Тема урока Прямой угол | Тип урока урок усвоения новых знаний |
Целевые установки урока (для учителя) | Сформировать представление о геометрической фигуре «прямой угол» и основных частях фигуры – вершине и сторонах. Ввести алгоритм построения угла. |
Планируемые результаты (для ученика) | Личностные (личностные УУД) | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) | Предметные |
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Принимать и сохранять учебную задачу; Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. |
Материально-техническое обеспечение урока |
Учебно-методическая литература Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. Учебник для 2 класса. | ЦОР |
Ход урока |
Самоопределение к учебной деятельности |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Геометрия. Вспомните, кто же является королевой этой страны? (Точка) - Правильно. Именно она, точка, сегодня познакомит нас с новыми геометрическими фигурами. | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Участвуют в диалоге с учителем | Владеть диалогической формой речи. |
Актуализация знаний |
- Возьмите белый лист бумаги. Отметьте на нем точку О и проведите лучи ОВ и ОА. - Кто знает, какую геометрическую фигуру мы получили? (Угол)У всех получился угол? Посмотрите на доску и исправьте черте, кому это необходимо. - Чем будет являться точка О? (Вершиной) - Сколько вершин у угла? (1) Покажите её цветным карандашом. - Чем буту являться лучи ОА и ОВ? (стороны угла) - Сколько сторон у угла? (2) - Какие части мы можем выделить в угле? (Точка – вершина и два луча – стороны, которые выходят из этой точки – вершины.) - Кто может сказать, что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки) - Вы, конечно, знаете, что у каждой геометрической фигуры есть название, и у углов тоже есть название. - Угол можно назвать разными способами. - Каждый угол имеет своё имя, название. Догадайтесь, как называется этот угол? - Верно – это угол АОВ, или ВОА или угол О. - Записывают это так: - Как образовалось название угла? (Буква, которая называет вершину, читается в середине.) - Записывают это так: слово «угол» заменяют специальным знаком: ( - Откроем тетради, запишем число – 23 декабря, Классная работа. - Запишем этот знак в тетради. - А теперь обратите внимание на то, как пишется название угла. (Все буквы заглавные.) - А теперь потренируемся в записи углов. - Прочитайте задание на желтых карточках. (Назвать и записать угол, его стороны и вершину) А Е D
В К D С - Работать будем в парах. - Каждому по 1 углу. Надо назвать угол. Записать его название в тетради. Затем назвать его вершину и стороны. - Проверим с помощью экрана. - Найдите в классе похожие углы. - Много ли таких углов? (Нет) - А каких углов больше в нашем классе? (прямых) - Где в классе мы можем наблюдать прямые углы? - Что значит прямой угол? - Почему у вас разные ответы? (Потому что это не изучали) - Сформулируйте тему нашего урока (Прямой угол) | Строит угол на доске (эталон) Фронтальный опрос | Выполняют построение угла Отвечают на вопросы учителя Формулируют понятие угла Работа в тетради Работают в парах. Выполняют самопроверку по экрану. В ходе диалога определяют тему урока | Способность к самооценке; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Выполнять построение геометрических фигур. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Формулировать собственное мнение, позицию. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Осуществлять итоговый контроль по результату. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Выявление места и причины затруднения |
- Начертите на бумаге (нелинованной) прямой угол. - Какие возникают вопросы? - У кого возникли затруднения? - Как построить угол, если бумага нелинованная? - Как доказать, что построенный вами угол прямой? (Проблема) - Посмотрите на список наших вопросов - Попробуем разобраться вместе. - Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Научиться строить и определять прямой угол) - Сложите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам. - Разверните модель. - Возьмите линейку и красный карандаш, проведите по линиям сгиба. - На сколько частей прямые разделили плоскость? (На 4 части.) - Что можете сказать о прямых? (Они пересекаются.) - Сколько углов образовали пересекающиеся прямые? (4.) - Эти пересекающиеся прямые образовали углы. - Как вы думает, как будут называться углы, которые образовались при пересечении прямых? (прямые углы) - Заштрихуйте прямые углы разными цветами. - Поставьте точку на пересечении прямых. - Чем будет являться эта точка для каждого из углов? (Вершиной угла.) - Кто знает, как называются пересекающиеся прямые, образовавшие 4 прямых угла? (Затруднение) - Мы столкнулись с еще одной проблемой, с тем, что мы пока не знаем. Давайте добавим этот вопрос в наш список вопросов на доске. - Значит, чему мы еще должны научиться сегодня на уроке? (Узнать, как называются пересекающиеся прямые, которые образуют 4 прямых угла) | Фиксирует затруднения на доске. Например: 1. как построить прямой угол 2. каким инструментом пользоваться 3. как определить, что угол прямой Добавляет в список еще один пункт: 4. как называются пересекающиеся прямые, которые образовали 4 прямых угла | Сталкиваются с затруднением и формулируют его. Выполняют практическую работу Формулируют возникшее затруднение, ставят цель | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Строить речевое высказывание в устной форме; Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; |
Построение проекта выхода из затруднения |
- Где мы можем найти ответ на вопрос? (учебник стр. 38 – правило в нижней рамочке) - Как вы поняли, как называются пересекающиеся прямые, которые образуют 4 прямых угла? - Пересекающиеся прямые, образовавшие 4 прямых угла, называются перпендикулярными прямыми. | | Работают с учебником | Смысловое чтение познавательных текстов. |
Реализация построенного проекта |
- Ребята, с помощью какого чертежного инструмента удобно строить и проверять прямой угол? - Как он называется? - Правильное его название чертёжный угольник. - Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника. - Рассмотрите его внимательно и подумайте, почему? - Возьмите угольники. При помощи модели, изготовленной вами путем перегибания бумаги найдите прямой угол. - Сколько прямых углов на угольнике? (Он один). - Проверьте с помощью модели, два других угла прямые? (Два других угла непрямые). - Где прямой угол? Наклейте на него красный кружок. Физминутка
Работа в группах (по 4 человека). 1 задание (одинаковое для всех групп). (Зеленая карточка) – Мы познакомились с новым чертежным инструментом. Подумайте, как при помощи угольника проверить, прямой угол или нет? Составьте в группе алгоритм определения прямого угла – расставьте последовательность операций.
Алгоритм: Если вторая сторона угла совпала со второй стороной угольника, то это прямой угол. (3) Совместить вершину прямого угла чертёжного угольника и вершину угла. (1)
Совместить одну из сторон чертёжного угольника и сторону угла. (2) - Найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника в окружающей вас обстановке – на школьном столе | Раздает детям чертежные треугольники Координирует работу групп | Рассматривают треугольники, выполняют задание учителя Составляют алгоритм определения прямого угла | Осуществлять пошаговый контроль по результату Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
2 задание (Синяяя карточка) 1 группа. Изобразить прямой угол с помощью частей тела. Доказать с помощью угольника. 2 группа. Сконструировать прямой угол из пластилина. Доказать с помощью угольника. 3 группа. Сконструировать прямой угол из деталей конструктора. Доказать с помощью угольника. 4 группа. Сконструировать прямой угол из конструктора ЛЕГО. Доказать с помощью угольника. 5 группа. Сконструировать прямой угол из проволоки. Доказать с помощью угольника. 3 задание (красная карточка) 1 группа. Начертите треугольник, у которого 1 угол прямой. Подумайте, почему у треугольника такое название? 2 группа. Начертить четырехугольник, у которого только 1 угол прямой. Подумайте, почему у четырехугольника такое название? 3 группа. Начертить пятиугольник, у которого только 1 угол прямой. Подумайте, почему у пятиугольника такое название? 4 группа. Начертить прямоугольник. Подумать, почему прямоугольник имеет такое название? 5 группа. Начертить квадрат. Подумать, почему квадрат можно назвать прямоугольником? | Помогает учащимся в случае затруднения Фронтальный опрос групп | Два человека от группы выходят к доске. Один показывает модель угла, другой доказывает с помощью угольника, что угол прямой. Применяют новые знания при построении фигур | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Осуществлять анализ объектов. Осуществлять синтез как составление целого из частей; |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
(Оранжевая карточка для каждого) Догадайтесь, какое слово пропущено. Угол – это геометрическая ______________, образованная двумя ___________, выходящими из одной ___________. Лучи, которые образуют угол, называются _______________ угла. Точка, из которой выходят стороны угла, называется ______________ угла. Для того, чтобы построить угол необходимо провести из одной __________ два ___________. Инструмент для определение и построения прямого угла______________________. - Проверьте себя с помощью экрана. - Прошу встать тех ребят, которые выполнили задание без ошибок. | | Выполняют задание. Осуществляют проверку с помощью эталона на экране проектора | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Осуществлять итоговый контроль по результату; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
Включение в систему знаний и повторение |
- Какие задачи мы ставили перед собой на уроке? (Научиться строить и определять прямые углы) - Достигли цели? Докажите. - Вернемся к нашим вопросам и посмотрим, на все ли вопросы мы смогли найти ответы. -------------------------------------------- Что такое угол? (Это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами, имеющими общее начало.) - Углы бывают разные. С каким видом угла вы познакомились сегодня? (С прямым углом.) - Как называются прямые, образующие прямой угол? (Перпендикулярные.) - Как вы находили прямой угол среди углов? (С помощью угольника: совмещали угол и одну из сторон угольника. Потом смотрели, совпадает ли другая сторона угла со стороной угольника.) | Ведет диалог с учащимися | Участвуют в диалоге | Строить речевое высказывание в устной форме. Владеть диалогической формой речи. |
Рефлексия |
- Оцените свою работу на уроке. - Покажите сигнальные карточки. Красный – доволен собой, всё понял. Жёлтый – допускал неточность, неуверен в знаниях. Синий – ничего не понял | | Оценивают свою работу на уроке | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание |
На листе формата А-4 построить (начертить) дом, в котором все углы прямые. | | Записывают домашнее задание | |
Диагностика достижения планируемых результатов: |
|