Организационный момент Задача этапа : определить цели урока, спланировать свою деятельность для достижения поставленных целей, определить критерии оценивания работы на каждом этапе урока Продолжительность этапа: 8 мин. Методы и способы достижения поставленных задач |
Деятельность (что делают) | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты (Описание результата обучения через «наблюдаемые УУД» (конкретно) и результаты по предмету) |
учитель | учащихся | Предметные (Знать, понимать, уметь) | УУД (конкретно)1 (коммуникативные (К), регулятивные (Р), познавательные (П), личностные (Л)) |
приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; мотивирование учащихся на работу по теме урока; инструктаж по этапам урока, по работе с маршрутной картой. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Проводит инструктаж по работе с маршрутной картой: На столах у вас лежат листочки Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «+». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды №2). Мотивация Учитель: Ребята, а познакомиться с новой темой нам помогут сказочные звери. В это же время в сказочном лесу проходили соревнования «Кто больше?». Идут соревнования по баскетболу. В корзину бросают заяц, лиса и волк из 3 попыток Давайте посмотрим участников (слайд 2), Комментарий учителя к просмотренному фрагменту, вопросы А) Как видите результаты таковы (слайд 3): Как вы думаете, кто победил в соревнованиях? Б) Как вы определили? В) Как можно одним словом назвать выражение? Г) Назовите компоненты при сложении. Д) Какие еще знаете действия с числами? Е) Назовите компоненты при делении. А) А как оценивают спортсменов в настоящем спорте в фигурном катании? Б) А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». В) А что «среднее» в математике можно найти? Г) Назовите тему урока. Д) Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока Е) Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел? Ж) Что вы хотите узнать? Это и будет нашими целями на урок. | Определяют цель урока, планируют свою деятельность, знакомятся с маршрутной картой урока, уточняют критерии оценки 1 Учащиеся решают примеры устно. 2. Отвечают на вопросы: А)победителей нет, победила дружба Б) «Сложили числа». В) «Сумма» Г) «Слагаемые, сумма» Д) «Деление, умножение, вычитание» Е) «Делимое, делитель, частное А) «Находят среднюю оценку» Б) «Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.» В) «Среднее чисел» Г) «Среднее чисел» Д) Записывают тему урока в маршрутную картах. (Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу в технологических картах: Е) «Ничего» Ж) «Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?» «Для чего применяется среднее арифметическое?» |
| | К: формировать умение вести диалог с учителем и одноклассниками; Р: формировать умение ставить цель урока, прогнозировать свою деятельность для достижения поставленной цели; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Поиск и выделение необходимой информации Л: мотивировать учащихся к обучению, умение грамотно высказывать и отстаивать своё мнение. |
Изучение нового материала Задача этапа: подвести учащихся к самостоятельному определению среднего арифметического чисел Продолжительность этапа: 7 мин. Методы и способы достижения поставленных задач: использование ЭОР, проблемной ситуации |
Вместе с учениками определяет цель этапа урока. Демонстрирует ЭОР, направляет учащихся на самостоятельное определение нового понятия 1. Работа над определением «среднего арифметического» (слайд 5) Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? 2. Задача А) Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим задачу (слайд 4). Б) Составьте план решения задачи. В) А почему вы делили на 7, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число? Г) Вывод: Мы нашли среднее арифметическое семи чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел. 3. Работа над определением «среднего арифметического» В) Сформулируйте определение «среднего арифметического чисел». Г) Откройте учебник на с.226, найдите определение «среднего арифметического». Прочитайте. Д) Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе. Е) Теперь расскажите это определение друг другу. Определение нужно запомнить! Для лучшего запоминания напечатанное определение вывешивается на доску | Учащиеся выполняют в маршрутных картах Задание №1 работают совместно с учителем; работают с учебном по определению; осуществляют контроль знаний, работая в парах Б) «Найти рост всех гномов», «Разделить на 7 » В) 7 гномов Г) Алгоритм: «Найти сумму всех чисел» «Найти количество слагаемых» «Разделить сумму чисел на количество» Определение: «Это частное суммы нескольких чисел на их количество» Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел: Ср. арифметическое = (сумма слагаемых): (количество слагаемых Г) Читают: один вслух, остальные - про себя. Д) Рассказывают себе. Е) Рассказывают друг другу по очереди. | Работа над определением «среднего арифметического» (слайд) Задача. Составление плана решения задачи. вывод. Работа над определением по учебнику
| знать: определение среднего арифметического чисел понимать: как найти среднее арифметическое нескольких чисел | К: Умение слушать и вступать в диалог Р: Целеполагание, выдвижение гипотез П: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. |
Первичное осмысление и закрепление знаний. Задача: Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Продолжительность этапа: 8 мин Методы и способы достижения поставленных задач: самостоятельная работа, контроль учителя для выявления проблем. |
Комментирует, направляет работу учащихся Давайте вернемся к спорту и оценим их результаты, как настоящих спортсменов. (слайд 5). | Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задание №2-3 Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл участницы, проговаривая порядок выполнения действий. | Задача на нахождение среднего арифметического десятичных чисел. решая задачу, учащиеся проговаривают алгоритм | уметь : составлять алгоритм нахождения среднего арифметического | К: Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата П: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез Л: Ориентация в межличностных отношениях |
Физпауза Задача: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся Продолжительность этапа: 2 мин |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. А) Учитель: Ребята, а вы знаете, что фигуристка победила в соревнованиях не случайно – она каждое утро делала зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». Б) Задание на внимание Найдите среднее арифметическое трех чисел, названных в стихотворении последними. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Находят среднее арифметическое (устно)
| | | |
Закрепление изученного, решение задач Задача: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков продолжительность этапа: 10 мин Методы и средства для достижения задачи: самостоятельная работа, работа в парах, взаимопроверка |
Выступает в роли тьютора для слабых учащихся: Решение задач ( слайд 6) 2. Практическое применение понятия «Среднее арифметическое нескольких чисел Слово учителя о профессии статистика Иногда мы любим помечтать. В будущем кто-нибудь из вас захочет стать статистиком. Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждениями для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года. Еще среднее арифметическое можно применить в метеорологии. 3. Самостоятельная работа Учитель: Я предлагаю вам сегодня побывать в роли статистика и обработать предложенную информацию (слайд 7). 4.Решение более сложных задач, развивает интерес. Вопросы: -Сколько слагаемых? -Первое слагаемое известно? -Второе слагаемое известно? - Что еще известно? | Учащиеся выполняют задания 4-6 из маршрутной карты Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. Учащиеся самостоятельно выполняют задание №7. Первые 6 учащихся справившихся с заданием сдают заполненные таблицы на проверку учителю, а остальные сверяют с эталоном на доске Учащиеся решают задачу, один ученик решает задачу у доски. 2. Внимательно слушают рассказ учителя о новой профессии. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок 3. Самостоятельно решают задачу. | | уметь: применять полученные знания при выполнении упражнений | К: Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу. Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Л: профессионалное самоопределение, смыслообразование П: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов |
Подведение итогов 1 урока, оценивание знаний Задача: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Продолжительность этапа: 2 мин |
Презентация (Слайд 1) Оценивание Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями): Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. Подведение итогов урока (возврат к слайду №1, гиперссылка по картинке) А) Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Б) Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. | Проставляют в лист контроля баллы, набранные на 1 уроке Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок. А) Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Б) Учащиеся заполняют пропуски в определении: Средним арифметическим нескольких чисел называется ………….. суммы нескольких чисел на ………… | | знать : критерии оценивания; понимать: объективность выставления оценок; уметь: применять критерии и объективно оценивать свою деятельность | К: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка Р: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Л: нравственно-этическая ориентация |
Домашнее задание Задача: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Продолжительность этапа: 2 мин |
Задает дозировано домашнее задание Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и решите № 1524. А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать хлеб. | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. Учащиеся внимательно слушают. Всем: п.38, с 226, выучить определение. По желанию: определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость. | | | |
Рефлексия Задача: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе Продолжительность этапа: 1 мин |
Работа у доски Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте розовый листочек на прямоугольник. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте голубой листочек. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте желтый листочек. | Выражают своё отношение, работая у доски | | | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия |