Самаркина Ольга Вячеславовна учитель математики МОУ Тимирязевской СШ Свойство углов треугольника 5 класс
(для работы интерактивной модели требуется специальная программа, для этого необходимо открыть программу GeoGebra , в окне «файл» открыть и выбрать необходимый файл)
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока ( на уровне учебных действий) | УУД | ЭОР |
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания |
Организационно-мотивационный этап урока |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Говорит о том, что дети будут работать в группах, о том, что система оценивания – рейтинговая. | Распределяются по трем группам, включаются в работу. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам | Интерактивная доска. Слайд 1 |
Актуализация полученных знаний. | Знакомый нам с детства треугольник, свойства которого мы изучаем на уроках, таит в себе еще немало интересного и загадочного. И сегодня, повторяя изученное о треугольнике, мы будем удивляться и восхищаться полученным открытиям. Повторение теоретических вопросов, необходимых для работы на уроках. Предлагает продолжить определения видов углов: Задание 1. 1. Угол, величина которого меньше 90°, называется… 2. Угол, величина которого больше 90°, но меньше 180°, называется… 3. Угол, величина которого равна 90°, называется… 4. Угол, образованный дополнительными лучами называется… Ответ запишите в тетради. | Отвечают: …острый …тупой …прямой …развернутый После проверки за правильный ответ выставляют себе 1 балл на полях тетради. | Личностные: смыслообразование, Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, моделирование преобразования объекта, построение логической цепи рассуждений, сравнение, выделение общего и различного, осуществление классификации Регулятивные: взаимоконтроль, коррекция,самооценка качества усвоения материала Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Формирование ИКТ – компетенции: использование Интернет – ресурсов, критического отношения к информации и избирательности её восприятия; поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств | Интерактивная доска. Слайд 2. (задание на соответствие). |
| Задание 2. Выбрать неверное высказывание 1.Прямоугольный треугольник – это треугольник, в котором есть прямой угол. 2. Тупоугольный треугольник – это треугольник, в котором есть тупой угол. 3. Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором есть острый угол. 4. Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором все углы острые Ответ запишите в тетради. | Неверное высказывание (3) После проверки за правильный ответ выставляют себе 1 балл | Интерактивная доска. Слайд 3. |
| Задание 3. Распределите треугольники на группы в столбики, номера треугольников запишите в тетради. | Записывают ответы. Проверяют с помощью перетаскивания на интерактивной доске. За правильные ответы выставляют себе 1 балл. | Интерактивная доска. Слайд 4. |
| Проверка домашнего задания 1. Дома нужно было измерить углы треугольника и записать их величины -
| Проверяют величины углов при помощи интерактивного транспортира, выходя по очереди к доске, и записывают результаты при помощи функции «Умное перо» | Интерактивная доска. Слайд 5. |
| Проверка домашнего задания 2. Второе задание провести высоты в данных треугольниках. -
| Проводят высоты в остроугольном, прямоугольном, тупоугольном треугольниках | Программа GeoGebra. Слайд «Высоты в треугольниках». |
| Задание 4. Нарисуйте треугольник с углами Ребята, получились у вас треугольники? (проблемный вопрос) Ребята, как вы думаете, почему вы не смогли построить треугольник с углами 1100 и 800. Вот сегодня мы с вами и постараемся ответить на вопрос, почему в некоторых случаем мы без проблем строим треугольник по заданным двум углам, а иногда наша задача остается неразрешимой. | Пытаются нарисовать треугольники Отвечают, что в первом случае получился, а во втором нет. Не знают, но выдвигают гипотезы | Интерактивная доска. Работа с интерактивным транспортиром. |
Формулирование темы и цели урока | Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили в начале урока? Учитель рисует в программе GeoGebrа треугольник, выделяет углы треугольника, записывает выражение 1 + 2 + 3 и предлагает обучающимся сформулировать тему урока и его цели | Отвечают: - о треугольниках, - об их видах, - об углах треугольника, - измеряли их. Формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь. | Личностные:cмыслообразование Познавательные: моделирование, анализ, умение структурировать знания использование знаково-символической записи математического понятия; Регулятивные:самостоятельно формулируют и определяют цель учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Интерактивная доска. Слайд 6. Программа GeoGebra. |
Процессуально-содержательный этап урока. |
Исследовательская работа по группам | Сегодня вы будете работать в научно-исследовательских институтах, и изучать свойство углов треугольниках. Три института в каждом работает 5 человек. Ребята, выберите директора института, который будет вами руководить. А потом представлять результаты ваших исследований. Три человека – это научные сотрудники, каждый из которых исследует свой вид треугольника (остроугольный, тупоугольный, прямоугольный) и научный секретарь, который записывает результаты | Работают по алгоритму 1группа: измеряют углы заготовленных треугольников, находят сумму углов, заносят результаты в таблицу и выдвигают гипотезу, что сумма углов треугольника равна 1800. 2 группа: отрывают углы треугольника, рисуют развернутый угол, приклеивают их к вершине развернутого угла и предполагают, что сумма углов треугольника равна величине развернутого угла, т. е. 1800. 3 группа: убеждается, что сумма углов треугольника равна 1800 с помощью перегибов углов треугольника как показано на рисунке. | Познавательные:формирование умения работать по алгоритму, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания осуществлять сравнение Регулятивные:самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему Коммуникативные:высказывать суждения, строить фразы с использованием математических терминов и понятий, отвечать на поставленные вопросы, умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, а так же формирование личной мотивации необходимости изучения данной темы для каждого школьника. | Интерактивная доска. Слайд 7. |
Этап представления результатов исследовательской работыи «Открытия» учащимися новых знаний | В программе GeoGebra демонстрирует треугольник, меняет величину одного угла, при этом меняются величины других углов. Организует обсуждение результатов. Оговаривается возможность неправильных измерений и вычислений со стороны учащихся, а так же погрешности транспортиров. В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение – гипотезу. Рассказывает, что мы доказали свойство экспериментальным путем, это часто происходит и в химии, и физике, и в геометрии, где ученые сначала устанавливают важные факты эмпирически, а потом доказывают их при помощи логических рассуждений. Предлагает сделать вывод о сумме углов треугольника. Основываясь на полученные результаты, попробовать сформулировать утверждение о сумме углов треугольника. Приводит слова одного из философов, что гораздо легче изменить орбиту Земли, чем изменить сумму углов треугольника. | «Руководители» представляют результаты. Первая группа демонстрирует таблицу результатов через документ-камеру, вторая и третья группы - с помощью интерактивной доски. Рассказывая о проделанной работе, выдвигают гипотезу о сумме углов треугольника. Формулируют свойство углов треугольника. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, а так же формирование личной мотивации необходимости изучения данной темы для каждого школьника. Познавательные: создание схематической модели с выделением существенных характеристик объекта решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Регулятивные: планирование, прогнозирование, умение самостоятельно анализировать свои действия. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Формирование ИКТ – компетенции: использование Интернет – ресурсов, критического отношения к информации и избирательности её восприятия; поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств | Программа GeoGebra. Слайд «Интерактивная модель» Интерактивная доска. Документ-камера. Слайд 8, 9 |
3. Этап закрепления первичных знаний |
Этап первичного закрепления. | Ребята, мы узнали, об очень важном свойстве треугольника, а как это свойство применяется в задачах. Решение устных задач на готовых чертежах (слайд 10,11) 2.Ответить на следующие вопросы: Может ли треугольник, в котором два угла 40° и 60°, быть тупоугольным? Может ли треугольник с градусными мерами углов 10° и 20° быть остроугольным? Является ли треугольник прямоугольным, если градусные меры двух углов 35° и 55°? В прямоугольном треугольнике один из углов равен 50°, найдите градусную меру другого угла. В равностороннем треугольнике все углы равны. Какова градусная мера углов? | Выполняют устно задание, находят по известному острому углу прямоугольного треугольника второй острый угол. Обсуждают ответы в парах, дают обоснованный ответ, если есть необходимость, то корректируют ответы учащихся из другой пары. | Познавательные: умение анализировать объект, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии. Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка | Интерактивная доска. Слайд 10-12 |
Этап применения полученных знаний (самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону) | Предлагает выполнить на карточках разноуровневую самостоятельную работу. Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. | Выбирают уровень сложности. Находят неизвестный угол в треугольнике и определяют вид треугольника. По кругу меняются карточками и проводят взаимопроверку. Ответы на интерактивной доске демонстрируются с помощью «шторки». Оценивают правильное решение от 1 до 3 баллов(по количеству правильных ответов). | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, анализ выполнения способов решения задачи. Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка | Интерактивная доска. Слайд 13 (демонстрация ответов с помощью «шторки»). |
| Подсчитайте свои баллы, соотнесите их количество с предложенной системой оценивания и поставьте предварительную отметку, окончательная оценка выставляется после проверки тетрадей. Критерии оценивания «5» - 10-9 баллов «4» - 8-7 баллов «3» - 6-5 баллов «2» - менее 5 баллов | Подсчет баллов и выставление предварительных оценок | Интерактивная доска. Слайд 14 |
4.Объяснение домашнего задания. |
Объяснение домашнего задания | Задает домашнее задание: Прикрепленный файл в электронном дневнике (заполните таблицу (слайд 15)) | Формулируют уточняющие вопросы к учителю, записывают домашнее задание в дневник. | Личностные: cмыслообразование Познавательные: выделять тип задач и способы их решения производить анализ и преобразование информации, Регулятивные: умение самостоятельно определять цель своей деятельности, двигаться по заданному плану оценивать и корректировать полученный результат. | Интерактивная доска. Слайд 15. |
4.Рефлексивный этап урока |
Рефлексия эмоционального состояния | Ребята, какова была цель нашего урока? Как вы думаете, достигли ли мы ее? Закончите предложение Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял что… Я научился… У меня получилось… Я смог….. Я приобрёл… Что бы еще хотел узнать… | Описывают свои впечатления от урока | Личностные: Нравственно-эстетическое оценивание Познавательные: умение анализировать, обобщать, систематизировать информацию, полученную на уроке, а так же делать выводы о необходимости изучения данного материала. Регулятивные: Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | Интерактивная доска. Слайд 16. |