Тема: «Порядок действий в выражении».
Тип урока: открытие новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Числа от 1 до 20».
- совершенствовать вычислительные навыки.
Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Формы организации деятельности учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Мониторинг достижения планируемых результатов урока |
I. Организа-ционный момент.
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. - Прозвенел звонок, Начинается урок. - А к уроку все готовы? - Все готовы как один, Поработать мы хотим! - Начинаем урок математики. Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Сегодня мы совершим путешествие по разным островам чудесной страны Математики. В пути нам нужна хорошая дисциплина и, конечно же, внимание. Показывает слайды 1,2,3,4. 1 остров «Юные математики». | Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос. Демонстрируют готовность к уроку, садятся за парты. Работают в тетрадях. | Фронтальная, индивидуаль-ная. | Л: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах класса; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | Наблюдение учителя за организацией рабочего места. |
II. Актуализация знаний.
| Отработка вычислительных навыков в пределах 20; соотношение схем задач с готовым решением. | Раздает индивидуальные карточки. Организует устный счёт. Показывает слайд5. - Посмотрите на числовую цепочку. Подумайте, какое число стоит в начале этой цепочки? (8) Слайды 6,7,8. + 5 - 6 + 7 14 х а у Побуждает детей объяснить свой ответ. - Почему получились разные ответы? (ошибки в вычислениях) Вычисления производились слева направо по порядку. Чтобы найти исходное число, мы совершили обратные действия и тоже по порядку. Принимает от детей карточки. - Плывем дальше. Остров Открытий. Слайды 10, 11. | Работают по карточкам. Выполняют задания. Фиксируют место, где появились ошибки. | Фронтальная, индивидуальная. | П – осуществляют логические операции, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р – самостоятельно выполняют работу по заданному плану; контролируют учебные действия. К – ясно формулируют ответы на поставленные вопросы; высказывают свою позицию; понимают различные подходы к решению учебной задачи. Л – осознают свои возможности в учении. | Наблюдения учителя. Фиксирует все ответы на доске, смотрит за реакцией детей на ошибочные результаты. |
III. Создание проблемной ситуации. |
Выявление в устной речи причины затруднения. Обозначение тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения данных выражений. | Задает проблемные вопросы. - Посмотрите на выражения. Что вы заметили? Я вам скажу, что здесь нет ошибок в вычислениях. 10 – 5+2=3 10 – 5+2=7 - Какой возникает вопрос? (Почему в одинаковых выражениях разные результаты?) Как вы думаете, почему? | Соотносят свои действия с известным способом вычисления. | Фронтальная. | П–адекватно воспринимают информацию, полученную в ходе объяснения учителя, ответов учащихся. К. – ясно формулируют свои затруднения; не боятся своих ошибок и участвуют в обсуждении.
|
Поощряет инициативу детей. |
IV. Целеполага ние. | Формулирование темы урока, планирование деятельности. | Подводит учащихся к определению темы урока. - Сформулируйте тему урока. - Какие учебные задачи мы должны решить? 1. Вспомнить порядок действий в выражениях. 2. Узнать, как можно изменить порядок действий. 3. Отрабатывать вычислительные навыки. Слайды 12,13,14. | Формулируют тему, цель урока. Сверяют свои предположения. | Фронтальная. | Р.- принимают участие в обсуждении и формулировании темы, целей урока; Л. – понимают свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам. | Организует деятельность на результат образования. |
V. «Открытие» нового знания.
| Поиск решения учебной задачи.
Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности Поиск решения учебной задачи, конструирование способа действия.
Нахождение значения выражения со скобками.
| - Найдите то равенство, которое считаете верным, докажите. Слайд 15. ( Второе равенство будет верным, т. к. 1 действие вычитание, а 2 - сложение) Связывает изучаемый материал с ранее изученным. - Я утверждаю, что значение 1 выражения найдено верно, но что-то не дописали. Организует работу в группах. - Я предлагаю вам подумать, как изменить ход рассуждений так, чтобы равенство было верным. (Побуждающий диалог.) Слайд 16. Приглашает лидеров групп к доске. Проверка результатов. В группах приходят к выводу, что надо сначала найти сумму, а потом разность. Слайд 17.
Если дети не сделают «открытия», можно провести подводящий диалог.) Организует деятельность на результат обучения. - Решите первый пример. Проверьте, получим ли мы нужный результат, если вычисления будем выполнять по порядку. (Не получим.) -Измените порядок действий. Какое действие выполним первым? (Сложение.)
-Вычислите. Получился ли у вас нужный результат? (Да.) -Поставьте скобки. 10 – (5+2)=3 Вывод. Подводит детей к выводу. -Что нового вы узнали? --Действия не всегда нужно выполнять по порядку. Скобки указывают на порядок действий. Слайд 18. Учит доверять научной информации. - Давайте прочитаем в учебнике (с.30), как авторы говорят об этом Составление алгоритма (на основе опорной схемы) - Как решать такие выражения, чтобы не допускать ошибок? - Что сделаем сначала? 1. Определяем 1 действие. 2. Если скобок нет, то… 3. Если скобки есть, то… Слайд 19. | Внимательно слушают. Высказывают свои предположения. Работают в группах, используя прием «мозговая атака». Слушают, дополняют, сверяют свои ответы. Пошагово выполняют задания учителя, записывают в тетради.
Формулируют вывод.
Читают вывод про себя.
Работают по учебнику, сравнивают свой вывод и авторский.
Находят ответ на поставленный вопрос в учебнике. |
Фронтальная.
Групповая работа.
Фронтальная. | Р– принимают и сохраняют учебные задачи. Проявляют познаватель ную инициативу
К. – вносят свой вклад в работу для достижения общих результатов; - активно участвуют в обсуждениях.
П – осуществляют логические действия; строят речевое высказывание согласно поставленной задаче. Р – принимают и сохраняют учебные задачи.
П. – познакомились с порядком выполнения действий в выражениях со скобками. Р. – принимают участие в обсуждении и формулировании итога проведенных исследований. К. – вносят свой вклад в работу для достижения общих результатов; - активно участвуют в обсуждениях.
Р. – участвуют в выборе оптимального варианта, который фиксируется вербально. | Согласован ность действий учащихся.
Наблюдает за работой в группах, проверяет индивидуаль ные карточки. Самоконтроль Опирается на использова ние жизненного опыта учеников с целью развития у них познаватель ной активности и самостоятельности.
Поощряет инициативу детей. |
VI. Физкультми нутка
| Создание условий для психо-эмоциональной разгрузки и восстановления физических сил. | Вызывает к доске ученика – помощника. Читает стих. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз наклон и два наклон, Зашумел листвою клен. | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. | Фронтальная. | Восстановление тонуса для дальнейшей работы. | Самоконтроль.
|
VII. Первичное закрепление | Закрепление знаний порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, применение этих знаний на практике, включение их в систему знаний. | Слайд 20,21. - Путешествие продолжается. Остров Эрудит. Предлагает задание на применение полученного знания. Работа в тетрадях. - Разделите выражения на группы. Найдите значения выражений. Первое выражение комментируем, используя алгоритм действий. 12 – 3 + 4 = Слайд 22. 7 + (12 – 4) = 14 – (6 + 2) = 8 + 5 – 6 = Организует обмен тетрадями. - Взаимопроверка. Работа в парах. Слайды 23,24. | Делят выражения на группы. Находят значения выражений со скобками и без скобок. Меняются тетрадями, проверяют по образцу. Выборочно комментируют. | Фронтальная, индивидуальная. Работа в парах. | П. – учатся соблюдать порядок действий при вычислениях, следуя составленному алгоритму. К.- ясно формулируют свои ответы на поставленные вопросы. Л.- не боятся собственных ошибок. | Устные ответы, записи в тетради. |
VIII. Закрепление изученного. Применение полученных знаний. |
Обобщение полученных на уроке сведений.
Решение задачи выбранным способом. Использование изученного материала. | - Давайте вспомним, какие учебные задачи ставили мы перед собой. Что удалось выполнить? Итог. Слайд 25. - Пора возвращаться домой. Слайд 26. - Где нам ещё пригодятся знания о порядке действий в выражениях? (при решении задач) - Прочитайте задачу на с. 31, № 4. Проводит анализ задачи. - О чем идет речь в задаче? - Что нам известно? - Какой главный вопрос в задаче? - Можем ли мы сразу одним действием ответить на вопрос задачи? (нет) - Почему? (Мы не знаем, сколько гнезд было на I и II дереве вместе.) - Можем это узнать? (да) - Каким действием? (сложением) - А теперь можем ответить на главный вопрос? (да) - Каким действием? (вычитанием) - Самостоятельно решаем задачу по уровням.
I уровень – по действиям, с пояснением. II уровень – по действиям, с пояснением + выражением. III уровень – разными способами. Проверяем по образцу (на доске) I способ. 5 + 5 = 10 (г.) - на I и II дереве вместе. 17 – 10 = 7 (г.) 17 – (5 + 5) = 7(г.) II способ. 17 – 5 – 5 = 7 (г.) Ответ: 7 гнёзд было на III дереве. | Подводят итог проделанной работе. Следят за движением кораблика, слушают песенку. Читают задачу про себя, отвечают на вопросы. Самостоятельная работа. Самопроверка. | Фронтальная. Индивидуальная, дифференциро ванная. | К. – ясно формулируют свои достижения. П. – анализируют текст составной задачи; используют простейший алгоритм при работе с конкретным заданием. Р – принимают и сохраняют учебные задачи. Планируют свои действия. Л. – понимают свои желания и цели по отношению к индивидуальным учебным задачам; проявляют интерес к предмету, понимают значение знаний для человека и принимают его. |
Выставление оценок за работу по карточкам.
Записи в тетради. Самоконтроль.
Индивидуальная проверка решения по алгоритму самооценки.
|
IX. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Комментирует домашнее задание. с. 30, № 2,3 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная. | | |
X. Итог урока. Рефлексия. | Обобщение полученных на уроке сведений. | Проводит беседу по вопросам. - Какое открытие сделали? - Чему можете научить других? - Где были затруднения? - Что понравилось? | Отвечают на поставленные вопросы. | Фронтальная. | П – ориентируются в своей системе знаний. Р –оценивают собственную деятельность на уроке. | Оценивание учащихся за работу на уроке. |