Постановка цели и задач урока: Цель: создание условий для формулирования темы урока | - Откройте учебники на странице 75. Прочитайте тему сегодняшнего урока. - Какая же тема нашего урока? - Сейчас я вам предлагаю составить «Дерево ожиданий». Для этого ответьте на вопросы: Чего вы ждете от участия в уроке? Что нового желаете узнать по теме урока? Какие знания вам помогут? Как вы думаете, каким будет урок? В конце урока мы проверим, оправдаются ли наши ожидания, решаться ли ваши вопросы. | Открывают учебники, читают. - Задачи с недостающими данными. - Составляют дерево ожиданий. | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: корректно формулировать свою точку зрения |
Актуализация знаний: Цель: Выявление уровня знаний и фиксация затруднений в деятельности. | - Ребята, вспомните, что такое задача? -Правильно, молодцы. Сейчас я вам прочитаю небольшую задачу, а вы попробуйте решить её устно: Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла. Разделила на троих – Сколько каждому из них? - Что нужно сделать маме-белке, чтобы разделить на всех бельчат шишки, если известно, что она принесла 9 шишек, а вспомните, сколько было бельчат? - Верно, вы очень хорошо справились с этой задачей. А теперь послушайте ещё одну: Мальчику купили игрушки: машинку и робота. Машинка стоит 25 рублей. Сколько стоят вместе эти игрушки? - У вас есть какие-то предложения по решению этой задачи? - А почему мы не сможем решить задачу без этих данных? - Значит мы приходим к выводу, что у этой задачи нет решения. И это правильно. И сегодня мы будем решать подобные задачи, но уже пробовать находить необходимые данные для решения. | - Задача – это математический рассказ, в котором есть условие и вопрос. - Слушают задачу. - Было 3 бельчонка. Нужно 9 шишек разделить на 3 и получится по 3 шишки каждому бельчонку. - Эту задачу нельзя решить, потому что нам неизвестно сколько стоил робот. - Потому что в задаче нужно найти стоимость всех игрушек вместе, но мы не сможем этого сделать, так как неизвестна стоимость одной игрушки и её невозможно найти в задаче. | Личностные: умение оценивать себя честно, давать самооценку своим действиям Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, планирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Первичное усвоение новых знаний: Цель: создание условий для лучшего понимания новой темы | Прочитайте условие к задаче под номером 217. Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во 2 коробке? - Попробуйте составить краткую запись к задаче. Обратите внимание на доску, у меня есть таблица, но в ней нет данных. Давайте сейчас мы её заполним. - Назовите условие задачи. - Назовите требование. - Знаем ли мы, сколько конфет лежало в первой коробке? А это значит, что решить эту задачу невозможно, правильно? - Я вам предлагаю самостоятельно дополнить условие задачи, слушаю ваши предложения. Делаем вывод: ответ задачи будет зависеть от того числа, которое мы зададим, но решение будет одним и тем же. - Дополняем задачу, заполнив таблицу числом 20. - Теперь у нас есть все данные, для того чтобы найти количество конфет во второй коробке. Запишите у себя в тетрадях число, классная работа и решение. (проверка у некоторых) - Почему задачу относят к задачам с недостающими данными? | Читают условие задачи. - Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. - Сколько конфет лежало во второй коробке? - Нет. - Да. - 15, 20, 30 конфет. - 20*2=40 (к.) – во второй коробке. - потому что невозможно выполнить требование такой задачи из-за отсутствия необходимых данных. | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению нового материала, понимание причин успеха в учебе. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами Познавательные: умение работать с учебником, проводить аналогию и на ее основе строить выводы. Коммуникативные: принимать активное участие в уроке, используя речевые коммуникативные средства |
Физкультминутка Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. | | |
Первичное закрепление: Цель: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | - Прочитайте задание упражнения 218. Что нужно сделать? 1. Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе? 2. Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько она поймали вместе? 3. Миша поймал 15 карасей, а Костя столько же. Сколько они поймали вместе? - Какую задачу мы выберем? - А почему вы выбрали именно эту задачу? Докажите что она с недостающими данными. - Можно ли дополнить условие задачи недостающим данным? (слушаем ответы учеников) - Ребята, давайте с вами остановимся на том, что Костя мог поймать на 5 больше, чем Миша. - В своих тетрадях запишите краткую запись в виде таблицы к получившейся задаче: Миша поймал 15 карасей, а Костя – на 5 больше, чем Миша. Сколько карасей они поймали вместе? (проверяем правильность заполнения таблицы и предлагаем самостоятельно решить задачу по действиям). Проверяем устно: 15 + 5 = 20 (к.) – поймал Костя. 15 + 20 = 35 (к.) – всего. Ответ: 35 карасей. - Приступим к выполнению упражнения номер 220. В студии бального танца занималось в 2 раза меньше учащихся, чем в хоровой студии. Сколько учащихся занималось в студии бального танца? - Скажите, почему эта задача относится к задачам с недостающими данными? - Я вам предлагаю дополнить эту задачу недостающими данными. Например: число учащихся в хоровой студии 19. Можно ли это число использовать в этой задаче в качестве дополнительного данного? - Почему? (напоминание для учащихся: числа которые не делятся на 2 без остатка, например 3, 5, 7, 9 называются нечётными числами. А числа, которые делятся на 2 без остатка, например 2, 4, 6, 8, 10 называются чётными.) - А можем ли мы взять число 40? - Самостоятельно решите эту задачу у себя в тетрадях, используя в качестве недостающего данного число 40. Давайте ещё раз повторим условие задачи. | - В этом задании нужно из списка задач выбрать ту, в которой недостаёт данных. - 2 задачу. - Невозможно выполнить требование этой задачи, так как неизвестно, на сколько или во сколько раз больше поймал карасей Костя. - Да. - Составляют письменно краткую запись к задаче. Решают задачу по действиям. - Потому что в задаче неизвестно, сколько учащихся занималось в хоровой студии. - Нет, нельзя. - Потому что нельзя использовать те числа, которые нельзя разделить на 2, так как число учащихся студии бального танца в 2 раза меньше, чем в хоровой студии - Да В студии бального танца занималось 40 учащихся в хоровой студии, а в студии бального танца в 2 раза меньше. Сколько учащихся занималось в студии больного танца? - Выполняют решение задачи в тетрадях. Решение: 1) 40 : 2 = 20 (учащихся) – в студии бального танца. | Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в различных видах учебно-познавательной деятельности Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата. |
Подведение итогов. Рефлексия. Приём «Дерево ожиданий» Цель: создание условий для рефлексии и оценки собственной деятельности. | С какими задачами сегодня знакомились на уроке? Можно ли решить такие задачи? Почему? Что необходимо сделать, чтобы можно было решить задачи с недостающими данными? Дерево ожиданий. - Итак, обратите внимание на составленное в начале урока «дерево ожиданий» и скажите: 1. Оправданы ли ваши ожидания от участия в уроке. 2. Что нового узнали? 3. С какими трудностями вы столкнулись в уроке? Как их решали? - На этом наш урок закончен. | - С задачами с недостающими данными. - Нет. - Недостаточно данных. - Дополнить задачу условиями Ответы детей | Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение открыто общаться с учителем и сверстниками |