Прямоугольник, его свойства, обозначение.
Длина, ширина и диагонали прямоугольника.
Нахождение периметра и площади прямоугольника по формулам.
Применение формул нахождения периметра и площади прямоугольника для решения практических задач.
Парты в кабинете в начале урока расставлены таким образом, чтобы школьники разделились на 2 группы. На доске отведено место для «Банка Знаний», где впоследствии будут вывешены формулы для нахождения периметра и площади прямоугольника. Включены и подключены к сети Internet ноутбуки для детей. Включен ноутбук учителя, подключен к проектору и отображается первый слайд презентации к уроку «С маленькой удачи начинается большой успех!»
Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Включение в деловой ритм урока Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Ребята, сегодня мы с вами постараемся углубить математические знания, узнать что-то новое. Давайте улыбнемся друг другу, пожмем руку и пожелаем удачной работы. Ведь с маленькой удачи начинается большой успех. Итак, в добрый путь. | Приветствуют учителя и друг друга, жмут руку и желают удачной работы. Включаются в деловой ритм урока |
II. Актуализация опорных знаний |
- организованная работа по повторению сведений о прямоугольнике создает проблемную ситуацию для подведения к теме урока | Актуализация опорных знаний и способов действий Беседа -А начать сегодня урок я бы хотела с одной математической сказки. Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!» - Как же тебя зовут? – спрашивали её. - А зовут меня просто….Как вы думаете, как зовут фигуру? - Как же вы догадались? | Внимательно слушают учителя. Участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Прямоугольник, т.к. в сказке упоминаются свойства прямоугольника: противоположные стороны равны, все углы прямые |
III. Постановка цели и задач урока |
- постановка и формулирование проблемы; - волевая саморегуляция в ситуации затруднения; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Мотивация учебной деятельности Метод: побуждающий к выдвижению гипотезы диалог. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока и задачи; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. - А как можно связать тему этой сказки с нашим уроком? Какую тему будем сегодня изучать? - А какие учебные задачи можно поставить сегодня на уроке? - А что нам поможет решить эти учебные задачи? | Определяют тему, цель урока, проговаривают задачи, делают записи в тетради Прямоугольник Вспомнить свойства фигуры; вспомнить формулы нахождения периметра и площади; тренироваться в решении задач по этим формулам. Знания. |
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации |
- планирование и прогнозирование; - выдвижение гипотез и их обоснование; - использование знаково-символических средств; - познавательная инициатива; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - волевая саморегуляция в ситуации затруднения; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Организация групповой работы Организует и контролирует процесс создания групповых проектов Вы разделились на 2 группы: УЧЕНЫЕ и ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Каждая группа получает бланк с вопросами, ваша задача в течении 10 минут самостоятельной работы попытаться найти на них ответы. Для поиска необходимой информации группа УЧЕНЫХ использует ноутбуки и добывает точные сведения в сети Internet. А группа ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ будет пробовать найти ответы экспериментальным путем. Для этого вам в помощь я даю конверт, в котором находятся прямоугольники разного размера из разного материала. Для более продуктивной работы я предлагаю вам выбрать координатора группы. Итак, напоминаю, время для выполнения задания 10 минут. Приступайте. Защита групповой исследовательской работы - Итак, ребята, ваше время истекло. И теперь я предлагаю организовать совместную работу двух групп и выслушать ответы на вопросы из бланка. Начинает группа УЧЕНЫХ. Представитель вашей группы зачитывает вопрос и найденный на него ответ. А группа ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ будет подтверждать или опровергать этот ответ экспериментальным путем. | Работают в группах над поставленными задачами, ищут ответы на вопросы бланка. Группа УЧЕНЫХ создает презентацию по теме «Прямоугольник». Группа ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ставят эксперименты с прямоугольниками. Действуют согласно поставленной задаче, внимательно слушают ответы друг друга, при необходимости дополняют ответы или корректируют их |
V. Этап закрепления учебного материала |
- использование знаково-символических средств; - выполнение действий по алгоритму; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -применение знаний при решении практических задач | Метод: репродуктивный. Выявляет качество и уровень усвоения знаний. Решение практической задачи - Ребята сегодня я хочу обратиться к вам за помощью. Живу я на окраине поселка, и стала ночами к нам во двор захаживать лисица. Столько от неё бед, то гуся утащит, то всех цыплят загрызёт. Ну нет от нее житья. Решили мы обнести огород металлической сеткой. Хватит ли 260м металлической сетки, если огород имеет форму прямоугольника, размер которого 86м и 39м? Какая площадь при этом будет обнесена забором? Решение практической задачи повышенной сложности - Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо. Людям каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? Предлагаю вам сейчас побыть конструктором. Вы сконструировали деталь, которая имеет следующие размеры (на слайде). Как бы вы нашли площадь такой детали? | Высказывают предположения. Далее решают задачу, применяя формулы для нахождения периметра и площади прямоугольника Хватит (не хватит) Р=2(a+b) Р=2(86х39)=250 (м) – хватит S=ab S=86x39=3354 (м²) Участвуют в беседе Архитектору, конструктору, инженеру, строителю и т.д. Необходимо достроить фигуру до прямоугольника. S=S1-S2 S1=ab=8x10=80 (кв.ед.) S2=ab=4x5=20 (кв.ед.) S=80-20=60 (кв.ед.) |
VI. Итоги урока |
-умение подводить итоги своей работы и работы группы; -определение значимости совместной работы и данной темы | Фронтальная работа Подводит итоги работы групп и класса в целом. Какие учебные задачи решили? Какие свойства прямоугольника повторили? Какие формулы вспомнили? Люди каких профессий применяют эти знания чаще всего? А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке? | Участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы Заполняют листы самооценки своей работы на уроке |
VII. Домашнее задание |
-развитие творческого потенциала, умения вычислять периметр и площадь прямоугольника | Дает комментарий к домашнему заданию 1.Придумайте задачу, в которой необходимо найти периметр или площадь прямоугольника. 2.Представьте, что вы попали в город, где живут квадраты и прямоугольники. Какой он? Нарисуйте. | Внимательно слушают комментарии учителя по выполнению домашнего задания, делают записи в дневник |
VIII. Рефлексия |
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - самооценка на основе критерия успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Рефлексия учебной деятельности Оценка работы учащихся, подведение итогов -Какие открытия сделал каждый из вас? -Кто считает, что он хорошо разобрался в теме? -Кого и за что сегодня можно похвалить? - Если наш урок был познавательным и интересным, вы много узнали, заботились о своем здоровье, поднимите правую руку. -Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку. «Молодец!» - Погладьте себя по голове и скажите: «Молодец!» | Отвечают на вопросы учителя, выполняют необходимые действия |