I. Организационный момент. Приветствие учителя и учащихся.Эпиграф нашего сегодняшнего урока:
Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый лёгкий и
путь опыта – это путь самый горький.
КОНФУЦИЙ
Мы сегодня на уроке попробуем все три опыта.
II. Актуализация знаний. Устная работа по готовым чертежам.
На слайде изображены различные выпуклые четырёхугольники. Среди них известные ребятам параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб и новый четырёхугольник (трапеция).
- Вспомните, с какими четырехугольниками и их свойствами вы хорошо знакомы?
Выберите верные утверждения ( работают с сигнальными карточками; зелёные карточки - верно, красные - неверно):
Параллелограмм это четырехугольник, у которого стороны попарно равны.( да )
Сумма углов четырехугольника 1800.( нет)
Противоположные углы параллелограмма равны .( да)
Диагонали параллелограмма равны (нет)
Диагонали ромба пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.( да)
Параллелограмм это четырехугольник у которого стороны попарно параллельны.( да)
Квадрат является ромбом.( да)
Диагонали прямоугольника равны.( да)
Диагонали прямоугольника пересекаются под прямым углом. ( нет)
Диагонали ромба являются биссектрисами его углов.( да)
- Среди представленных фигур, что вы заметили? (Ответ учащихся: «Фигура стоящая справа незакрашена».)
- Что общего у этих фигур? (Ответ учащихся:«Все фигуры являются четырехугольниками».)
-Чем отличается выделенный четырехугольник от других? (Ответ учащихся: «Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет».)
-А кто знает, как называется этот четырехугольник? ( Дети либо ответят, либо нет.)
-Эта фигура называется трапеция.
-Как вы думаете какова тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока.)
-Ребята, как вы считаете, какой будет цель нашего урока? (формулируют свои цели)
- Какие нужно поставить задачи для достижения нашей цели? (формулируют задачи урока)
- записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока.
III. Изучение нового материала.
Рассмотрим четырехугольник, про который можем сказать , что две противолежащие стороны параллельны, две другие не параллельны.
Трапеция – (от греч. trapezion, букв. – столик).
Трапеция– четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие – непараллельные.
Виды трапеции. Равнобедренная– трапеция, у которой равны боковые стороны.
Прямоугольная– трапеция, один из углов которой прямой.
Работа в группах.
Группы с четными номерами – исследуют диагонали равнобедренной трапеции. Группы с нечетными номерами – исследуют углы равнобедренной трапеции.
Выслушать и обсудить результаты исследования, на доске и в тетрадях записать решения.
Свойства равнобедренной трапеции.
Свойство 1. В равнобедренной трапеции углы при каждом основании равны.
Свойство 2. В равнобедренной трапеции диагонали равны.
Сформулируйте утверждения, обратные свойствам, и выясните их справедливость.
Признаки равнобедренной трапеции.
Выслушать и обсудить результаты исследования, на доске и в тетрадях записать решения.
Признак 1. Если углы при основании трапеции равны, то она равнобедренная.
Признак 2. Если диагонали трапеции равны, то она равнобедренная.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Используется методика здоровьесберегающих технологий «зрительные метки». Учитель обращает внимание учащихся на развешанные по периметру класса цветные фигурки четырехугольников и дает задание отыскать среди них трапеции. (все фигурки пронумерованы, учащиеся дают в ответ № четырехугольника).
IV. Закрепление умений и навыков.
Решение задач по готовым чертежам. I уровень
1. Найдите неизвестные углы трапеции:
II уровень
2. Найдите периметр трапеции АВСD:
III уровень
1. Из вершины тупого угла равнобедренной трапеции АВСD проведен перпендикуляр СE к прямой AD, содержащий большее основание. Докажите, что AE=(AD+BC)/2.
2. В прямоугольной трапеции диагонали взаимно перпендикулярны. Большая диагональ составляет с меньшей боковой стороной угол в 600. Докажите, что меньшая диагональ равна полусумме оснований трапеции.
