Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Пропорции"»
Тема урока: Пропорции
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Урок является обобщающим по теме «Пропорция» в 6 классе.
План урока: I. Организационный момент
II. Актуализация знаний по теме «Пропорции»
III. Творческая минутка
IV. Востребованность темы (практическое применение пропорций)
V. Домашнее задание
VI. Рефлексия
Цели урока:
Предметные: сформировать навык применения пропорций и их
свойств при решении уравнений и задач.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в
соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение видеть математическую
задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах.
Планируемые результаты:
Учащийся научится применять пропорции и их свойства при решений уравнений и задач.
Основные понятия:
Пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции.
I. Организационный момент:
Перед вами на столе лежит детали белого и зеленого цветов. Пододвиньте к себе детали белого цвета и попробуйте собрать из них фигурку человечка.
Вам нравится эта фигурка? (нет)
Почему ? ( она не пропорциональная)
Теперь пододвиньте детали зеленого цвета и соберите из них фигурку. Что про нее можете сказать? Она пропорциональная.
Само слово «пропорция» (от латинского proportio) означает «соразмерность», определенное соотношение частей между собой. Значит, в первом случае не учтена пропорциональность размеров объектов и фигурка теряет привлекательность, красоту.
Учение о пропорциях особенно успешно развивалось в IV в до н.э. в Древней Греции, славившейся произведениями искусства, архитектуры, развитыми ремеслами. С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета.
Золотым сечением и даже «божественной пропорцией» называли математики древности и средневековья деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей.
Картина И.И. Шишкина "Сосновая роща"
«Джоконда»
В русском языке встречаются пословицы и поговорки, устанавливающие
прямую и обратную зависимость.
Например:
1) Как аукнется, так и откликнется.
2) Чем выше пень, тем выше тень.
3) Чем больше народа (в помещении), тем меньше кислорода.
4) И готово, да бестолково.
Где ещё мы встречаемся с понятием пропорция?
1. На уроках истории и географии (карты - масштаб)
2. На уроке труда (чертёж выкройки, приготовление блюд - продукты в определённом отношении)
2. Формулировка темы урока
Где еще вы встречались с понятием пропорция? (на уроках математики)
Что такое пропорция с точки зрения математики?
Давайте сформулируем тему нашего с вами сегодняшнего урока.
Открывает тетрадь, записываем дату и тему урока.
3.Устная работа
1) Клоун решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 30г, слон – 5т. “Составляем отношение: 30/5, - сказал клоун. – Мышка в 6 раз тяжелее слона!” Публика смеялась: все видели, что клоун использовал разные единицы массы. Составьте правильное отношение и найдите, какую часть массы слона составляет масса мышки.
4. Постановка целей урока и мотивация изучения темы.
- Как проверить верно, ли составлена пропорция? (Вычисляют числовое значение каждого отношения, составляющего пропорцию. Если эти отношения равны, то пропорция составлена, верно; если не равны, то пропорция составлена неверно.)
- Оказывается можно проверить и по-другому. Сегодня мы с вами познакомимся, как можно проверить пропорцию с помощью основного свойства пропорции.
5. Изучение новой темы.
- Заполните таблицу.
Пропорция
a : b = c : d
18 : 6 = 24 : 8
0,5 : 0,3 = 5 : 3
1/50 : 0,04 = 1 : 2
Крайние члены
Средние члены
Произведение крайних членов
Произведение
средних членов
- Что вы заметили? (Произведение крайних членов верной пропорции равно произведению средних членов пропорции.)
- Это свойство называют основным свойством пропорции. Для пропорции a : b = c : d оно записывается a x d = b x c.
Верно и обратное утверждение: “Если a x d = b x c, то a : b = c : d.”
-Чтобы убедиться в том, что пропорция составлена, верно, достаточно проверить, равны ли произведения крайних и средних членов. Если эти произведения равны, то пропорция составлена, верно.
Примеры: 1) Пропорция 0,9 : 3,6 = 0,4 : 1,6 составлена верно, так как 0,9 x 1,6 = 1,44 и 0,4 x 3,6 = 1,44.
2) Пропорция 5,4 : 1,8 = 4 : 3 составлена неверно, так как 5,4 x 3 = 16,2; а 1,8 x 4 = 7,2.
6. Закрепление изученного материала.
1) Прочитайте пропорции и проверьте, верны ли они, используя основное свойство пропорции:
4) Используя верное равенство 18 x 5 = 10 x 9, составьте 4 верные пропорции.
Физминутка
Ребята!!!!! Какой праздник мы скоро будем праздновать (новый год).
А без чего новый год к нам не возможен???? (без елочки)
А чего не хватает на нашей елке? (игрушек) Предлагаю вам игру «Наряди елочку!»
Работа в группах
Задачи
На новогодней елке было 54 игрушки. 42% из них были пластмассовые, а остальные стеклянные. Сколько частей занимают стеклянные игрушки?
У Деда Мороза 320 оленей. Из них: 40 лесных, 0,4 всех оленей домашние, а все остальные из приюта. В этом году, Дедушка Мороз, хочет поставить в новогоднюю упряжку оленей из приюта. Сколько оленей будут стоять в упряжке?
3. Фабрика сшила 4300 пар валенок.Из них 0.4 были на натуральном меху.Сколько пар валенок было на натуральном меху?
4. На Новый год мы приготовили 40 ёлочных игрушек. В магазине мы купили 4/5 всех ёлочных игрушек, а сделали 7/8 оставшихся ёлочных игрушек. Сколько ёлочных игрушек мы сделали?
5. На новогодний слёт приехало 1250 Дедов Морозов, а Снегурочек - 12% от количества Дедов Морозов. Сколько человек было на слёте?
Какой же новый год без поздравления от деда мороза? Но чтобы его прочесть нужно решить тест.
1 вариант
В – 1Тест по теме «Пропорция»
Выберите один верный ответ:
1. Отношением двух чисел называют: а) произведение этих чисел;
1. Отношение показывает: в) во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое составляет от второго; т) на сколько первое число больше второго или какую часть второе составляет от первого.
2. В пропорции a:b=c:d числа a и d называют
д)средними членами пропорции;
е) крайними членами пропорции.
3. Верна ли пропорция 2,5:5=1,5:2
а) да
з) нет
4. Неизвестный член a в пропорции 36:а=80:15 равен
1) Однажды учёные нашли в Индии древнюю рукопись. Их заинтересовала запись:
10
3
40
12
Впоследствии выяснилось, что индусы так записывали пропорцию.
Проверьте, верна ли эта пропорция?
2) Сформулируйте основное свойство пропорции.
8. Домашнее задание.
VI. Рефлексия: Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось …
Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …
Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …
Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) …