1. Этап мотивации (самоопределения) | Организует учащихся, проверяет готовность к уроку, знакомит с гостями урока. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. - Здравствуйте, меня зовут Светлана Андреевна, и урок математики сегодня проведу у вас я. Ребята, давайте с вами откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа. Ребята, посмотрите, к нам на урок пришёл Буратино! Мальвина не может справиться с этим неугомонным мальчишкой! И не может объяснить ему одну тему. Поэтому, она попросила сделать это нас. Но, пока Буратино шёл к нам, он забыл тему, которую назвала Мальвина, а остались только задания. - Ребята, поможем Мальвине и Буратино? | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. -Здравствуйте (присаживаются за парты) (Записывают число, классная работа) - Да | Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | 1. Знакомит с задачами, организует решение задач с помощью рисунков. 2. Организует нахождение математических выражений по цепочке. - А первые задания, которые передала Мальвна, на устный счёт. Посмотрите на экран. Давайте решим задачи. Я попрошу вас выходить к доске. - Во дворе гуляют куры. Всего у них 12 ног. Сколько кур гуляет во дворе? - Почему деление? - В ателье на один халат пришивают по 6 пуговиц. Сколько пуговиц потребуется на 4 таких халата? - Почему умножение? - На клумбе посадили 18 роз в 2 ряда поровну. Сколько было в каждом ряду? - Почему деление? - А теперь давайте выполним с вами вычисление по цепочке: 10*4; 40-36; 4*3; 12+4; 16+17; 33*0; 0+25= | 1. Слушают задание учителя, решают задачи с помощью рисунков у доски. 2. Находят решения математических выражений по цепочке у доски. -12:2=6 - У кур 2 ноги, а всего 12. Чтобы узнать сколько кур гуляло во дворе, нужно общее количество ног разделить на 2. ОО/ОО/ОО/ОО/ОО/ОО - 6 · 4 = 24 - Всего 4 халата, на каждом по 6 пуговиц, чтобы узнать сколько пуговиц всего потребуется, нужно количество пуговиц умножить на количество халатов. О О О О О О О О О О О О О О О О О О - 18:2=9 - Чтобы узнать, сколько было на одной грядке роз, нужно количество роз разделить на количество грядок. ООООООООО ООООООООО - 25 (по одному выходят к доске, записывают ответы) | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений | 1. Предлагает найти решение выражениям и сравнить их знаками ˃, ˂ или =. 2. Организуется нахождение выражения деления с взаимосвязью между компонентами. 3. Ознакомление с целью и задачами урока, определение темы. (На доске записаны выражения) 5·4 О 5+5+5 8·3 О 4·8 10·5 О 5·10 - Сравните выражения. Поставьте знаки ˃, ˂ или =. -Какое математическое свойство вы использовали для сравнения выражений в последней строке? - Вычислите значение этих выражений -Составьте по этим выражениям два примера на деление - А как найти значение выражений 50:10 и 50:5 -Какое правило о взаимосвязи компонентов и результата умножения вам помогло? -Сегодня на уроке мы продолжим учиться выполнять умножение и деление чисел и познакомимся с новым вычислительным приемом. А кто уже догадался, что это за прием? Каким будет одно из чисел? - Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с. 74. Прочитайте задачи урока. - Давайте прочитаем объяснение вычислительного приема рядом с красной чертой. | 1. Анализируют математические выражения, находят выражения, делают выводы. 2. Находят выражения деления с взаимосвязью между компонентами. 3. Знакомятся с целью и задачами урока, определяют тему, читают задачи урока в учебнике. - От перестановки множителей результат умножения не изменяется -10·5=50; 5·10=50 - 50:5=10; 50:10=5 - Зная значение произведения чисел 5 и 10, можем найти частное чисел) - Если произведение разделить на один из множителей, получится другой множитель - Прием умножения и деления на число 10 (Читают объяснение) | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | 1. Организует работу с выражениями, объясняет нахождение решения выражения, вызывает детей к доске. - Посмотрите на №1. -Как связаны между собой все четыре столбика примеров? (Один учитель у доски, дети в тетради, а остальные примеры устно) - Составьте равенства (Проверка.) -Что особенного заметили в записи примеров первого столбика? | 1. Анализируют решение выражений, работают у доски. - При составлении примеров второго столбика используется переместительное свойство умножения, при составлении примеров третьего и четвертого столбиков- правило о том, что если значение произведения разделить на один из множителей, то получится другой множитель. 1 столбик: 10·2=20; 10·3=30; 10·4=40; 10·5=50; 10·6=60; 10·7=70; 10·8=80; 10·9=90; 10·10=100. 2 столбик: 2·10; 3·10; 4·10; 5·10; 61·0; 7·10; 8·10; 9·10. 3 столбик: 20:2=10; 30:3=10; 40:4=10; 50:5=10; 60:6=10; 70:7=10; 80:8=10; 90:9=10. 4 столбик: 20:10=2; 30:10=3; 40:10=4; 50:10=5; 60:10=6; 70:10=7; 80:10=8; 90:10=9. (Учащиеся по цепочке читают равенства) - Цифра, обозначающая число десятков в ответе, равна второму множителю) | Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата. |
5. Физкультминутка | 1. Проводит физминутку, выполняет упражнения вместе с детьми. Ребята, посмотрите, Буратино устал и хочет немного отдохнуть. А вы устали? Тогда, давайте немного разомнёмся. В норке спал хорек зимой, Но проснулся он весной. Вверх он лапки потянул, Головой своей кивнул. И помчался он вприпрыжку, Словно озорной мальчишка. | 1. Повторяют движения за учителем. - Да (дети выполняют упражнения вместе с учителем.) | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи | 1. Знакомит с задачей №2 в учебнике, читает задачу вслух, просит детей прочитать. 2. Проводит разбор содержания задачи. 3. Знакомит с задачей №3, читает задачу, просит прочитать детей. 4. Проводит разбор содержания задачи. 5. Просит составить 2 обратные задачи и решить их. 6. Дает детям письмо от Мальвины, просит его прочитать и выполнить задание- решить задачу (№4 в учебнике). Посмотрите задачи номер 2 в учебнике. (учитель читает задачу) - Прочитайте, пожалуйста, задачу про себя. - Кто мне задачу прочитает вслух? - О чём говорится в задаче? Что обозначает число 6,2? -Что значит "такие ручки"? - Составьте выражение в виде суммы одинаковых слагаемых к первому вопросу. -Сколько раз прибавили по 6? Почему? -Замените сложение произведением - Составьте выражения к остальным вопросам. Давайте посмотрим следующую задачу. (учитель читает задачу) - Прочитайте, пожалуйста, задачу про себя. - Кто мне задачу прочитает вслух? -Что известно? Что нужно узнать? Запишем условие задачи. - Запишите решение. - Какое правило применили при вычислении ответа? -Что заметили в ответе? А теперь, попробуйте составить 2 обратные задачи и решить их. -Ребята, посмотрите, Мальвина прислала нам письмо. Давайте его прочтём. Дорогие ребята! Буратино совсем не хочет меня слушать. Эту задачу мы не можем с ним решить уже 2 недели, хоть она и простая. Помогите нам! Её вы можете найти в своих учебниках на странице 74 №4. Я вам буду очень благодарна! С уважением Мальвина! (Учитель закрепляет на доске плакат) - Как называется геометрическая фигура перед вами? - Что можете о ней сказать? - Что такое периметр квадрата? | 1. Слушают учителя, читают задачу №2 про себя, вслух. 2. Вместе с учителем разбирают содержание задачи. 3. Слушают учителя, читают задачу №3 про себя, вслух. 4. Вместе с учителем разбирают содержание задачи . 5. Составляют обратные задачи, решают их у доски. 6. Читают письмо, выполняют задание- решают задачу (№4 в учебнике). (слушают учителя, читают задачу про себя, вслух) - Ручки, которые стоят 6 рублей - 6+6 - потому что 2 ручки, а 1 стоит 6 руб. - 6·2 -6+6+6; 6·3; 6+6+6+6; 6·4. (слушают учителя, читают задачу про себя, вслух) - Известно, что есть 40 пирожков и 10 тарелок. Нужно узнать, сколько пирожков положили на каждую тарелку. 40п.-10т. ?п.-1. - 40:10=4 (п.)- на 1 тарелку. Ответ: 4 пирожка. - Если произведение разделить на один из множителей, получится другой множитель. -Число в ответе равно числу десятков в делимом. -Повар разложил 40пирожков на тарелки по 4 на каждую. На сколько тарелок положили пирожков? 40п.-?т. 4п.-1т. 40:4=10 (т.) -на 40 пирожков. Ответ: 10 тарелок. -На 10 тарелок повар положил по 4 пирожка. Сколько всего пирожков разложил повар? 1т.-4п. 10т.-?п. 10·4=40 (п.)- на 10 тарелок. Ответ: 40 пирожков. -(слушают учителя, читают задачу про себя, вслух) - Квадрат - У квадрата все стороны равны, а углы прямые - Периметр квадрата равен произведению длины его стороны на сумму сторон 20:4=5 | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации. |
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | 1. Предлагает задания из учебника для рефлексии полученных новых знаний. 2. Подводит обучающихся к выводу, используя наводящие вопросы. 3. Проводит рефлексию. 4. Даёт домашнее задание. 5. Прощается с детьми. Вот какие вы молодцы! Буратино и Мальвина и я выражаем вам огромную благодарность за помощь! А это задание, хочу вам дать я. На с.74, в самом низу учебника под красной чертой найдите выражения. Я попрошу 2 человека выйти к доске и решить их, а остальные работают на месте, затем проверяют в парах. -Какой новый вычислительный приём мы узнали на уроке? - Поднимите руку, кто научился умножать и делить числа с числом 10. Давайте посмотрим, насколько вы запомнили эти приёмы. Если всё было понятно, то поднимите руки вверх домиком. Если были затруднения и ваше настроение от этого стало хуже, то задержите руки перед собой на уровне груди. Если же тема совсем не усвоена, то положите руки на парту. Молодцы, откройте дневники, запишите домашнее задание. (с. 74, № 5,6). Спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать. | 1. У доски и в тетрадях решают задания для рефлексии знаний, предложенные учителем. 2. Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги. 3. Выполняют рефлексию. 4. Записывают домашнее задание. 5. прощаются с учителем. (Решают выражения у доски, с места, выполняют взаимопроверку) -Умножение и деление с числом 10 -Я -Да | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |