Тема: «Луч. Числовой луч»
Цель урока: познакомить учеников с понятием «числовой луч»
Задачи:
- научить отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам;
- закреплять умения читать и записывать многозначные числа;
- повторить нахождение дроби от числа;
Коррекционные задачи:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- воспитывать взаимопомощь, наблюдательность, самостоятельность, интерес к предмету.
Тип урока:
комбинированный (урок закрепления знаний и ознакомления учащихся с новым материалом с элементами интегрирования).
Оборудование:
презентация к уроку.
Ход урока
1.Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок.
Вас ждёт интересный полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и приятно даётся учение.
2.Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы познакомились с классом миллионов и классом миллиардов.
- Давайте проверим, как вы научились читать и записывать большие числа.
- Откройте тетради и напишите: число, Классная работа.
3.Устный счёт
«Игра в футбол»
- Реши примеры:
Слайд
2) Слайд
1)Назовите число, которое на 1 единицу больше, чем 7 999 (8000)
2) Назовите число, которое на 1 единицу больше, чем 11 004 (11005)
3) Назовите число, которое на 10 единиц больше, чем 10 000 (10 010)
4) Назовите число, которое на 1 единицу меньше, чем 80 000 (79 999)
Молодцы!
Физкультминутка
- Работа над новым материалом.
1. Объяснение нового материала. Луч.
- Посмотрите, ребята, к нам в гости прилетел симпатичный человечек. Он сегодня нас хочет познакомить с новой геометрической фигурой, которой они поклоняются на своей планете.
Слайд
Задание: Назови знакомые геометрические фигуры.
(Ответы: прямая, отрезок, а третью мы не знаем, не учили.)
- Что напоминает вам эта фигура? На что она похожа? (Ответы детей)
Вам помогут правильно её назвать загадки, которые нам хочет загадать наш космический гость.
Слайд
Отгадайте загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
- Что обогревает нашу Землю? (Солнце)
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
- Что освещает с высоты путь кораблям в море? (Маяк)
Весь день стоит на улице,
Прохожим улыбается.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается. (Фонарь)
- Каким предметом можно воспользоваться в темноте, если вдруг погас свет? (Фонариком)
- Как вы думаете, что может объединять все эти предметы?
(Луч. От всех названных предметов исходит поток света, луч)
- Правильно, когда мы говорим луч, то представляем луч солнца, луч фонарика, луч маяка и др.)
-А теперь посмотрите ещё раз на новую геометрическую фигуру.
Слайд
О новой фигуре
Разносится весть:
Конца в ней пусть нету
Начало-то есть.
И Солнце,
Тихонько взойдя из-за туч
Сказало: «Друзья, это луч»
-В математике тоже есть свой луч – математический
-Посмотрите внимательно на слайд. На чертеже изображён луч с началом в точке А
А •
Луч ограничен с одной стороны и может быть продолжен по прямой только в одну сторону как угодно далеко. Начало луча обозначают буквой.
Слайд
- Вернёмся к нашим фигурам.
-Рассмотри чертёж и расскажи, чем отличается луч от отрезка, от прямой?
(Прямая – это линия, не имеющая ни начала, ни конца.
Отрезок – это линия, ограниченная (отрезанная) с двух сторон
Слайд
- Какая фигура лишняя? Докажите. (1 уч-ся у доски показывает)
Ответ: (МК – отрезок, остальные фигуры – лучи)
3. Числовой луч
Слайд (чистый лист)
- Посмотрите. Я на доске начертила фигуру, как она называется? (Луч).
Теперь на этом луче я сделала 2 одинаковых шага вперёд и их пронумеровала, кто продолжит мой ряд? (У доски 1 ученик продолжает делить луч на одинаковые отрезки и их нумеровать.)
- У нас получилась новая геометрическая фигура. Как мы её назовём?
(Ответы детей – Луч с числами, числовой луч).
Слайд .
- Правильно!
-Если от начала луча откладывать один за другим равные отрезки, у начала луча поставить число «нуль» и пронумеровать один за другим концы отрезков, то получим числовой луч.
- Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?
(Ответы детей: линейка, метр, числовой ряд)
Запомни: началу числового луча соответствует число 0.
На числовом луче можно изобразить любое число, обозначив его точкой, т.к. луч бесконечен.
- На числовом луче любое число можно изобразить точкой, каким бы большим оно не было.
-С помощью числового луча числа легко сравнивать: чем правее точка от начала луча, тем большему числу она соответствует, чем левее тем – меньшему.
4. Закрепление.
Работа с учебником. Выполнение заданий: № 149 - № 150.
1) № 149.
Объясни с помощью числового луча, в какую сторону от точки, соответствующей числу 8 , надо двигаться, чтобы найти все числа, которые меньше, чем 8. (влево, вправо)
2) № 150.
Начерти в тетради луч с началом в точке А. Отметь на нём один за другим несколько равных отрезков длиной 1 см. Отметь на этом луче точки В, С, Д, К, которые соответствуют числам 3, 6, 8, 11.
Слайд
3) № 151
Запиши, каким числам на числовом луче соответствуют точки В, С, Д, М.
В тетради запись чисел через запятую, проверка с помощью слайда
В С Д М
А •---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---•---------
0 1 4 7 11 15
Ответ: 4, 7, 11, 15
4) Решение уравнений. (Задание можно дать по группам или индивидуально)
Слайд
Каждая группа решит своё уравнение и обозначит корень уравнения на числовом луче.
х + 37 = 40 45 + х = 50
х = 3 х = 5
- Чем луч отличается от прямой и от отрезка? (У луча есть начало и он бесконечен)
- Какой луч можно назвать числовым?
- Как сравниваются числа с помощью числового луча?
- Физкультминутка.
VI. Работа над пройденным материалом:
Ребята, смотрите, кто в гости к нам прилетел? (Инопланетянин, гость с другой планеты)
- Давайте угостим его самой вкусной земной едой – черешней. Кто любит этот фрукт?
Но для этого нам надо решить задачу в учебнике на стр. 32 №152
Слайд
1. Решение задачи № 152 (под руководством учителя):
В трёх корзинах 96 кг черешни. В первой корзине 28 кг, во второй – третья часть всей черешни. Сколько килограммов черешни в третьей корзине?
- О чём говорится в задаче?
- Что нам в задаче известно?
- Сколько всего было корзин?..
Краткая запись условия задачи на доске и в тетради.
1 корз. - 28 кг
2 корз. - 1/3 от всей черешни 96 кг
З корз. - ? кг
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Что надо узнать первым действием?...
Решение: 1) 96 : 3• 1 = 32 (кг) - черешни во второй корзине
2) 28 + 42 = 60 (кг) - черешни в двух корзинах,
3) 96 - 60 = 36 (кг) - черешни в третьей корзине
Ответ: 36 килограммов в 3-ей корзине.
VII. Домашнее задание:
С32 №155 (1)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- С какай новой геометрической фигурой вы познакомились?
- Как можно сравнить два числа, используя числовой луч?
Слайд
- Ребята, наша планета Земля, по словам учёных, существует более 4 миллиардов лет.
Так давайте же любить нашу планету, беречь её.
А друзьям инопланетянам, скажем спасибо и до свидания! И пусть они охраняют нашу Землю и берегут ее.
- А теперь, ребята, с помощью смайликов передайте своё настроение, с которым вы покидаете урок?
- Мне было интересно
- Мне было трудно, но интересно
- Мне было не интересно.