Цель урока: создание условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач, изготовить иллюстрированное пособие «От 1 до 10».
Научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.
Научатся выполнять задания мыслительные операции анализа и синтезе и делать умозаключения; оценивать себя; работать в группе и оценивать своего товарища
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК:
Задачи урока:
1) формировать положительную учебную мотивацию;
2) развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач
3) формировать потребность применять имеющиеся знания и умения в процессе выполнения практических задач;
4) учить адекватно оценивать свою деятельность.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений:
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Карточки с названием работы и именем исполнителя, листы формата А4; шаблоны цифр;) конверт с набором одинаковых геометрически фигур (10 шт); карточки с пословицами и поговорками, содержащими в тексте числа; карточки с загадками и стихами, содержащими в тексте числа; ножницы, клей, компьютер, проектор.
Произносят фразу «Прозвонил для нас звонок, начинается урок»
Уметь организовать место занятий.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
-Ребята,к нам пришли Миша и Алина из детского сада и хотят обратиться к вам с просьбой. Алина: «Мы хотим большими стать, научите нас считать и любые числа вмиг без запинки узнавать. Сколько это семь иль восемь? Мы у вас об этом спросим. Уж не откажите нам, Мы спасибо скажем вам»Миша «Дорогие первоклассники! На следующий год мы тоже пойдем в школу. Но уже сейчас мы готовимся, учимся читать и считать. Мы хотим научиться считать быстро и правильно, как вы. Помогите нам быстрее запомнить все цифры. ».
- Как же мы можем помочь будущим первоклассникам?
Корректирует высказывания детей
-Чтобы помочь нашим друзьям, нам предстоит сегодня выполнить непростую, но очень интересную задачу. Вы уже знаете все цифры, умеете считать и обозначать числом определенное количество предметов. Поэтому мы сделаем подарок будущим первоклассникам. Определите учебную задачу урока.
-Для того чтобы наша работа была успешной, предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа будет делать две странички нашей книжки. 1 группа- числа 1,2; 2г. – 3,4; 3г. – 5,6; 4г. – 7,8,; 5г. – 9,10. Повторим правила работы в группе.
-Попробуйте представить, как может выглядеть «Страничка числа» в нашей книжке.
Слушают учителя и детей из детского сада..
Предлагают разные варианты
-Изготовить книжку (наглядное пособие) для будущих первоклассников.
Повторяют хором правила работы в группе
- В группе ты работай дружно, это группе очень нужно.
-Будь всегда старательным, спокойным и внимательным.
- Делай всё не отставая, слушай, не перебивая.
-Говорите четко, внятно, чтобы всё было понятно
Предлагают разные варианты; выбирают формат страницы, обсуждают варианты оформления.
Определять и формулировать цель деятельности и учебную задачу на уроке с помощью учителя.
Уметь ясно и точно излагать свои мысли
Знать правила работы в группе.
3.Актуализация знаний
-Прежде чем мы начнём работать в группах, предлагаю поиграть в игру «Кто быстрее построиться» (двум командам раздаются карточки с числами от 1 до 10 в произвольном порядке. Первая команда строится в порядке возрастания чисел, вторая – в порядке убывания)
-Повторим правила счёта
Играют в игру «Кто быстрее построиться»
Повторяют, что при счёте нельзя пропускать число и называть одно и то же число два раза
Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10
4.Применение знаний и умений в новой ситуации Решение проектной задачи
-Для решения нашей задачи предлагаю вам выполнить ряд заданий.
Задание 1. Распределите работу в группе. Соедините стрелочками название работы и имя исполнителя.
1)Подготовка страницы для работы (рамка, запись выбранного числа)
2) Иллюстрирование числа (аппликация)
3) Выбор загадок и стихотворных строчек с заданными числами
4) Выбор пословиц и поговорок с заданными числами
5)Представление работы группы
Задание 2. Вы получили необходимые материалы для работы. Определите, какие из них вам могут понадобиться для оформления ваших страничек.. Не забывайте распределении работы.
Проводит физминутку
Задание 3. Разложите выбранные материалы на страницах. Приклейте их в соответствующих местах. Чтобы ваши странички были яркими, красочными, запоминающимися, дополните информацию поясняющими рисунками. Обсудите, что у вас получилось.
Распределяют работу в группе
Определяют и выбирают материал, необходимый для оформления страничек
Участвуют в физминутке
Раскладывают материал, приклеивают в соответствующих местах, обсуждают свою работу
Знать название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10, состав чисел в пределах 10, способ получения при счете числа, следующего за данным числом и числа, ему предшествующего.
Научатся выполнять задания творческого характера; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; выполнять мыслительные операции анализа и синтезе и делать умозаключения, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя раздаточные материалы, планировать действия на уроке, вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
5.Представление результатов работы
-Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось.
-Наша книжка почти готова. Осталось собрать странички в единое целое. Обсудите, в какой последовательности их удобнее собрать в книжку.
Предлагает приготовленную заранее первую страничку-обложку книжки. Объединяет все группы для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого первоклассника
Представляют результат работы своей группы – «Странички числа», рассказывают, какую информацию о числе они использовали
Обсуждают последовательность страничек в книжке; приходят к выводу, что удобнее расположить странички в порядке следования чисел в натуральном ряду от 1 до 10.
Объединяют свои странички в одну книжку
Знать порядок следования чисел в натуральном ряду от 1 до 10
Получат возможность научиться представлять результат своей работы
6.Рефлексия
-Оцените свою работу с помощью волшебных линеечек. У каждого из вас карточка, на которой две линеечки. С помощью первой оцените свою работу, насколько каждый из вас был полезен своей группе при решении задачи. С помощью второй линеечки оцените работу своей группы. Насколько дружно и слаженно работала ваша группа.
-Ребята, вы все замечательно справились с работой. Я думаю, наши друзья будут рады такому подарку. Спасибо за работу!
Работают с волшебными линеечками на карточках, оценивают результат своей работы и работы группы в целом.
Научатся оценивать себя; работу в группе и оценивать своего товарища
Приложение к уроку
Комментарий к заданию 1.
Первое задание – это распределение работы внутри группы. Учитель дает необходимые разъяснения по выполнению работы; поясняет, что в случае возникающих затруднений к выполнению работы может подключиться другой участник группы. Желательно провести педагогическое наблюдение, каким образом дети будут распределять работу между собой: прочитав список и оценив возможности каждого участника или стихийно, без существенных оснований.
Комментарий к заданию 2.
В комплект целесообразно включить и тот материал, который не подходит для работы данной группы (содержит другие числа). Учащиеся должны выбрать тот материал, который соответствует их заданию.
Комментарий к заданию 3.
Учащиеся должны разложить необходимый материал в соответствии с выбранным способом оформления своей страницы, а потом наклеить на соответствующую часть листа. Вторая часть задания имеет творческий характер. Скорее всего, именно в этом задании потребуется помощь всей группы. Если возникнет необходимость, учащиеся могут обратиться за помощью и к учителю.
Раздаточный материал
Пословицы и поговорки с числами от 1 до 10 Пословицы и поговорки с цифрой 1.
Что для одного еда, то для другого яд
Один в поле не воин
Один гусь поле не вытопчет
Один с сошкой, а семеро с ложкой
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине
Пословицы и поговорки с двойкой
Два медведя в одной берлоге не уживутся
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
Два сапога – пара
Две пары сандалий сразу не наденешь
Двух правд не бывает
Пословицы и поговорки с тройкой
Хвастуну цена – три копейки
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня
Заблудиться в трех соснах
Из третьих уст, из третьих рук
Пословицы и поговорки с цифрой 4
Без четырех углов изба не рубится
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается
На все четыре стороны
Жить в четырех стенах
Как кошку ни брось, она четырьмя лапами на землю встанет
Пословицы и поговорки с пятеркой
Дорогой – пять, а десять прямо
У него шесть хитростей и пять обманов
Как свои пять пальцев
Пятое колесо в телеге
Какая душа в 5 лет, такая она и в сто лет
Пословицы и поговорки с шестёркой
Три волосинки в шесть рядов уложены
Пятеро сыновей подрастают, а они о шестом мечтают
У него 6 хитростей и пять обманов
Лапти растеряли, по дворам искали: было 5, а стало 6 (русская)
Пословицы и поговорки с семёркой
Семеро одного не ждут
Семь бед – один ответ
Семь верст до небес и все лесом
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь
Семи смертям – не бывать, а одной не миновать
Пословицы и поговорки с восьмёркой
Весна да осень – на дню погод восемь
Пословицы и поговорки с девяткой
Девять человек – все равно, что десяток
Пословицы и поговорки с десяткой
Одно срубишь дерево – десять посади
Десять ран прими, а стой
На гору десятеро тянут, а под гору и один столкнет
Лучше десятерых простить виновных, чем одного невиновного казнить