- уметь находить, если существует треугольник его третий угол и определять вид треугольника;
-продолжить развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов , умению ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; -развивать находчивость, активность при решении математических задач на основе знаний основного свойства о сумме углов треугольника..
Сумма углов треугольника равна 180°.
Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90º.
Этапы/ время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап Организационный момент. (1 мин.) Создать благоприятный психологический настрой на работу | -Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию (наличие учебников, тетрадей), организация внимания детей. | - Включаются в деловой ритм урока, самоконтроль подготовки. Записывают в тетради дату. |
2 этап. Мотивация ( 2 мин) Обеспечение мотивации учения детьми | - Часто знает и дошкольник, что такое треугольник. А уж вам- то, как не знать … Но совсем другое дело – Очень быстро и умело треугольники считать - Сколько треугольников на рисунке? (сл.2) -Какие виды треугольников вы знаете?
Вопрос классу: -Всё ли мы знаем о треугольниках?. Сегодня продолжим узнавать новое о треугольнике, так как он обладает большим количеством свойств, каким не обладает ни одна геометрическая фигура. -Как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок? | - анализируют рисунок. Считают треугольники и записывают ответ; отвечают на вопросы; -Нет. -Формулируют предполагаемую тему урока |
3 этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия. ( 2 мин.) Актуализация опорных знаний и способов действий. | - Организует фронтальный опрос.(сл.3) - Задает вопросы классу для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме . 1.Какая геометрическая фигура называется треугольником? 2.Из каких элементов состоит треугольник? 3.Существует ли треугольник со сторонами: а)7 см, 5 см, 4см; б) 9 см, 8 см, 17 см; в)12 см, 10 см, 16см; г)13см, 28 см, 13см? 4. Почему вы смогли без построения определить «Существует ли такой треугольник»? 5. Существует ли треугольник с углами 35°, 86°, 59°?(сл.4) | 1.Дают определение треугольника. 2.Называют элементы: три вершины, три стороны, три угла. 3.Дают ответ о существовании треугольника с данными сторонами. 4.Называют свойство сторон треугольника. 5.Не могут дать ответ |
4.Этап выявления места и причины затруднения. (1 мин.) | -Почему вы не можете дать ответ на мой вопрос? -Как вы думаете: зная только градусные меры углов, можно сказать о том, что такой треугольник существует или нет? | -Знают только вид треугольника, про свойство углов ничего не знают. -Высказывают свои предположения. |
5. этап. Целеполагание и планирование(2 мин.) Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). | - Чему хотим научиться на уроке, поставьте цели урока. Учитель подводит итог высказываниям учащихся. Цели урока: после урока вы сможете - сформулировать основное свойство углов треугольника; - записывать свойство углов треугольника на математическом языке; - научиться применять свойство углов треугольника при решении задач. - продолжить формирование умений анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос; - проявлять находчивость и активность при решении математических задач на основе знаний основного свойства о сумме углов треугольника. -Сформулируйте тему урока | Формулируют цели. Формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь |
6. Этап «Открытие» нового знания (изучение новой темы) (16мин) Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. | -Какими средствами мы воспользуемся для выхода из затруднения. -Предлагает прочитать № 579 из учебника стр.159 и выполнить предложенные задания.(6 мин) 1. Начертить в тетрадях прямоугольник и обозначить его АВСD. 2.Провести диагональ АС, и записать на какие треугольники она разбивает прямоугольник. 3.Отметьте равные стороны этих треугольников. 4.Отметьте равные острые углы. 5.Выпишите пары углов, сумма которых составляет 900. Для удобства углы пронумерованы. Сделать вывод . а) о сумме острых углов прямоугольного треугольника; б) о сумме всех углов прямоугольного треугольника треугольника. -Ребята, а теперь вы можете ответить на вопрос «Существует ли треугольник с углами 35°, 86°, 59°?» Практическая работа в парах: (10 мин) Работа по карточкам: учитель предлагает учащимся прочитать план действий по выполнению работы. 1.Обозначить вершины данного треугольника А, В, С 2.Измерить углы данного треугольника. 3.Найти сумму углов треугольника. - Какие результаты получились? Сделайте вывод. У всех результаты разные, но близкие к 1800 Какой же вывод о свойствах углов треугольника мы с вами сделаем? А теперь вы сможете ответить на мой вопрос? Существует ли треугольник с углами 35°, 86°, 59°? | - слово учителя; учебные пособия; справочная литература; практические работы. Читают № 579 из учебника стр.159 и выполняют предложенные им действия, в результате получается фигура( сл.5) Обсуждают 5 пункт, совместно приходят к результату: 1+ 1+ Делают вывод, что сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°, тогда сумма всех углов прямоугольного треугольника равна 180° -Не могут дать ответ, приходят к пониманию, что надо поработать и с другими видами треугольников. -задают уточняющие вопросы; - узнают последовательность учебных действий. Выполняют работу, проверяя друг друга в парах. 1 ряд измеряет углы остроугольного треугольника 2 ряд - тупоугольного треугольника 3 ряд - остроугольного треугольника В итоге приходят к выводу, что сумма углов в тупоугольном и остроугольном треугольниках равна 180°. Результаты записывают на доске Делают вывод 1800 Формулируют свойство углов треугольника (сл.6) «Сумма углов треугольника равна 180°».Проверяют по учебнику стр.160 Записывают в тетради. Определяют существование данного треугольника. Ответ: Да |
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу (5 мин) | Работа с учебником 1.Устно выполнить № 580 2. № 582(1) у доски работает 1 ученик. Находят сумму двух углов, определяют существование треугольника с двумя данными углами и находят третий угол, если треугольник существует. | 1.Выполняют устно задание, находят по известному острому углу прямоугольного треугольника второй острый угол. 2. Ученик. работает у доски Ответ:1130 тупоугольный |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4мин.) Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Работа с учебником ( сл.7) Предлагает выполнить по вариантам № 582 (2,3,4,5). 1 вариант (2,4) 2 вариант(3,5) Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. | по вариантам самостоятельно с проверкой (самопроверка) (сл.8) 1 вариант Ответ: 2.620 4. не существует 2 вариант Ответ: 3. = 900 5. не существует |
9.Этап включения в систему знаний и повторения.(4 мин) Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 1.Ответить на следующие вопросы: (сл.9) 1). Существует ли треугольник с углами: а) 30о , 60о , 90о; б) 46о , 160о , 4о? 2). Может ли в треугольнике быть: а) два тупых угла; б) тупой и прямой углы? 3). Определите вид треугольника, если один угол 40о, другой 100о. 4). В каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном или тупоугольном треугольнике? 5).Может ли треугольник с градусными мерами углов 10° и 20° быть остроугольным? 6).Является ли треугольник прямоугольным, если градусные меры двух углов 35° и 55°?. 7).В равностороннем треугольнике все углы равны. Какова градусная мера углов? | -Обсуждают ответы в парах, дают обоснованный ответ, если есть необходимость, то корректируют ответы учащихся из другой пары. |
10. Этап Домашнее задание (1мин.) Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Комментирует домашнее задание: выучить правила, записанные в тетрадях; с. 160 учебника: выполнить задания №№ 583; 584. §33 (с. 160) Творческое задание 5-6 строчек по теме: «Треугольники в природе и окружающей жизни.» (сл.10) | Записывают домашнее задание |
11. Этап. Рефлексия и оценивание(2 мин.) Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Рефлексия учебного материала и деятельности учащихся, оценивание . Спасибо за активное участие, за хорошее настроение и знания! (сл.11) | Продолжают фразы - теперь я знаю… - теперь я могу… - мне было интересно… - мне было трудно… |