I. Организационный момент | 3 мин | -Здравствуйте, садитесь! (в классе за партой стоят по 1 стулу) -Скажите, в чем у вас возникла проблема? -А сможете ли вы этот стул разделить на двоих? -Как? -Садитесь (2 уч-ся на 1 стул) -На сколько частей вы разделили данный стул? -Удобно ли вам? -Что нужно для того, чтобы было удобно? -Чтобы вам всем стало удобно, возьмите недостающие стульчики. Мы начинаем работу! | | самоопределение | умение делить 1 стул на двоих | | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: волевая саморегуляция. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | 3 мин | Посмотрите внимательно на парту. У вас лежат предметы (учебник, тетрадь, листок, ручка, мандарин) -Скажите, какие предметы можно разделить на части?(учебник, тетрадь, листок, мандарин) -А какие нельзя?(ручка, карандаш, линейка и т.д) Вправо отложите те предметы, которые можно разделить на части. -Влево отложите те, которые нельзя разделить. -Предметы, которые находятся справа, на сколько частей их можно разделить?(много) -Предметы, которые находятся слева, сколько частей будет у них?(1) -Какая это часть? (целая) -Сейчас возьмите листок бумаги и разделите его разными способами на 4 равные части. -Посмотрите, одинаковые ли части у вас получились? -А что у данных фигур будет одинаково?(площадь) -А что вы можете сказать об этих частях?(Они равны) -Ребята, эти равные части называют долями. -Как вы думаете, какова же тема нашего урока? -Какие цели вы поставите на сегодняшний урок? | | Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание. | умение делить листок разными способами на 4 равные части | П: Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; |
III. Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка | 9 мин | Откройте тетради, запишите число , классная работа, тема урока. -У меня для вас есть задача: Пирог разделили на 8 долей (рисунок на доске) За обедом съели 3 доли. Сколько долей осталось на блюде?(5) -Эти 5 долей обозначают пирога. - Запись вида называют обыкновенными дробями. - Что такое дробь мы узнаем из исторической справки. Историческая справка (слайд 8) В первых учебниках математики (VII в.) дроби называли долями, позднее «ломаными числами». В русском языке слово дробь появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части. При записи числа использовалась горизонтальная черта. В старых руководствах есть следующие названия дробей на Руси: 1/2 - половина, полтина
1/3 – треть
1/4 – четь
1/10 – десятина. - Запишем в тетрадь: - обыкновенная дробь. В данной дроби число 5 называют числителем, а число 8 – знаменателем. (слайд) -Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:). - Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Теперь подумайте, что нам показывает числитель? (сколько частей взяли) - Что нам показывает знаменатель? (на сколько частей разделили) - Запись в тетрадь: Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято. -Скажите, а какие дроби вы еще знаете?(десятичные) -Чем они отличаются от обыкновенных дробей?(Записью) -Приведите примеры десятичных дробей. -Составьте на доске десятичные дроби. -Попробуйте составить обыкновенные дроби. -А сейчас, давайте немножко отдохнем. | | Умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | умение работать по теме урока, составлять десятичные и обыкновенные дроби. | П: доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
IV. Первичное закрепление | 7 мин | -Посмотрите на экран 1. Задание -Прочитайте и запишите дроби, назовите числитель и знаменатель.(слайд) -Объясните как понимаете каждую дробь. 2. Задание Подумай и ответь: Какая часть фигуры закрашена? (слайд) | | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | умение выполнять задания на определение дробей. Знать, что такое знаменатель и что такое числитель. | П: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
V. Первичная проверка понимания | 8 мин | Просмотр ролика мультфильма «Апельсин» - Какой фрукт делили звери? (апельсин) - Из чего он состоит? (Из долек) - А какие дольки в апельсине? (равные) - Что такое доли? (Доли – это равные части) - Молодцы! -На столах у вас лежат мандарины. Их нужно разделить поровну так, чтобы на блюде осталась .... Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.
| | Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор | Умение использовать ЗУН в выполнении работы | Р: оценка осознания уровня и качества усвоения, контроль. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII.Рефлексия урока | 2 мин | Выставление оценок: -Сегодня вы все очень хорошо поработали. -За вашу работу я вам подарю оценки, но они не простые, а в виде дробей. -Кто какую оценку получил, посчитайте сами! -Встаньте те, у кого оценка 5. -Встаньте те у кого оценка 4. -Встаньте те, у кого оценка 3. 5= 4= 3= Обратите внимание какие это дроби?( Правильно неправильные, а почему?) -Хорошо, молодцы. Оцените свою работу на уроке: Рефлексия «Сундучок знаний» -Урок окончен! | | Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке | | П: Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке | Р: Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |