| Постановка цели и задач урока: Цель: создание условий для формулирования темы урока   | - Откройте учебники на странице 75. Прочитайте тему сегодняшнего урока. - Какая же тема нашего урока? 
 - Сейчас я вам предлагаю составить «Дерево ожиданий». Для этого ответьте на вопросы:   Чего вы ждете от участия в уроке? Что нового желаете узнать по теме урока? Какие знания вам помогут? Как вы думаете, каким будет урок? В конце урока мы проверим, оправдаются ли наши ожидания, решаться ли ваши вопросы.  
 
 | Открывают учебники, читают. 
 - Задачи с недостающими данными. - Составляют дерево ожиданий. 
 
 
 
 |  Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи  
  Познавательные: структурирование знаний.  
  Коммуникативные: корректно формулировать свою точку зрения 
 
 | 
  | Актуализация знаний: Цель: Выявление уровня знаний и фиксация затруднений в деятельности. | - Ребята, вспомните, что такое задача? 
 
 -Правильно, молодцы. Сейчас я вам прочитаю небольшую задачу, а вы попробуйте решить её устно: Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла. Разделила на троих – Сколько каждому из них? - Что нужно сделать маме-белке, чтобы разделить на всех бельчат шишки, если известно, что она принесла 9 шишек, а вспомните, сколько было бельчат? 
 - Верно, вы очень хорошо справились с этой задачей. А теперь послушайте ещё одну: Мальчику купили игрушки: машинку и робота. Машинка стоит 25 рублей. Сколько стоят вместе эти игрушки? - У вас есть какие-то предложения по решению этой задачи? 
 - А почему мы не сможем решить задачу без этих данных? 
 
 
 
 - Значит мы приходим к выводу, что у этой задачи нет решения. И это правильно. И сегодня мы будем решать подобные задачи, но уже пробовать находить необходимые данные для решения. | - Задача – это математический рассказ, в котором есть условие и вопрос. - Слушают задачу. 
 
 
 
 
 
 
 - Было 3 бельчонка. Нужно 9 шишек разделить на 3 и получится по 3 шишки каждому бельчонку. 
 
 
 
 
 - Эту задачу нельзя решить, потому что нам неизвестно сколько стоил робот. - Потому что в задаче нужно найти стоимость всех игрушек вместе, но мы не сможем этого сделать, так как неизвестна стоимость одной игрушки и её невозможно найти в задаче. | Личностные: умение оценивать себя честно, давать самооценку своим действиям  
  Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, планирование.  
 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 
  | Первичное усвоение новых знаний: Цель: создание условий для лучшего понимания новой темы | Прочитайте условие к задаче под номером 217. Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во 2 коробке? - Попробуйте составить краткую запись к задаче. Обратите внимание на доску, у меня есть таблица, но в ней нет данных. Давайте сейчас мы её заполним. - Назовите условие задачи. 
 
 - Назовите требование. 
 - Знаем ли мы, сколько конфет лежало в первой коробке? А это значит, что решить эту задачу невозможно, правильно? - Я вам предлагаю самостоятельно дополнить условие задачи, слушаю ваши предложения. Делаем вывод: ответ задачи будет зависеть от того числа, которое мы зададим, но решение будет одним и тем же.   - Дополняем задачу, заполнив таблицу числом 20. - Теперь у нас есть все данные, для того чтобы найти количество конфет во второй коробке. Запишите у себя в тетрадях число, классная работа и решение. (проверка у некоторых) - Почему задачу относят к задачам с недостающими данными? 
 | Читают условие задачи. 
 
 
 
 
 - Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. - Сколько конфет лежало во второй коробке? - Нет. 
 - Да. 
 - 15, 20, 30 конфет. 
 
 
 
 
 - 20*2=40 (к.) – во второй коробке. 
 
