Петрова Л.П.
Предмет | математика |
Клaсс | 3 |
УМК | «Школа России» |
Тема урока | «Площадь прямоугольника». |
Тип урока | урoк открытия новых знаний. |
Цель урока | познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач. |
Задачи урока | обучающие: вывести правило вычисления площади прямоугольника, знать термины «длина», ширина»; уметь вычислять площадь прямоугольника; решать задачи разными способами; развивающие: развивать логическое мышление, воображение; развивать коммуникативные качества, речь; воспитывающие: воспитывать умение общаться; воспитывать устойчивый интерес к занятиям математикой. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Площадь прямоугольника, термины «длина», ширина», формула площади. |
Планируемый результат | Предметные | Метапредметные | Личностные |
-Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь». - Уметь вычислять площадь прямоугольника. - Знать основные понятия длина, ширина, площадь | Познавательные: научиться в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Название этапа урока | Цель этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Результат (формируемые УУД) |
Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент) | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями! | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. | Дети желают друг другу удачи. | Коллективная | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в детальности. | Выявление уровня знаний. | Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: Устный счет. 1.Найдите в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения. - 6,18,17,12, 41 24,30,16,11,28 2.Уменьшить на 4 6,18,17,12, 41 – Увеличить на 7 24,30,16,11,28 2) Игра “ Кто быстрее” (дети друг другу задают примеры на умножение) 3) Школьники посадили 3 ряда берез по 8 берез в каждом ряду, и еще им осталось посадить 6 берез. Сколько всего берез надо было посадить? - Какие фигуры изображены на доске? - Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Показывает фигуры, просит их назвать | Дети устно отвечают на вопросы, показывают карточки с верным ответом. Называют номер фигуры и доказывают свой выбор. | Коллективная, индивидуальная | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
Постановка учебной задачи | Активизация знаний учащихся. | Задача на нахождение площади. В группах предлагает посчитать площадь прямоугольника квадрата.(Раздаёт карточки с чертежом прямоугольника) - Проблема: как найти площадь, не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры? (Делают вывод: S= a•b) - Откройте учебники, сравните свои выводы с этплоном стр. 60 - Сформулируйте тему урока. (Сегодня мы будем находить площадь прямоугольника) - Какую цель вы поставите для себя на сегодняшнем уроке | Предлагает найти площадь прямоуголь ника посчитав квадраты. Предлагает сравнить свои ответы с эталоном (учебником) | Подсчитывают квадратные сантиметры. Читают правило в учебнике. Делают вывод. | Коллективная, индивидуальная | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. |
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Установление осознанности восприятия. | - Что же нужно сделать? - Чтобы узнать площадь, надо знать длину и ширину. Но ширину надо вычислить. - Вспоминаем формулу нахождения площади. S = длину х ширину. Сформулируйте вывод: как найти площадь? Решим задачу: - Начертите в тетрадях прямоугольник длина которого 9см, а ширина - 2см. Найдите его площадь. Выполняется задание с комментированием. - Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью? (3 и 6) Сформулируйте вывод: как найти площадь? | Предлагает решить задачу по нахождению S, с неизвестной шириной. Предлагает ещё раз сформулировать правило нахождения S. Предлагает решить задачу. Предлагает ещё раз сформулировать правило нахождения S. | Вычисляют ширину. Находят площадь. Формулировка правила. Решают самостоятельно в тетрадях. Проверка по эталону на слайде. Формулируют правила. | | Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование; Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Физкультминутка. | Проверим вниматель ность и ловкость. | «Мы чертёжники». -Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник. Сформулируйте вывод: для чего необходимо выполнять физкультминутку? «Чтобы отдохнуть и расти здоровыми». | Показывает презентацию | Дети выполняют соответствующие движения. | Индивидуальная | Личностные: самоопределение |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Проверка алгоритма восприятия. | Решение задачи по учебнику стр.61 № 3,4 | Предлагает выполнить задания по учебнику. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Самостоятельно решают. Взаимопроверка в парах Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы. | Парная, индивидуальная | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организация деятельности с применением новых знаний. | Предлагаю вам побыть в роли строителей. Постройте дом, пользуясь математическими знаниями. (Дети из цветного картона строят у доски дом, работа в группах по карточкам). | Предлагает побыть в роли строителей. | Самостоятельное решение в тетради. Проверка с эталона. Работают по индивидуальным карточкам. | Групповая | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
Рефлексия деятельности. (итог урока). | Организация рефлексии. | - Что нового вы сегодня узнали? - Как найти площадь прямоугольника? Ребята, послушайте одну притчу. Шёл мудрец и встретил 3 работников. « Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого. Первый ответил: - «Я целый день таскал ненавистные камни». Второй ответил: - «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу». Третий ответил: - «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение». - Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания. | Предлагает вопросы для рефлексии. | Подводят итог своей работы на уроке, делают выводы. | Индивидуальная | Регулятивные: контроль, коррекция. Личностные: самоопределение. |
Домашнее задание. 2-3 мин. | Закрепить полученные знания на уроке. | 1. стр. 79, упр.32 2.Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга. | Предлагает выбрать задания для домашней работы | Обсуждение и запись задания в дневник. | Индивидуальная | Регулятивные: коррекция. Личностные: самоопределение. |