

Слайд (чистый лист)

- Посмотрите. Я на доске начертила фигуру, как она называется? (Луч).

Теперь на этом луче я сделала 2 одинаковых шага вперёд и их пронумеровала, кто продолжит мой ряд? (У доски 1 ученик продолжает делить луч на одинаковые отрезки и их нумеровать.)

- У нас получилась новая геометрическая фигура. Как мы её назовём?

(Ответы детей – Луч с числами, числовой луч).

Слайд .

- Правильно!


-Если от начала луча откладывать один за другим равные отрезки, у начала луча поставить число «нуль» и пронумеровать один за другим концы отрезков, то получим числовой луч.


- Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?

(Ответы детей: линейка, метр, числовой ряд)


Запомни: началу числового луча соответствует число 0.

На числовом луче можно изобразить любое число, обозначив его точкой, т.к. луч бесконечен.

- На числовом луче любое число можно изобразить точкой, каким бы большим оно не было.

-С помощью числового луча числа легко сравнивать: чем правее точка от начала луча, тем большему числу она соответствует, чем левее тем – меньшему.


4. Закрепление.

Работа с учебником. Выполнение заданий: № 149 - № 150.

1) № 149.

Объясни с помощью числового луча, в какую сторону от точки, соответствующей числу 8 , надо двигаться, чтобы найти все числа, которые меньше, чем 8. (влево, вправо)


2) № 150.

Начерти в тетради луч с началом в точке А. Отметь на нём один за другим несколько равных отрезков длиной 1 см. Отметь на этом луче точки В, С, Д, К, которые соответствуют числам 3, 6, 8, 11.

Слайд


3) № 151

Запиши, каким числам на числовом луче соответствуют точки В, С, Д, М.

В тетради запись чисел через запятую, проверка с помощью слайда

В С Д М

А •---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---------

0 1 4 7 11 15

Ответ: 4, 7, 11, 15


4) Решение уравнений. (Задание можно дать по группам или индивидуально)

Слайд

Каждая группа решит своё уравнение и обозначит корень уравнения на числовом луче.

х + 37 = 40 45 + х = 50

х = 3 х = 5


- Чем луч отличается от прямой и от отрезка? (У луча есть начало и он бесконечен)

- Какой луч можно назвать числовым?

- Как сравниваются числа с помощью числового луча?


  1. Физкультминутка.


VI. Работа над пройденным материалом:

Ребята, смотрите, кто в гости к нам прилетел? (Инопланетянин, гость с другой планеты)

- Давайте угостим его самой вкусной земной едой – черешней. Кто любит этот фрукт?

Но для этого нам надо решить задачу в учебнике на стр. 32 №152


Слайд

1. Решение задачи № 152 (под руководством учителя):

В трёх корзинах 96 кг черешни. В первой корзине 28 кг, во второй – третья часть всей черешни. Сколько килограммов черешни в третьей корзине?


- О чём говорится в задаче?

- Что нам в задаче известно?

- Сколько всего было корзин?..

Краткая запись условия задачи на доске и в тетради.

1 корз. - 28 кг

2 корз. - 1/3 от всей черешни 96 кг

З корз. - ? кг

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

- Что надо узнать первым действием?...

Решение: 1) 96 : 3• 1 = 32 (кг) - черешни во второй корзине

2) 28 + 42 = 60 (кг) - черешни в двух корзинах,

3) 96 - 60 = 36 (кг) - черешни в третьей корзине

Ответ: 36 килограммов в 3-ей корзине.

VII. Домашнее задание:

С32 №155 (1)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- С какай новой геометрической фигурой вы познакомились?

- Как можно сравнить два числа, используя числовой луч?

Слайд


- Ребята, наша планета Земля, по словам учёных, существует более 4 миллиардов лет.

Так давайте же любить нашу планету, беречь её.

А друзьям инопланетянам, скажем спасибо и до свидания! И пусть они охраняют нашу Землю и берегут ее.


- А теперь, ребята, с помощью смайликов передайте своё настроение, с которым вы покидаете урок?

  • Мне было интересно

  • Мне было трудно, но интересно

  • Мне было не интересно.


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Тема: «Луч. Числовой луч»

Автор: Бувайлова Елена Ивановна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 125008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта урока по математике на тему: "Координатный луч""
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapomatiematikienatiemukoordinatnyiluch"
    ["file_id"] => string(6) "268831"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450703844"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока по математике на тему: Сложение и вычитание с помощью числового луча"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_matiematikie_na_tiemu_slozhieniie_i_vychitaniie_s_pomoshch_iu"
    ["file_id"] => string(6) "380488"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484661290"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Объединение и пересечение числовых промежутков "
    ["seo_title"] => string(58) "obiedinieniie-i-pieriesiechieniie-chislovykh-promiezhutkov"
    ["file_id"] => string(6) "183126"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425731003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Сравнение чисел. Числовые лучи с разными шагами (единичными мерками) "
    ["seo_title"] => string(77) "sravnieniie-chisiel-chislovyie-luchi-s-raznymi-shaghami-iedinichnymi-mierkami"
    ["file_id"] => string(6) "163622"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520216"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока математики в 1 классе "Неравенства. Знаки ,  "
    ["seo_title"] => string(77) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-1-klassie-nieravienstva-znaki"
    ["file_id"] => string(6) "129546"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415722603"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства