Технологическая карта изучения темы: «Умножение десятичных дробей».
Предмет: математика.
Класс: 5.
Тип урока: открытия нового знания.
Учитель: Янковская Галина Дмитриевна. ГКС(К)ОУ «Калужская школа-интернат №1 VII вида».
Тема урока: «Умножение десятичных дробей».
Цель урока: сформировать представление об умножении десятичных дробей.
- сформировать умение умножать десятичные дроби.
- создать условия для воспитания коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
- способствовать воспитанию уважения к истории и культуре малой Родины.
- развивать умение работать в парах.
Этапы урока Цели. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
Предметные | Коммуникативные, познавательные регулятивные, личностные |
Этап самоопределения к учебной деятельности. Цели: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствует обучающихся и настраивает на работу | Учащиеся настраиваются на урок и включаются в деловой ритм урока. | | | К. - Умение слушать и понимать речь других Л. - Самоопределение и смыслообразование. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цели: организовать актуализацию знаний, и выполнение обучающимися пробного учебного действия; организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Предлагает учащимся выполнить задание на повторение , вспомнить действия с десятичными дробями. Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва. Организует фиксирование индивидуального затруднения | Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). Учащиеся выполняют задания. Анализируют ситуацию. Пытаются решить примеры известным способом. | А теперь переходим к следующему этапу. Фронтальный опрос: Вспомните, какую большую тему изучаете? (десятичные дроби) Что это за числа? Какие действия вы с ними научились делать? (сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число). Выполните устно следующие действия: 0,3 · 3 | 1 – 0,8 | 0,25 · 4 | 0,26 – 0,2 | 0,74 + 0,26 | 0,71 – 0,28 | 0,34 + 0,6 | 0,18 · 5 | 0,71 – 0,28 | 0,7 · 5 | 3 – 0,44 | 0,4 · 0,5 | 0,2 · 0,3 | 2,7 · 0,1 | 5 + 0,35 | Распределите данные выражения на группы, ответ обоснуйте; Сравните. Все ли согласны с ребятами, работающими у доски? Есть ли дополнения? Создание проблемной ситуации. Какая группа выражений вызывает затруднения? | Сложение и вычитание десятичных дробей, умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. | П. - Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. К. - Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Р. - Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение. |
Выявление места и причины затруднения. Цели: выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | В каком месте возникло затруднение? Почему возникло затруднение? Как вы думаете, почему так получилось? Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? (Не знаем правила умножения десятичных дробей). А вы знаете, как выполняется умножение чисел? Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (как умножить десятичные дроби). Так какая тема нашего урока? Формулируем тему и цели урока. | | К. - Уметь оформлять свои мысли в устной форме. П. - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Р. - Уметь удерживать учебную задачу. Планировать учебное сотрудничество. |
Построение проекта выхода из затруднения Цели: организовать постановку цели данного этапа урока; организовать работу по плану; определить средства. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | С помощью учителя ставят цель урока. Составляю т и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Наметим наш план действий: работа в группах. Какую цель ставим? (устранение затруднения) Мы должны научиться умножать десятичные дроби. Я правило умножения десятичных дробей уже знаю и выполнила следующие действия: а) 1,2 · 3 = 3,6; б) 3 · 0,12 = 0,36; в) 0,3 · 12 = 3,6; г) 12 · 0,03 = 0,36; д) 1,2 · 0,3 = 0,36; ж) 1,2 · 0,03 = 0,036; з) 0,12 · 0,3 = 0,036; и) 0,12 · 0,03 = 0,0036. Ваша задача, рассмотрев эти действия, сформулировать правило умножения десятичных дробей. Разбиваемся на группы, и каждая группа пытается сформулировать правило. На основании полученных результатов, сформулируйте выводы. Какие возникли проблемы? Представление результата работы. Выводы. | | П. - Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. К. - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Р. - Уметь определять и формулировать цель на уроке. |
Физкультминутка | | | | | |
Реализация построенного проекта. Цели:- реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; уточнить тему урока | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. | Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Учащиеся формулируют правила с помощью наводящих вопросов учителя. | Учащиеся работают в группах по плану. Представляют результаты на обсуждение. Делают выводы. Работа с учебником (с. 214). Проверяем, правильно ли сформулировали правило? | Правило умножения десятичных дробей. | П. - Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К. - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Р. - Уметь работать по коллективно составленном у плану. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Выполняют задания. | С. 215 №1397 (а, б, д, ж, и, к) 6,25 · 4,8 85,8 · 3,2 0,8 · 0,92 3,43 · 0,12 1,15 · 0,07 6,023 · 5,6 | Умение выполнять задания на применение правила. | Р. - Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. К. - Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание и самопроверку по эталону, самооценку; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Находят место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | С. 215 №1397 (г, е, з, м) 12,6 · 6,8 2,5 · 0,37 0,25 · 0,48 2,749 0,48 | Уметь оформлять решение, применяя правило. | Р. - Уметь планировать действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Л. - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Оценивают свою деятельность на уроке | Подводим итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли ли цель? Расскажите, чему научились на уроке. Какие у вас возникли затруднения? Как вы думаете почему? Над чем еще нужно работать, чтобы избежать этой ошибки? Оцените свою деятельность на уроке: Ф. И. | | «+» или «-» | 1 | Я знаю правило умножения десятичных дробей. | | 2 | Я знаю правило постановки запятой в ответе при умножении десятичных дробей. | | 3 | Я умею умножать Десятичные дроби. | | 4 | Я умею пользоваться правилом постановки запятой в ответе при умножении десятичных дробей. | | 5 | Я могу найти и исправить ошибки в заданиях при умножении десятичных дробей. | | | | Р. - Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Л. - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание | Формируем Домашнее задание по различным уровням сложности в зависимости от результатов первичного закрепления | Учащиеся записывают домашнее задание. | Для всех: с. 214 – правило I уровень: с. 219 №1432 (а, б, д, е, и, к) 0,2 · 0,3 0,25 · 0,4 0,85 · 4,07 5,497 · 0,42 125 · 1,6 3,14 · 500 II уровень: 1) с. 219 №1432 (а, б, д, е, и, к) 0,2 · 0,3 0,25 · 0,4 0,85 · 4,07 5,497 · 0,42 125 · 1,6 2) № 1433 Длина школьного коридора 30,24 м, а ширина 5,12 м. Найдите его площадь в квадратных метрах. Ответ округлите до сотых. III уровень: 1) С. 219 №1432 (а, б, д, е, и, к) 0,2 · 0,3 0,25 · 0,4 0,85 · 4,07 5,497· 0,42 125· 1,6 2) № 1433 Длина школьного коридора 30,24 м, а ширина 5,12 м. Найдите его площадь в квадратных метрах. Ответ округлите до сотых. 3) Составить и оформить задачу по данной теме. | Уметь выполнять задания, используя нужные правила. | Р. - Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |