Учитель | Иванова Кристина Сергеевна, МБОУ «Заинская основная общеобразовательная школа №1» |
Предмет | Математика |
Класс | 3 |
Тема урока | Деление окружности на равные части |
Цель урока | Научить работать по алгоритму деления окружности на равные части |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
методы и формы обучения | Словесный, наглядный, практический методы обучения |
Образовательные ресурсы и оборудование | Учебник математики УМК «Начальная школа XXI века», тетрадь; проектор, интерактивная доска, презентация; плакат «Страна Геометрия», тема урока на карточках, карточки «Окружность, диаметр и радиус», белый круг на картоне (для учителя), маркер, раздаточный материал: карточка с заданием, белый круг (каждому), 3 круга: зеленый, желтый и красный (каждому), плаката «Дерево успеха», шаблоны окружностей разделенных на 3 части и на 6 частей. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные |
Познакомятся: с алгоритмом деления окружности на равные части; Научатся: применять практический способы деления круга и окружности на 2,3,4,6 равных частей | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; расширить кругозор учащихся; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; нацеливание на успешную деятельность; Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, планирую учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него; научатся принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. |
Этапы урока | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы орг. на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организационный этап | 2 | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку -Здравствуйте, садитесь. Мотивирует учащихся на работу -Внимание! (Показывает на слайд2, на котором изображение Евклида). Кому-нибудь из вас знакома эта личность Евклид? - Евклид - древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас учений по математике. Оказал огромное влияние на развитие математики. (Слайд ) Он занимался изучением фигур на плоскости и в пространстве, вычислением их площади и объема. - Почему же именно эту личность я выбрала, как вы считаете? - Создателем геометрии является Евклид. - Сегодня наш с вами урок будет уроком путешествия в страну Геометрия. - Кому из вас знакомо это слово? Что, по вашему мнению, изучает геометрия? (Слайд ) - Геометрия – это раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также их обобщения. (Слайд) (На доске плакат волшебной страны, надпись на доске «Страна Геометрия») - Как вы думаете, с какими жителями мы можем встретиться в такой стране? | Приветствуют учителя. Ответы детей Предполагаемые ответы: с фигурами, периметром, площадью, луч, отрезок | Фронтальная | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Мотивация к учебной деятельности | 4 | - Чтобы узнать, об этой стране больше, нужно выполнить задание одного из жителей этой страны. (Слайд: мальчик Круг с заданием). - У вас на партах лежат вот такие карточки. На них мы видим точки с номерами, расположенными вразброс. - На слайде будут появляться вопросы, а вы записываете на эти листочки только ответ. Задание понятно? Да. 1) Во сколько раз число 28 больше 7? 2) Сумма чисел 4 и 4. 3) Во сколько раз число 40 больше 8? 4) Вычислите: (13+14):9 5) Запишите число, равное 1 дес.8 ед. 6) Сколько сотен в числе 328? | - 4 - 8 - 5 - 2 - 18 - 3 | | Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. Личностные: умение работать самостоятельно, фронтально | |
Актуализация знаний | 7 | - Поменяйтесь тетрадями, проверяем ответы. (На слайде появляются ответы 4,8,5,3,18,3 и критерии: «5»-без ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «?» - более 2-х ошибок.) - «?» - это сигнал о том, что нужно вспомнить. - Соедините точки на рисунке. Что у вас получилось? - На что похож круг в жизни? - Теперь послушайте стихотворение и все хором назовите ответ после того, как я дам сигнал: У круга есть подруга, Знакома всем её наружность. Она идёт по краю круга И называется … (Вывешивает карточку «Окружность») - Что такое окружность? - Что вы знаете об окружности? Что она имеет? (Вывешивает карточки «Радиус», «Диаметр») - Сейчас возьмите белый круг, который у вас лежит на парте. (Учитель фронтально показывает на большом круге.) Отметьте в середине точку. Как она называется? Теперь соедините центр круга с любой точкой окружности. Как будет называться этот отрезок? Запишите над отрезком слово «радиус»(Учитель показывает фронтально). Что мы с вами еще не отметили на окружности? А как нам его отметить? | Проверяют - круг - тарелка, блин, мяч - окружность - Граница круга - У окружности есть радиус, диаметр - Центр круга (окружности) -радиус - диаметр -провести отрезок от одной точки к другой, проходя через центр окружности | Фронтальная | Регулятивные:Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные:Формировать умения слушать и слышать собеседника | Устный опрос |
Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности | 5 | (На слайде девочка Окружность с заданием) - Разделите окружность на две равные части, не используя линейку и карандаш. – Получилось? Как вы это сделали? -Теперь попробуйте на 4 равные части разделить, не использую карандаш и линейку. - Получилось? Что для это сделали? (Слайд) - Окружность нам предлагает следующее задание: теперь попробуйте разделить на 3 равные части, не использую линейку и карандаш. - Получилось? Чего нам не хватает, чтобы выполнить это задание?
- Знаете вы, как выполнить это задание? Значит, чего вам не хватает? - Попробуем определить тему нашего урока. (Слайд) – Вам нужно продолжить фразы «Тема нашего урока…»
- «Цель нашего урока…»
(Открывает карточки на доске с темой урока) |
- сложили пополам
- да. Еще раз сложили пополам
- нет - линейки и карандаша - нет - знаний
-Деление окружности на равные части - научится делить окружность на равные части | Фронтальная | Личностные : умение работать самостоятельно, фронтально; Регулятивные:целеполагание; умение самостоятельно ставить учебные задачи; Познавательные: анализ с целью выделения признаков | Устный опрос |
Работа над новым материалом | 8 | - Откройте тетради. Запишите дату, классная работа. 24 января. Классная работа. - Пропишите число 257. | Прописывают число 257 | | Личностные: умение работать самостоятельно; Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | Устный опрос |
Физкультминутка | | По карточкам Учитель показывает карточку, дети должны выполнить то, что на ней изображено. | | Фронтальная | | |
Продолжение работы по теме уркоа | 7 | - Сейчас я прочитаю сказку, и вместе с этим будем выполнять задание. Готовы? Ручки пока положите. «Как-то наша знакомая Линейка решила отпраздновать свой день рождения и испекла пирог. (Слайд). Пришли гости – Циркуль и Карандаш. Линейка в затруднении, не знает как разделить пирог на 3 части. Циркуль ей говорит: «Не беда. Сейчас мы быстро справимся. Поставил ножку в центр круга, а другую – на верхнюю точку окружности… ( Как вы думаете, зачем? Правильно. - Выполните в своих тетрадях построение окружности. Не важно, маленькая она будет или нет.) …А дальше от этой точки на окружности стал откладывать еще 5 таких же точек на одинаковом расстоянии… - Легко ли это сделать сразу? Будем выполнять вместе. (Показывает на круге) - Окружность у нас есть. Что еще у нас есть? -Отметили самую верхнюю точку. Теперь Нам нужно отметить диаметр от этой точки, но не проводить. (Отмечают самую нижнюю точку, ставят цифру 2). - Теперь отметим 3-ю и 4-ю точку. (По диагонали) - Отмечаем 5-ю и 6-ю точку. - Теперь использую карандаш и линейку, попробуйте разделить на 3 равные части. Получилось? Соедините только все чётные или нечетные числа. Назовите мне четные числа. Какие нечетные числа? … «Вот здорово», - обрадовалась Линейка. Но вдруг раздался стук в дверь. Неожиданно Линейку пришли поздравить еще трое друзей, но линейка не огорчилась, она посмотрела на пирог, и сразу догадалась, как его разделить поровну на 6 частей. А вы догадались? - Как это нужно сделать? (Показывает на доске – эталон) «… Карандаш и Линейка быстро справились с делом. Соединили оставшиеся точки с центром круга и сели пить чай.» - Теперь разберем по этапам, что нужно сделать, чтобы разделить на равные части. 1. Отметить центр окружности. 2. Отмерить радиус(отрезок) и поставить точку. 3. Начертить окружность. 4. Расставить 6 точек. 5. Разделить на равные части. | - Отмерить радиус Выполняют построение окружности - нет - Радиус и точка - 2,4,6 - 1, 3, 5 - да -Соединить остальные точки через центр | | | |
Закрепление | 5 | -Представьте, что у вас день рождения. Начертить окружность радиусом 2 см-это будет ваш торт. Разделите окружность на 3 равные части. - А теперь начертите окружность радиусом 3 см. И разделите ее на 6 равных частей. - Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка) - Первая окружность должна стать вот такой. (Показывает шаблон окружности, разделенной на 3 равные части). - Вторая окружность должна быть такой. (Показывает шаблон окружности, разделенной на 6 равных частей) -Поставьте «+», если все правильно. «?» - если есть ошибки. | Выполняют в тетрадях самостоятельно | Фронтальная | Личностные: умение работать самостоятельно; Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | Практическая работа |
Рефлексия учебной деятельности | 3 | «Дерево успеха» - У вас на партах лежат круги 3 разных цветов: зеленый, желтый и красный- это будут наши яблоки. -Сейчас вам нужно будет выбрать только 1 круг. Затем вы выйдете к доске и повесите свое яблоко на наше дерево. Зеленый круг – все было понятно, со всем справился; Желтый круг – были трудности; Красный круг – мне нужно еще поработать над этой темой. | Вывешивают круги на доску | Индивидуальная | Личностные:Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные:Осуществлять итоговый контроль, Коммуникативные:Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме | Устный опрос |
Итог. Домашнее задание | 2 | Домашнее задание: №4, №6 с.14 - Встаем. Спасибо за урок. Урок окончен. | Записывают домашнее задание | Фронтальная | | |