| Этап урока | Название используе-мых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организаци- онный момент | | Здравствуйте, ребята. Однажды И. Кеплер сказал : «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – теорема Пифагора…». Сегодня мы изучим одну из самых известных геометрических теорем древности, называемую теоремой Пифагора. Ее и сейчас знают практически все, кто когда-либо изучал планиметрию. Теорема Пифагора одна из главных теорем планиметрии. Значение ее состоит в том, что с ее помощью можно доказать многие другие теоремы и решить множество задач. | Учащиеся записывают в тетрадях дату, тему урока – «Теорема Пифагора». | 2 мин. |
2 | Актуализа-ция | | Для того чтобы наша работа была успешной, давайте повторим некоторые геометрические факты: • Что такое треугольник? • Какой треугольник называется прямоугольным? • Как называются его стороны? • Что такое гипотенуза? • Что такое катет? • Как найти площадь прямоугольного треугольника? • Катеты прямоугольного треугольника равны 16 см и 10 см. Чему равна его площадь? • Что такое квадрат? • Как найти площадь квадрата? • Сторона квадрата 8 см. Найдите его площадь. • Сторона квадрата равна а + b. Чему равна его площадь? | Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не принадлежащих одной прямой, соединенных отрезками. • Треугольник, у которого один угол прямой называется прямоугольным. • Гипотенуза и катеты. • Гипотенузой называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла. • Катетами называются стороны, образующие прямой угол в прямоугольном треугольнике • Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов. • 16 ·10 : 2 = 80 см2 • Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны. • Площадь квадрата равна квадрату его стороны. • 82 = 64 см2 • (а + b)2 = а2 + 2аb + b2 кв. ед. | 4 мин. |
3 | Мотивация | | Ребята, ответьте на вопрос: Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м , другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты? | Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся формулируют проблему – нужно найти гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам | 4 мин. |
4 | Объяснение нового материала | доказательство теоремы Пифагора | Доказательство теоремы (демонстрация) Вывод: Мы установили связь между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника. Это и есть теорема Пифагора. В современных учебниках теорема сформулирована так: "В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Шуточная формулировка: Если дан нам треугольник, И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдём: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим И таким простым путём К результату мы придём. | Учащиеся повторяют формулировку теоремы: «Квадрат гипотенузы равен суме квадратов катетов». Конспектируют доказательство теоремы в тетрадь. | 10 мин. |
5 | Историчес-кая справка (индивиду-альное домашнее задание) | Авторская презентация | Предлагаю просмотреть подготовленную учащимся (Ф. И. учащегося) презентацию о Пифагоре. | Учащиеся просматривают презентацию | 6 мин. |
6 | Физкульт-минутка для глаз | | Ребята слушаем и выполняем! (набор команд) | Учащиеся выполняют команды | 1 мин. |
7 | Первичное закрепление | Первичное закрепление (сцена первая) | Какие задачи можно решать, применяя эту теорему?
Ребята давайте решим исходную задачу и все-таки ответим на вопрос – хватит 50 метров троса или нет. Демонстрация. | Можно найти гипотенузу треугольника, зная его катеты. • Можно, зная один катет и гипотенузу, найти другой катет. с = a = b = , где а и b – катеты, с – гипотенуза Решение задачи: 144+25=169 нужно 4 троса, значит 13*4=52(метра). Ответ: 50 метров не хватит. Учащиеся делают записи в тетрадях и на доске. Учащиеся устно решают задачу. | 3 мин. |
8 | Закрепление | Задачи | Ребята, мы решаем задачи в последовательности 3, 1, 2. | Учащиеся записывают краткое решение задач | 10 мин. |
9 | Рефлексия | | Итак, сегодня на уроке мы познакомились с одной из главных теорем геометрии – теоремой Пифагора. Значение теоремы Пифагора состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии и решить множество задач. Выставление отметок. Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я повторил…» «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» | Учащиеся продолжают фразы. | 3 мин. |
10 | Домашнее задание | http://www.fcior.edu.ru/card/11310/teorema-pifagora-i-sledstviya-iz-nee-k2.html | А домашнее задание, ребята, у нас будет следующее: Выучить формулировку и доказательство теоремы Пифагора (Глава VI, § 3, п. 54; Решить № 483 (б), № 484 (а). Выполнить задания http://www.fcior.edu.ru/card/11310/teorema-pifagora-i-sledstviya-iz-nee-k2.html | | 2 мин. |
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Доазательство теоремы Пифагора | Информаци онный | Анимированный ролик со звуком | Доказательство теоремы Пифагора.oms |
2 | Авторская презентация | Информационный | презентация | презентация Пифагор.pptx |
3 | Первичное закрепление | Контролирующий | Контрольное задание из 4 сцен | Первичное закрепление.oms |
4 | Задачи | Контролирующий | Контрольное задание из 5 сцен | Задачи.oms |
5 | Теорема Пифагора и следствия из нее. К 2 | Контролирующий | тест | http://www.fcior.edu.ru/card/11310/teorema-pifagora-i-sledstviya-iz-nee-k2.html |