Тема: Отношения чисел.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомиться с понятием отношения чисел;
- отрабатывать умение находить отношения чисел ;
Развивающие:
способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике;
развивать грамотную математическую речь;
Воспитательные:
воспитание настойчивости, целеустремленности, умения оценивать свои знания;
воспитание культуры общения, умения работать в парах, самостоятельно, коллективно;
способствовать формированию математической компетентности учащихся.
Задачи урока:
сформировать знания и умения по данной теме через различные формы работы.
активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе решения заданий.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, доска .
деятельность учителя
деятельность ученика
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)
Здравствуйте ребята!
Проверьте, все ли у вас готово к уроку?
Молодцы! Начнем наш урок.
Что называется частным двух чисел?
Как называются компоненты при делении?
Как найти неизвестное делимое? А делитель?
На какие числа делится нацело любое число?
Можно ли делить на нуль? А если разделить нуль на любое число?
Устно отвечают на вопросы учителя.
Результат от деления одного числа на другое.
Делимое,делитель, частное.
Делимое= Частное*Делитель
Делитель = Делимое : Частное
На 1 и на само себя.
На нуль делить нельзя. Будет нуль.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин)
На слайде написано слово «Отношение».
- Где в повседневной жизни встречается это слово?
- Какое количество объектов мы чаще всего подразумеваем, когда говорим об отношении ?
- В математике тоже используют такое понятие, как отношение. И так как математика это наука о числах, то мы рассмотрим отношение 2 чисел.
- Запишите тему урока.
- Какова цель урока? Что мы должны сегодня узнать?
- Давайте составим план нашего урока. Расположите этапы урока по порядку.
Поработаем над задачами.
Проверим знания.
Введем понятие «отношение 2 чисел» и выясним, что оно обозначает.
Дети отвечают.
Записывают тему урока.
Что такое отношение?
Что оно означает?
Где используется отношение?
Выстраивают по порядку этапы урока.
1.Введем понятие «отношение 2 чисел» и выясним что оно обозначает.
2.Поработаем над задачами.
3.Проверим знания.
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин)
Итак, план составлен. Мы можем двигаться дальше!
Прочитайте задачу и ответьте на вопросы к задаче.
Задача №1 «В компьютерной игре Миша удачно прошел 11 уровней, осталось пройти 5 уровней.»
1.На сколько уровней он прошел больше, чем ему осталось?
2.Во сколько раз он прошел больше уровней, чем ему осталось?
3.Какую часть оставшееся количество уровней составляет от пройденных?
- Мы ответили на 3 вопроса к одной задачи.
- С помощью каких действий мы нашли ответы на вопросы задачи?
-Что в дроби показывает знаменатель, числитель?
- Что в математике означает дробная черта?
-Как еще можно записать этот результат?
- Как называется результат?
На 6 уровне, т.к 11- 5 = 6 уровней
11: 5=
5/11
1.вычитание
2.деление
3.составили дробь
Деление.
5 : 11
Частное
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин)
« В математике частное двух чисел а и b называют отношением чисел а и b.
a , b – члены отношения».
-Как записывается отношение 2 чисел?
- Как читается отношение 2 чисел?
Проговаривает сначала учитель, потом учащиеся.
«Отношение числа а к числу b» или «Отношение а к b»
- Что обозначает отношение?
- В каких вопросах к задаче мы нашли частное 2 чисел?
- Выделите ключевые слова в вопросе?
Отношение обозначает:
1.Во сколько раз одно число больше другого. (, аb)
2. Какую часть одно число составляет от другого.( а/b, a
Записывают определение.
Знак деления и дроби.
2.Во сколько раз он прошел больше уровней, чем ему осталось?
3.Какую часть оставшееся количество уровней составляет от пройденных?
5. Реализация построенного проекта (5-8)
Задача №2
«На клумбе растут цветы: 5 роз и 3 тюльпана. Что означает отношение
и »
- Где в жизни нам может встретиться применение этого математического понятия?
Задача №3
« Когда варят малиновое варенье, берут ягоды в отношении 1 : 2»
Что означает данное отношение?
На 1 часть ягод берут 2 части сахара.
Рассмотрим основное свойство отношения чисел.
«Отношение не изменится, если его члены цмножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.»
1.Во сколько раз число роз больше чем тюльпанов
2.Какую часть составляют тюльпаны от общего количество цветов.
В рецептах встречается понятие отношения.
Учащиеся отвечают.
Сахара в 2 раза больше, чем ягод.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)
№ 4
№ 5
Двое за доской, остальные в тетради. Проверяют на доске потом в тетради.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин)
Найдите отношение 255 : 5
Найдите отношение 6 : 30
Какую часть урока составляет устная часть, которая заняла 5 минут.Если урок идет 45 минут.
В классе 8 мальчиков и 24 девочки. Во сколько раз больше девочек, чем мальчиков?
Выполняют самостоятельно.
Верно выполнивший записывает на доске, все меняются тетрадями в парах, проверяют.
8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин)
№7(а,б)
№9 (б,в)
2 ученика удоски
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)
Подведем итог нашей работы:
О чем сегодня шла речь?
Расскажите, чему вы научились?
Что вам осталось непонятным?
Домашнее задание: §1.1,№1 (у), 7(г,д,е),9(г,д,е,ж)
Отвечают на вопросы учителя