kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по математике "Как найти недостающие данные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Создать условия для формирования  умения правильно составлять задачи и решать их; развивать умения находить и узнавать недостающие данные.

Задачи:

  1. Обучающая: учить дополнять условие задачи с недостающими данными, совершенствовать умение составлять задачу и решать её;
  2. Развивающая: формировать абстрактное мышление, умение делать логические выводы, развивать зрительную и слуховую память;
  3. Воспитывающая: воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно, в группах. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике "Как найти недостающие данные"»

Лаврова Анастасия Павловна

Технологическая карта

УМК: Перспективная начальная школа

Предмет: Математика

Тема урока: Как найти недостающие данные.

Класс: 3

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Создать условия для формирования умения правильно составлять задачи и решать их; развивать умения находить и узнавать недостающие данные.

Задачи:

  1. Обучающая: учить дополнять условие задачи с недостающими данными, совершенствовать умение составлять задачу и решать её;

  2. Развивающая: формировать абстрактное мышление, умение делать логические выводы, развивать зрительную и слуховую память;

  3. Воспитывающая: воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно, в группах.



Планируемые результаты:

Личностные:

-воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе;

-умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.

-формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, умение доказывать правильность своего вывода.


Предметные:

Знать структуру задачи, уметь определять тип задачи, строить объяснение в устной форме.


Метапредметные:

  1. Регулятивные: умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат своей деятельности, умение адекватно воспринимать отметки и оценки.

  2. Познавательные: поиск, выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

  3. Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение договариваться, находить общие решения, понимать возможность существования различных позиций, уважение сторонней точки зрения.

Методы: наглядный, словесный, поисковый, частично-поисковый.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование и ПО: учебник; рабочая тетрадь; числовой веер.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности (орг. момент) – 3 мин.

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – 3 мин.

  3. Постановка цели и задач урока – 6 мин.

  4. Первичное закрепление в знакомой ситуации – 11 мин.

  5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) – 11 мин.

  6. Физкультминутка – 2 мин.

  7. Рефлексия деятельности (итог) – 2 мин.

  8. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин.






Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Орг. момент.

Цель: актуализация требований к учебной деятельности.

У: Здравствуйте ребята! Я вас попрошу подравняться и ровненько встать возле своих парт. Меня зовут Анастасия Павловна, сегодня я проведу у вас урок математики.

У: Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и скажите «Я хочу учиться!». Теперь вы настроены на продуктивную работу. (Слайд1)

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Это математика!


Приветствуют учителя и друг друга.









– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: мотивация учащихся к пробному учебному действию

Запишите в тетради число, классная работа.
Что сегодня главное будет на уроке, вы узнаете, решив задачи. Записывайте только ответы в сточку, через запятую. Затем проверим.
(Слайд2)
1. В саду росло 16 белых роз, а жёлтых – в 2 раза меньше. Сколько жёлтых роз?
2. Тетрадь стоит 3 рубля, а ручка – в 4 раза дороже. Сколько рублей стоит ручка? 3. В посёлке 20 деревянных домов, а каменных 4 дома. Сколько каменных домов?
(Слайд3)

4.Миша сделал 2 флажка, а Дима – в 6 раз больше. Сколько флажков сделал Дима?
5.Слава решил 15 примеров, а Ира – 5 примеров. Во сколько раз меньше решила примеров Ира?
6.Бабушке 56 лет, а внуку – 8 лет. Во сколько раз бабушка старше внука?


(Слайд 4)

После того, как дети решили задачи, учитель включает слайд на котором каждой цифре соответствует какая то буква, дети выбирают, следуя из ответов которые получились в задачках. Составляется слово задачи.



-Ребята, так какие же умения мы с вами будем совершенствовать на сегодняшнем уроке?

К доске вызывается 1 ученик и решает задачи.

Ответы:


( Дети выбирают буквы, соответствующие ответам задач).

8
12
5
12
3
7

з
а
д
а
ч
и







Дети отвечают, что они будут решать задачи.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

  1. Постановка цели и задач урока.

Цель: обсуждение затруднений, постановка цели и задач урока.





Решите такую задачу:

(Слайд 5)

В парке на аллее росло 24 липы, а берёз в несколько раз меньше, чем дубов. Сколько берёз росло на аллее?

-А каких же данных нам не хватает?
Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? (Слайд 6)

(Дети говорят, что эту задачу нельзя решить, потому что в ней не все данные для решения)
- Условия.

- Тема нашего урока: Как получить недостающие данные

–– подведение под понятие (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации.

 

Цель: обсуждение и решение задач.

Сегодня на уроке мы будем решать задачи с недостающими данными, будем находить недостающие данные.

- Как выдумаете, а как можно получить недостающие данные?

- Давайте вспомним, из каких частей должна состоять задача?



- Откройте учебник на странице 78 и прочитайте тему. Найдите номер № 224. Читаем задание.

Задание 224.

Миша поставил перед собой задачу: вычислить площадь пола в классе, который имеет прямоугольную форму. Какие данные ему для этого нужно узнать? (Длину и ширину классной комнаты.)
– Можно ли получить эти данные с помощью измерения? (Можно.)
– Сделав нужные измерения, Миша установил, что длина класса 8 м, а ширина 5 м. Сформулируйте задачу, которую теперь нужно решить Мише.


– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.

Вызывает кого-нибудь из учащихся.

При необходимости учащиеся выполняют рисунок-план классной комнаты.

(Слайд7)

Задача 225

Машу заинтересовал вопрос о том, какая река и на сколько километров длиннее: Волга или Лена? Каких данных недостаёт Маше, чтобы ответить на этот вопрос?

– Где можно прочитать сведения о длине рек нашей страны?

– Из географического атласа Маша узнала, что длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. Сформулируйте задачу, которую нужно решить Маше.

- Как узнать на сколько одна величина больше другой?

– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.








Задача
Условие
вопрос(требование)
решение
ответ













Задача. Чему равна площадь пола классной комнаты, если длина класса 8 м, а ширина 5 м?

Решение: 8 · 5 = 40 (кв. м) – площадь пола.
Ответ: 40 кв. м.
















( Длины рек.)



Задача. Длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. На сколько километров река Лена длиннее реки Волги?

- Из большего вычесть меньшее.

Решение:

4400-3530=870(км)

Ответ: на 870 км длиннее река Лена.

– поиск и выделение необходимой информации (П);

– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– планирование (П);– познавательная инициатива (Р);

– поиск необходимой информации (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– познавательная инициатива (Р);


  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Цель: организация усвоения учащимися ранее изученного материала (фронтально, в парах или группах).


- Как выдумаете, а как можно получить недостающие данные?

- Откройте учебник на странице 80 и прочитайте тему. Найдите номер № 229. Читаем задание.

Задание 229.

Москва основана в 1147 году. На сколько лет Москва старше Санкт-Петербурга?

Недостающее данное можно получить, например, из учебника «Окружающий мир» для 3-го класса, часть 2, стр 128.

-Чем воспользовались для дополнения недостающих данных? (Ответы учеников.)

- Как узнать на сколько одна величина больше другой?


- Из этих дат какая большая?


- Вспомним как вычитаем в столбик.




Задание 230

Выполни разностное сравнение числа мальчиков и числа девочек, присутствующих на этом уроке. Недостающие данные получи на основе непосредственного наблюдения.

-Что такое разностное сравнение?





Дети находят недостающие данные, выполняют решение. Сильные ученики помогают слабым.

Санкт-Петербург был основан в 1703г.



- Вычитанием. Из большего отнять меньшее.

- Дата Санкт-Петербурга


-Разряд пишем под разрядом, вычитаем сначала единицы, потом десятки, затем сотни, и тысячи.


1703-1147=556(л)


-Когда из большего числа вычитаем меньшее.

20-9=11(ч)- больше мальчиков

– выполнение действий по алгоритму (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Физкультминутка

Детям предлагается интерактивная физкультминутка. Ролик, на котором физические движения выполняет барашек, дети повторяют вместе с учителем.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: осуществление самопроверки и коррекции ошибок.


Работа в группах.

1. Задание 227.

– На сколько квадратных километров площадь озера Байкал больше площади Ладожского озера?

Недостающие данные для ответа на это требование можно узнать из таблицы.

- Как узнать на сколько одна величина больше другой?

– Ответьте на данные требования, решив соответствующую задачу.


Ответ: на 13 800 кв. км больше.


2. Задание 226.

– Какие недостающие данные нужно получить для того, чтобы ответить на требование: «На сколько сантиметров твой рост отличается от роста соседа по парте?» (Необходимо измерить свой рост и рост соседа.)

– Узнайте недостающее данное у соседа по парте.

– Сформулируйте соответствующую задачу и решите ее. Вычислите и запишите ответ.





Решение:

31500-17700=13800(кв.км)- больше площадь озера Байкал.

- Вычитанием.

Вычисление в столбик.


– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  1. Рефлексия деятельности (итог).

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

-Что нового узнали на уроке?

-Как можно получить недостающие данные?

-Ребята, а сейчас поднимите руки вверх. Сожмите кулачки те, кто понял, как решать задачи. Оставьте ладошки раскрытыми те, кто не совсем разобрался с новой темой. У кого кулачки зажаты, крепко держите свои знания и не выпускайте их, вы потрудились на славу. А у кого ладошки раскрыты не расстраивайтесь, на следующем уроке вы постараетесь и будете внимательнее.

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);


  1. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.




Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.


Рабочая тетрадь стр. 53. № 122; 123





  1. Раздаточный материал.

Миша наблюдал, как 3 старшеклассника помогали разгружать машину, которая привезла продукты в школьную столовую. Каждый из них разгрузил по 2 коробки с печеньем. Каких данных недостает для того, чтобы узнать, сколько килограммов печенья привезли в школьную столовую? Масса печенья нетто 5кг

Нужно знать массу одной коробки.

Решение

1) 3*2 = 6 (к)

2) 6*5 = 30 (кг)

 

Ответ: 30 кг





Подпись методиста__________________

Подпись учителя____________________

Оценка_____________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по математике "Как найти недостающие данные"

Автор: Лаврова Анастасия Павловна

Дата: 22.10.2019

Номер свидетельства: 523713

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства