Место работы: МБОУ "СОШ" с. Гурьевка
УМК: Математика. 5 класс. Н.Я. Виленкин.
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
-способствовать приобретению необходимых умений и навыков.
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Знать понятия «делимое», «делитель», «неполное частное».
Знать принцип выполнения деления с остатком, уметь записывать действие с помощью буквенного выражения. Уметь выполнять деление с остатком.
Научиться называть компоненты при делении с остатком.
Делать проверку вычислений.
Ответственно относиться к учению.
Развитие логического и критического мышления.
Развитие умения работать в группе, в паре.
Проявлять инициативу при выполнении заданий.
Осознать значимость деления с остатком в практической жизни.
Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся
Видеть математическую задачу в окружающей жизни.
Самостоятельно определять цель своего обучения.
Осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону.
Строить логические рассуждения.
Извлекать из текста необходимую информацию.
Оценивать полученный результат.
Осуществлять самоконтроль.
Оборудование: карточки "светофор", карточки с заданиями и ответами, раздаточный материал.
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 этап урока. Мотивация к учебной деятельности |
Организует положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы, организация внимания, включение детей в деятельность. Предлагает записать в тетрадях дату проведения урока. | Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке; составьте из предложенных слов девиз урока: начинается большой удачи с малой успех («С малой удачи начинается большой успех») | Приветствуют учителя, настраиваются на занятие. Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. Составляют девиз | У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. | Личностные: действие смыслообразования; учебно-познавательная мотивация; психологическая готовность учащихся к уроку. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: предвосхищение результата |
С целью включить учащихся в учебную деятельность предлагает ответить на вопросы, создаёт условия для формирования внутренней потребности учеников. | Вопросы для учащихся: Над изучением какой темы вы работали на предыдущих уроках? Как называются компоненты при выполнении действий сложения, вычитания, умножения и деления? | Отвечают на вопросы. | Знать понятия: «делимое», «делитель», «частное». | Коммуникативные: - уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; -уметь оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные: воле- вая саморегуляция. |
2 этап урока. Актуализация и совершение пробного учебного действия, фиксация затруднения в деятельности |
Организует повторение учебного материала, необходимого для открытия нового знания. Организует устную работу. | 1.Устный счет: 54:18; 840:8; 0:79; 252:1; 893:893; 0 : с; m : m; а:1; b:0 2.Укажите делимое в равенстве: 42:6=7 55:а=5 в:18=с 3.Укажите делитель в равенстве: 56:7=8 а:19=18 57:х=у 4.Назовите компоненты деления в равенстве: 69:23=3 а:в=15 5. Восстановите цепочку вычислений: 300 : 10 = Ο + 19 = Ο :7 = Ο · 9 = Ο : 5=? | Устно выполняют деление. Проговаривают свойства деления, называют компоненты при делении. Выделяют проблему при выполнении заданий 5: 63 не делится нацело на 5. | Отработка навыков устного счета, объяснение способов вычис- ления, знание компонентов действий при делении. Знают, что не всегда можно выполнить деление. | Личностные: мотивационная основа учебной деятельности; сформированность потребности в самовыражении и самореализации Познавательные: Умение анализировать информацию, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение строить речевое высказывание; Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). Коммуникативные: Умение слушать собеседника, аргументировать свою точку зрения, формулирование собственного мнения. |
3 этап урока. Выявление места и причины затруднения (постановка проблемы) |
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний | 6. Можно ли разделить 23 конфеты между семью друзьями поровну? Сформулируйте тему урока! | Ожидаемый ответ: Каждому достанется по 3 конфеты и 2 конфеты останутся -Деление с остатком. | Знать принцип выполнения деления с остатком | Личностные: развитие самооценки личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; личностно-познавательный интерес. Познавательные: умение структурировать знания; ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую постановка и формулирование проблемы; поиск разнообразных способов решения проблемы. Коммуникативные: Умение слушать учителя и товарищей, построение понятных для собеседника Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение. |
4 этап урока. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Организует коммуникативное взаимодействие учащихся по формулированию цели и плана своих будущих учебных действий, направленных на устранение причины возникшего затруднения, согласования темы урока | Из собственного опыта учащимся известно, что не всегда можно разделить одно натуральное число на другое нацело. Поэтому после выполнения заданий предлагается учащимся привести несколько примеров таких задач. | Приводят свои примеры. После обсуждения формулируют цель и задачи урока, составляют план действий. Записывают тему урока в тетради. | Знать принцип выполнения деления с остатком | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; самоопределение; Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка; целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
5 этап урока. Реализация проекта выхода из затруднения. |
Организует деятельность учащихся по реализации составленного плана действий, дает необходимые пояснения и комментарии | 1.Запишите компоненты при делении с остатком. Деление с остатком. 63 : 5 = 12 (ост. 3) (*) 63 - делимое 5 - делитель 12 - неполное частное 3 - остаток 2.Какое равенство нужно записать, чтобы получить 63, если известно, что в результате деления егона 5 получили неполное частное 12 и остаток 3? 3. Запишите равенства (*) и (**) в буквенном выражении, если a - делимое b - делитель q - неполное частное r - остаток 4. Бабушка только-только испекла пирожки ,как к ней заглянули четверо охотников. Сколько пирожков испекла бабушка, если каждому гостю досталось 5 пирожков, и еще 3 пирожка осталось? 5. Найдите в учебнике правило, по которому находят делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток. 6. Работа в группах 1 группа: Составляет алгоритм деления с остатком. 2 группа: Как осуществить проверку в случае деления с остатком? 7. Какой может быть остаток от деления на число? | Проговаривают и записывают в тетради компоненты деления с остатком После обсуждения приходят к выводу: Чтобы получить 63, нужно к произведению 512 прибавить остаток 3, то есть 63 = 512+3 (**) После обсуждения записывают следующие равенства: a : b = q (ост. r) a = b q + r Ожидаемый ответ: 23 пирожка, поскольку 23 = 45+3 Находят в учебнике (стр. 81) и читают соответствующее правило. Ожидаемый ответ: 1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка. 2. Данное число делим на делитель. Это значение частного. 3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток. Ожидаемый ответ: 1.Умножить неполное частное на делитель. 2. Прибавить к полученному результату остаток. 3. Сравнить полученный результат с делимым. Остаток всегда меньше делителя, то есть r˂b | Знать принцип выполнения деления с остатком. Уметь записывать действие с помощью числового выражения и буквенного выражения. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения Познавательные: общеучебные: самостоятельное создание способов решения проблемы; поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия, умение выражать свои мысли. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; познавателная инициатива; согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других |
6 этап урока. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Организует усвоение учениками действия деления с проговариванием во внешней речи, выполнение устных и письменных упражнений. | Устные упражнения 1. Найдите неполное частное и остаток от деления: а) 58 на 10; б) 51 на 9; в) 60 на 11; г) 36 на 17; д) 48 на 24 2. Найдите делимое, если: а) делитель равен 7, неполное частное 6, остаток 5; б) делитель равен 9, неполное частное 11, остаток 1; в) делитель равен 15, неполное частное 20, остаток 13 Письменные упражнения 1. Найдите неполное частное и остаток от деления: 566 : 6 782 : 26 312 : 19 1732 : 41 2. Выразите делимое через неполное частное, делитель и остаток: 79 : 5 85 : 21 406 : 16 810 : 25 Работа с учебником: с. 81-82, № 530, 531,533 (3 столбик); задания № 533 (3 ст) с проверкой : ж)12080: 63 = 191 (ост. 47) 191∙ 63 +47 = 12080 З) 66500 : 3200 = 20 (ост. 2500) 3200 ∙20 + 2500 = 66500 и) 65306 : 121 = 539 (ост. 87) 539 ∙121 + 87 = 65306 | Выполняют предложенные упражнения. Письменные задания выполняют у доски и в тетрадях (при этом приводятся необходимые пояснения и комментарии) | Уметь выполнять деление с остатком и выражать делимое через неполное частное, делитель и остаток. Умение делать проверку. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, выполнять работу по предложенному плану Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию; структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
7 этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организует самостоятельную деятельность учащихся, самопроверку с проговариванием правильных ответов, а затем взаимопроверку ( в парах) результатов работы | Задания на карточках (работа в парах): Вариант 1. 1.Найдите остаток от деления числа 7505 на 15. а) 5; б)18; в)15; г) 4. 2. Какие остатки могут получится при делении на 7;10;13 3.В гостинице свободны только трёхместные номера. Сколько их потребуется для размещения 212 туристов? а) 70; б)71; в)69; г)66. 4.Сырок стоит 15 рублей. Сколько сырков можно купить на 77 рублей? а) 7; б) 5; в) 6; г) 4. Вариант 2 1.Найдите остаток от деления числа 1189 на 12. а) 20; б) 8; в) 1; г) 5. 2. Какие остатки могут получится при делении на 8;11;14 3. В каждой загоне можно разместить не более 6 поросят. Сколько загонов требуется для 349 поросят? а) 59; б) 57; в) 58; г) 60 4. Пирожное стоит 22 рубля. Сколько пирожных можно купить на 91 рубль? а) 5; б) 4; в) 7; в) 6. | Выполняют предложенные задания, проверяют правильность решения по образцам | Уметь выполнять деление с остатком. Отрабатывают вычислительные навыки. | Личностные: развитие самооценки личности, формирование адекватной позитивной самооценки Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; использование общих приемов решения задач. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действий |
8 этап урока. Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает учащимся решить задачи. Организует проверку и обсуждение результатов | 1. Одна машина может перевезти 4 тонны груза. Сколько машин потребуется, чтобы перевезти 53 тонны груза? 2. Книги расположили на 12 полках по 15 книг на каждой полке, и еще для 9 книг полки не хватило. Сколько всего книг? 3. Нашему классу предложили поучаствовать в игре. В каждой команде должно быть 7 игроков. Сколько команд от нашего класса будет участвовать в игре, если в классе 24 ученика? Сколько учеников класса останется в числе болельщиков? 4. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды? | Первые две задачи решают в парах, третью - самостоятельно. Принимают участие в обсуждении решений, дают необходимые пояснения | Уметь применять деление с остатком при решении задач. Анализ и осмысление текста задачи. | Познавательные: общенаучные: структурирование знаний, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение применять приобретенные знания для решения конкретных задач. Регулятивные: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме; прогнозирование; осуществление самоконтроля. Коммуникативные: Умение выражать с достаточной полнотой и ясностью свои мысли, понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия |
9 этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Организует фиксирование нового содержания рефлексию, оценивает деятельность учащихся. Проводит рефлексию по технологии "Светофор", анализирует выбранные «цвета светофора». | Давайте подведем итог работы на уроке. - Какую тему вы сегодня изучали? - Назовите компоненты деления с остатком? - Может ли остаток быть больше делителя? равен делителю? - Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку? - Какую цель вы ставили на уроке? Достигли ли цели? У каждого из вас на столе карточки (красная, желтая, зеленая). Карточка красного цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уро- ке». Карточка желтого цвета обозна- чает: «урок был интересен, я принимал в нем активное уча- стие, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно ком- фортно». Карточка зеленого цвета означает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь». | Отвечают на вопросы учителя. Делятся своими впечатлениями от урока, оценивают свою деятельность на уроке. Поднимают карточки с соответствующим цветом светофора | Знать понятия: «делимое», «делитель», «частное». Уметь выполнять деление с остатком Уметь выражать делимое через неполное частное, делитель и остаток | Личностные: Адекватное понимание причин спеха/неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности. Познавательные: : Умение оценить свое самочувствие, анализировать и делать выводы; оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. |
10 этап урока. Домашнее задание |
Задает и комментирует домашнее задание | Повторить теоретический материал по учебнику. Выполнить задания: п. 13, с. 81, № 529, 532, 533 (2 столбик) | Слушают комментарии учителя. При необходимости задают уточняющие вопросы. Записывают домашнее задание в дневники | | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: воле- вая саморегуляция. |