научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое чисел», «правило нахождения среднего арифметического».
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
-рефлектируют.
Этап урока | Методы, реализуемые на этапе | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Познаватель- ные | Регулятивные | Коммуникатив- ные | Личност- ные |
1. Организационный момент (Мотивация) | Метод стимулирования отношений долга и ответственности | Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; проверяет настроение каждого ученика. | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности Приветствуют учителя. Делятся со своим настроением, а именно поднимают две руки, если настроение отличное, одну руку – настроение нормальное, не поднимают рук – настроение плохое. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения |
2. Вводная беседа. Актуализация знаний. Целеполагание. | Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД | 1. Учитель: -Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета. (3 слайда) 2.Учитель: Давайте решим ещё одну задачу. В нашей школе 2 пятых класса. В 5 «а»- 25 учеников, в 5 «к»-17. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? - А как иначе можно было сформулировать вопрос задачи? (Найдите среднее количество детей в пятых классах.) Во многих жизненных ситуациях нас устраивает именно среднее значение той или иной величины. Очень часто приходится слышать: средняя месячная зарплата, средняя продолжительность жизни. А вы слушали о каких-нибудь «средних»? - В математике есть свои средние, с одним из таких понятий мы сегодня познакомимся, это среднее арифметическое. Мы должны узнать, что такое среднее арифметическое, как его находить и где применяется. | 1.Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. 3. Ответы детей. (Найдите среднее количество детей в пятых классах.). Ученики по наводящим вопросам учителя формулируют цели и тему урока. | Поиск и выделение необходимой информации | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Смысло- образование |
4.Изучение нового материала | Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися. | 1. Ещё раз вернемся к задаче. Число, которое мы нашли, число 21 – среднее арифметическое чисел 25 и 17. - Как найти среднее арифметическое чисел 10 и 12? Чисел 3,5, 10? 2. Давайте сформулируем правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел. 3. Найдите в учебнике определение среднего арифметического (работа с учебником). - А интересно кто ввел это понятие? Итак, мы узнали, что такое среднее арифметическое и как его найти. Давайте рассмотрим ещё некоторые примеры применения среднего арифметического. | 1.думают над поставленным вопросом. 2. учащиеся самостоятельно формулируют правило: 1) найти сумму чисел; 2) разделить на количество слагаемых. 3. сверяют свое названное правило, с правилом, записанным в учебнике. | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. | Целеполагание, выдвижение гипотез | Умение слушать и вступать в диалог | смыслообразование |
5.Физкультминутка. | Исследовательский метод | 1.Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. Итак, среднее арифметическое: -Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.) -Апельсина и лимона. (Грейпфрут.) -Пианино и баяна. (Аккордеон.) -Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.) -Носка и чулка. (Гольф.) 2.А сейчас давайте выполним несколько упражнений. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. - Сели все ровно, продолжим работу. | 1.Учащиеся отвечают на вопросы, отдыхают. (предполагаемые ответы) Мопед Грейпфрут Аккордеон Кондиционер гольф 2.Ребята выполняют зарядку для глаз. | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | 1.Умение слушать и вступать в диалог. 2.Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) | Ориента- ция в межличностных отношениях |
5.Первичное осмысление и закрепление знаний. | Беседа с учащимися | 1. Пока мы будем выполнять задание, я попрошу одного желающего поработать со словарем, а другого обратиться за помощью к сети Интернет. Им предстоит найти значения некоторых слов и словосочетаний. Кто желает? (дать подсказку) 2. А мы выполняем следующее задание. - Отметьте на координатном луче числа и их среднее арифметическое. 2 и 8; 7 и 4 - Какой вывод можно сделать? А как вы думаете, всегда так бывает. А если мы выполним это задание для 3 и более чисел? - Давайте послушаем, кто работал со словарем. | 1. 1 ученик должен найти в толковом словаре значение словосочетания «среднее арифметическое», так как такого словосочетания нет, то ученику следует дать подсказку: найти значение слова «арифметика» и «среднее», затем истолковать значение словосочетания. В результате получается: среднее арифметическое - число, стоящее по - середине. Второй ученик должен найти в сети «Интернет» значение слова «рейтинг»). 2. Работа с доской. Отвечают на вопросы. | 1.Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. 2.Анализ объектов и синтез | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) | Ориента- ция в межличностных отношениях |
6.Закрепление изученного на 1 уроке, решение задач | | Учитель: - А вы слышали слово «Рейтинг»? Кто может объяснить значение этого слова. (ответы учеников) А вот какое значение слова найдено в Интернете. - Давайте посмотрим на результаты. Учитель: -Вы любите смотреть фигурное катание? Иногда на соревнованиях, подводя итоги, находят не сумму баллов, выставленных судьями, а среднее арифметическое. Решим задачу. № 796 | Учитель-ученик: - Необычное по звучанию слово рейтинг пришло к нам из английского языка. Буквально это слово обозначает – индивидуально числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста или шашиста. Для этих спортсменов создают специальные классификационные списки, которые называются рейтинг листы. Но из спортивной области это слово перешло и в другие области человеческих знаний. Словосочетание со словом рейтинг используется сейчас во многих других случаях, например: политический рейтинг, рейтинг успеваемости. - И сейчас мы посмотрим рейтинг успеваемости нашего класса по математике за 2 и 3 четверти, который будет показателем вашей учебы. Как это выполняется? | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу. Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности | профессионалное самоопределение, смыслообразование |
7.Подведение итогов 1 урока, оценивание знаний, рефлексия. | | Мы рассмотрели среднее арифметическое в различных областях деятельности человека. И это далеко не все. Среднее арифметическое часто используют в сельском хозяйстве, когда говорят об урожайности, о надоях молока. Среднее арифметическое находят при решении задач на движение. Об этом мы с вами поговорим на следующих уроках. А сейчас давайте подведём итог нашего занятия. - Что нового вы узнали на уроке? - Что было интересно? - Что вызвало затруднения? я надеюсь, вычисление среднего арифметического, вам рано или поздно, но пригодится в том или ином деле. Спасибо за урок! | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна | нравственно-этическая ориентация |
8.Домашнее задание. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Задать домашнее задание. Стр.211 учить правило, №804, практическое задание: вычислить средний возраст всех членов вашей семьи. | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | | | | |