Учитель: | Саая Айлана Валентиновна |
Предмет: | математика |
Класс: | 5 |
Автор УМК | Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2015. |
Тема урока; | Умножение десятичных дробей |
Тип урока. | Урок «открытия» новых знаний |
Методы обучения: | проблемно - диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог), частично-поисковый, словесный |
Формы обучения: | фронтальная, коллективная, парная, индивидуальная, самостоятельная работа, |
Используемые технологии: | технология развивающего обучения, технология проблемного обучения. |
Цель урока: | Образовательные: ввести основные алгоритмические приемы умножения десятичных дробей, научить выполнять умножение десятичных дробей. Развивающие: развивать умение выражать свои мысли, развивать вычислительные навыки. Воспитательные: укреплять учебное сотрудничество, воспитывать самостоятельность. |
Задачи: | |
Образовательные: | - овладеть навыком умножения десятичных дробей |
| - составить алгоритм умножения десятичных дробей |
Развивающие: | - работать над развитием умения анализировать, сравнивать и делать выводы; |
| - работать над развитием устной речи; |
Воспитательные: | - учиться высказывать свое мнение, |
| - участвовать в диалоге; |
| - вырабатывать способность к позитивному сотрудничеству |
Планируемые результаты: | |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
умение применять правило умножения десятичных дробей; правила сложения, вычитания десятичных дробей, правило сравнения десятичных дробей; анализировать и осмысливать текст задачи, составлять план решения задачи (арифметическим способом). | умение обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно и совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; умение понимать точку зрения другого, слушать. | умение определять собственные границы собственного знания и "незнания", объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности. |
Этапы урока | Целевая установка | Действия учителя | Действия учеников | Результаты взаимодействия (какие компетенции формировались) |
I. Мотивация к учебной деятельности | - настроить учащихся на активную работу на уроке; - включить учащихся в учебную деятельность; -создать положительный эмоциональный настрой на урок. | Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно. Начать урок мне бы хотелось со старой притчи. Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь». - В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку? - Вот и мы с вами будем добывать знания сами. | Все желающие ученики встают. Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы. | Включение учащихся в учебную деятельность. Ценностно- смысловая; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация и первичное планирование своей учебной деятельности Личностные: развитие познавательного интереса, учебного мотива. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | | - На столах у каждого из вас таблица. - Угадайте секрет составления таблицы. - Заполните таблицу. Если при ее заполнении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса. Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений? - А в чем возникли сомнения? | Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы. | 1,2 | 2,3 | 0,8 | 1,25 | 4,5 | 5 | | | 2 | 3 | 1,4 | 2 | 2,8 | 7,2 | 3 | | 2,4 | 6,9 | | | | | 9,9 | Вопросы: 1) Как называются компоненты при умножении? Каким числом представлен первый множитель? второй множитель? Первая строчка – I множитель, вторая строчка – II множитель, третья строчка – произведение. Учащиеся приступают к заполнению таблицы. После заполнения всеми учащимися своих таблиц на доске вписываются цветным мелом ответы в заготовленную аналогичную таблицу. Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. Формулируют правило. При умножении десятичных дробей. | Осознание потребности к построению нового способа действий. Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество в группах Регулятивные: умеине соотносить свои действия с полученным результатом, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, Личностные: оценивание усваиваемого материала, определение границ собственного знания и "незнания". |
III. Выявление места и причины затруднения | организация коммуникации, в ходе которой - фиксируется затруднение; - согласовывается цель урока. | - Итак, какое задание надо было выполнить? - Вам это удалось? - Значит, возникло затруднение? - В чем причина затруднения? - Сформулируйте цель нашего урока. - Чтобы достичь этой цели какую задачу поставим перед собой? | Умножить десятичные дроби. Нет. Да. Нет алгоритма умножения десятичных дробей. Научиться умножать десятичные дроби. Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей. | Принятие цели и задачи урока. Ценностно-смысловая; Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения на основе анализа собственных действий. Личностные: установление границ собственного знания и "незнания". Регулятивные: определение проблемы в деятельности Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - найти алгоритм выхода из затруднения. | - Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы? - Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации: администрация нашей школы обращается ко всем ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте учебных кабинетов. Нужно покрасить двери в кабинетах , а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется. - Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну дверь. | Ребята предлагают свои способы. Измерить длину, ширину двери; вычислить ее площадь и узнать расход краски. | Принятие плана выхода из затруднения. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи |
V. Реализация построенного проекта | - найти алгоритм умножения десятичных дробей. | - Вычислим площадь двери, если ее длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей? - Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей. - Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно. - Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? - Вам удалось с ней справиться? - Запишите в тетрадь выполненное действие в столбик. - Каков наш следующий шаг? | Перевести метры в дециметры 2,2м = 22дм; 1,1м = 11дм. 22дм *11дм = 242 дм2 = 2,42 м2 Формулируют алгоритм. Читают учебник, сравнивают и делают вывод. Вывести алгоритм умножения десятичных дробей. Да. Учащиеся пишут в тетради. Научиться применять данный алгоритм. | Восприятие алгоритма умножения десятичных дробей. Познавательные: Анализировать и выделять главное, обобщать и доказывать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: формирование готовности к самообразованию, осваивать новые социальные роли. Коммуникативные: излагать свои мысли и понимать позицию другого . Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, видеть проблему, выдвигать версии и оценивать способы достижения цели. |
VI. Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи) | - организовать усвоение учащимися нового знания с помощью: - коммуникативного взаимодействия; - алгоритма действия. | - Выполните действия: а) 1,24 . 3, 6; б) 7,5 . 0,48; в) 4, 037 . 83, 15 | Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. | Усвоение алгоритма умножения десятичных дробей; Коммуникативная; излагать свои мысли и понимать позицию другого. учебно – познавательная |
VII. Релаксация (физминутка) | -снять утомление | Разминая поясницу, Закружилась голова. Мы не будем торопиться Приседание у нас Вправо, влево повернись, Приседает целый класс. На соседа оглянись. Раз, два, три, четыре, пять Чтобы стать ещё умнее Ноги надо нам размять. Мы слегка покрутим шеей. От разминки польза есть? Раз и два, раз и два Что ж, пора за парты сесть | | |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях. | - Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились умножать десятичные дроби? - Приступаем к выполнению самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах Самостоятельная работа I вариант. а) 7,25 . 3,8; б) 0,6 . 0,47; в) 5,96 . 12,84. II вариант. а) 9,6 . 4,12; б) 0,8 . 0,59; в) 41,57 . 6,32. | - Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя. Ученики выполняют самостоятельную работу. Выполняют взаимопроверку. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена. | Учебно – познавательная ; математическая (анализ и преобразование по алгоритму); регулятивная: оценивание правильности выполнения учебной задачи |
IX. Включение в систему знаний и повторение | - учить применять знания в различных ситуациях; - развивать гибкость использования знаний. | - Выполните № 1397 (а-г) из учебника - Решить № 1396; 1392 - Записываем домашнее задание: п.36, № 1432(а – е); 1433. | Учащиеся выполняют задание. . | Познавательные: умение применять алгоритм для решения учебной задачи. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь индивидуально работать. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
X. Рефлексия учебной деятельности | - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. | - Выполнили ли вы сегодня условия учебной деятельности? - Какую цель ставили перед собой на уроке? - Смогли ли её достичь? - Что более всего понравилось на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке - Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью аплодисментов. - Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен. | Ученики отвечают фронтально. Научиться умножать десятичные дроби. Да. Ответы учащихся. Оценивают свою деятельность Учащиеся аплодируют. | Регулятивные: оценивание правильности выполнения учебной задачи |