V. Рефлексия: На уроке я узнал...
Мне было интересно, что ...
Я разобрался в том, что...
Мне стало понятно ,что...
Мне было увлекательно...
Я познакомился ...
VI.Итог урока 1. ВЫПИСАТЬ
а) основания
E K б) боковые стороны
P M
2.НАЙТИ УГЛЫ ТРАПЕЦИИ
B C
? 110°
21° ?
AD
3. НАЙТИ УГЛЫ РАВНОБОКОЙ ТРАПЕЦИИ
E М P =
? ? E =
M =
25° ?
D P
VII. Домашнее задание.
1) ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА
Сложить трапецию из:
а) четырёх прямоугольных треугольников;
б) из трёх прямоугольных треугольников;
в) из двух прямоугольных треугольников. Выяснить, каким условиям при этом должны удовлетворять данные трапеции.
2) п. 59, № 61, № 62.
Отзыв об открытом уроке по геометрии в 8 классе , проведенном учителем математики МБОУ «Акушинская СОШ№1» Лукмановой З. А.
Класс: 8
Тема урока: «Трапеция»
Оборудование: наотбук, разрезной материал для составления трапеции у каждого ученика на парте, карточки с задачами по уровням сложности из конспекта урока.
Содержание урока соответствовало уровню развития учащихся. Все этапы урока последовательны и логически связаны. Цели были определены учащимися самостоятельно. Обеспечивалась целостность и завершенность урока. Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков. Использование на уроке наглядного материала способствовало развитию обучения, сознательности и активности учащихся, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой.
В течение урока были использованы следующие методы обучения: диалог учитель-ученик, актуализация ранее изученного материала, исследование, создавалась проблемная ситуация, при решении задач были предложены уровни сложности на выбор ученикам. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся.
Зарема Ахмедовна сочетала разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная. Осуществлялся контроль учителя, самоконтроль и самооценка результатов работы. Были подведены итоги урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.
Урок был организован с использованием информационно-коммуникативных технологий обучения. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно. Речь учителя была грамотной, доступной, содержательной. Учащиеся были активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы. Урок прошел на высоком методическом уровне
Учитель математики МБОУ «Акушинская СОШ №1» ______ Алиева Зубалжат Магомедовна.
Отзыв об открытом уроке по геометрии в 8 классе , проведенном учителем математики МБОУ «Акушинская СОШ№1» Лукмановой З. А.
Класс: 8
Тема урока:«Трапеция»
Оборудование: ноутбук, разрезной материал для составления трапеции у каждого ученика на парте, карточки с задачами по уровням сложности из конспекта урока.
Структура урока соответствует требованиям построения современного урока. На уроке продуманно использованы современные педагогические технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие, технологии уровневых дифференциаций и информационно-коммуникационные технологии, элементы игровой технологии.
В течение урока умело использовала технологию проблемного обучения. Успешно использованы исследовательские, нагалядно - иллюстративные методы работы с учащимися, что позволяло ученикам работать творчески, с удовольствием выполнять поисковые задания, а также повысило интерес к геометрии и мотивацию к обучению.
Работа в группах была организована так, что все ученики по мере своих способностей участвовал в составлении трапеции из предложенных треугольников, прямоугольников и параллелограммов, каждый ученик четко выполнял свою функцию.
Урок прошел на высоком эмоциональном подъеме. В классе царила атмосфера сотрудничества между учителем и учениками. Темп урока высокий, учащиеся понимали учителя, были активны, показали хорошие умения применять полученные знания, в конце урока была проведена рефлексия, которая показала, что данная тема освоена учащимися на отлично.
На этапе применения новых знаний учащимся было предложено выбрать соответствующий уровень задач для решения.
Время на уроке было использовано рационально. Задачи и цель урока были достигнуты.
Учитель физики МБОУ «Акушинская СОШ №1» ______ Магомедов Даудгаджи Багандалиевич.