 - потому что невозможно выполнить требование такой задачи из-за отсутствия необходимых данных. | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению нового материала, понимание причин успеха в учебе. 
 Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами    
 Познавательные: умение работать с учебником, проводить аналогию и на ее основе строить выводы.  
 Коммуникативные: принимать активное участие в уроке, используя речевые коммуникативные средства   
 
 
 | 
  | Физкультминутка Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации 
 | Раз, два, три, четыре, пять, 
 Вышли пальчики гулять! 
 Раз, два, три, четыре, пять, 
 В домик спрятались опять. | 
 | 
 | 
  | Первичное закрепление: Цель: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения   | - Прочитайте задание упражнения 218. Что нужно сделать? 
 1. Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе? 2. Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько она поймали вместе? 3. Миша поймал 15 карасей, а Костя столько же. Сколько они поймали вместе? - Какую задачу мы выберем? - А почему вы выбрали именно эту задачу? Докажите что она с недостающими данными. 
 
 
 - Можно ли дополнить условие задачи недостающим данным? (слушаем ответы учеников) - Ребята, давайте с вами остановимся на том, что Костя мог поймать на 5 больше, чем Миша. - В своих тетрадях запишите краткую запись в виде таблицы к получившейся задаче: Миша поймал 15 карасей, а Костя – на 5 больше, чем Миша. Сколько карасей они поймали вместе? (проверяем правильность заполнения таблицы и предлагаем самостоятельно решить задачу по действиям). Проверяем устно:   15 + 5 = 20 (к.) – поймал Костя. 15 + 20 = 35 (к.) – всего.  Ответ: 35 карасей. - Приступим к выполнению упражнения номер 220. В студии бального танца занималось в 2 раза меньше учащихся, чем в хоровой студии. Сколько учащихся занималось в студии бального танца? - Скажите, почему эта задача относится к задачам с недостающими данными? 
 - Я вам предлагаю дополнить эту задачу недостающими данными. Например: число учащихся в хоровой студии 19. Можно ли это число использовать в этой задаче в качестве дополнительного данного? - Почему?   
 
 
 
 
 (напоминание для учащихся:   числа которые не делятся на 2 без остатка, например 3, 5, 7, 9 называются нечётными числами. А числа, которые делятся на 2 без остатка, например 2, 4, 6, 8, 10 называются чётными.) - А можем ли мы взять число 40? - Самостоятельно решите эту задачу у себя в тетрадях, используя в качестве недостающего данного число 40. Давайте ещё раз повторим условие задачи. 
 | - В этом задании нужно из списка задач выбрать ту, в которой недостаёт данных. 
 
 
 
 
 
 - 2 задачу. - Невозможно выполнить требование этой задачи, так как неизвестно, на сколько или во сколько раз больше поймал карасей Костя. - Да. 
 
 
 - Составляют письменно краткую запись к задаче. 
 
 Решают задачу по действиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Потому что в задаче неизвестно, сколько учащихся занималось в хоровой студии. - Нет, нельзя. 
 
 
 - Потому что нельзя использовать те числа, которые нельзя разделить на 2, так как число учащихся студии бального танца в 2 раза меньше, чем в хоровой студии 
 
 
 
 
 - Да 
 
 В студии бального танца занималось 40 учащихся в хоровой студии, а в студии бального танца в 2 раза меньше. Сколько учащихся занималось в студии больного танца? - Выполняют решение задачи в тетрадях. Решение:   1) 40 : 2 = 20 (учащихся) – в студии бального танца. | Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в различных видах учебно-познавательной деятельности 
 Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме 
 Коммуникативные: активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата.   
   
 | 
  | Подведение итогов. Рефлексия. Приём «Дерево ожиданий» Цель: создание условий для рефлексии и оценки собственной деятельности. 
 | С какими задачами сегодня знакомились на уроке? 
 Можно ли решить такие задачи? Почему? Что необходимо сделать, чтобы можно было решить задачи с недостающими данными? Дерево ожиданий.   - Итак, обратите внимание на составленное в начале урока «дерево ожиданий» и скажите: 1. Оправданы ли ваши ожидания от участия в уроке. 2. Что нового узнали? 3. С какими трудностями вы столкнулись в уроке? Как их решали? - На этом наш урок закончен. | - С задачами с недостающими данными. - Нет. - Недостаточно данных. 
 - Дополнить задачу условиями 
 
 
 Ответы детей | Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников.  
  Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.  
  Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  
 Коммуникативные: умение открыто общаться с учителем и сверстниками   |