Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия |
предметные | универсальные |
1.Организационный. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Аутотренинг. | Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. | | Л: умение выделять нравственный аспект поведения Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
2.Мотивационный Актуализация знаний | Предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Подготовить учащихся к изучению новой темы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока. | Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета). Выдвигают предположение о теме урока. Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу. Записывают тему урока в тетрадь. | .Повторить модуль числа, положительные и отрицательные числа, сравнение, сложение отрицательных чисел. | Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа. | Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать? Предлагает выполнить Лабораторно-практическую работу. | Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность…. Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план. | Умение применять знания полученные ранее для изучения нового. | Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование. Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала. К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. П: умение осознанно строить речевое высказывание. |
4. Реализация намеченного (изучение нового материала). Работа в группах. | Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу; группах. | Выполняют практическую работу. Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы, применяют полученные знания на практике. | Умение понимать и формулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль», применять правило при решении примеров. | Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний. | Организует работу по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками. Предлагает выполнить задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Умение применять правило сложения чисел с разными знаками при проверке решения примеров. | Л:смыслообразование. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: способность к использованию выведенного алгоритма; |
6. Закрепление изученного. | Организует отработку навыков сложения чисел с разными знаками №1066 в тетрадях и на доске. Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся | Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение. Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку. | Применять правило сложения чисел с разными знаками при решении задач. | Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. К:Слушать собеседника, строить понятные высказывания. |
7. «Творческое применение знаний». Работа в группах. | Предлагает найти наиболее удобный способ решения примера в несколько действий на применение правила сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел. | Работают в группах, ищут различные способы решения примера, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный. | Применять правило сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел при решении задач. | Л:принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. Р:принимать и осуществлять учебную задачу П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания. |
8. Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации: | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. Работают дома с текстом. | Знать правило сложения чисел с разными знаками, уметь применять его при решении практических задач. | Л.принятие социальной роли обучающегося Р. Адекватно осуществляют самооценку. П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения |
9. Рефлексия. | Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Решают пример, вызвавший затруднение в начале урока. Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму. | | Л: независимость и критичность мышления; Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. |
формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. (слайд №1) Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки. (слайд №2) (приложение 1) | Высказывания детей. Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки. |
2 Актуализация знаний. Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы (слайд №3) А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами. Даны числа: -15; -2; -17; -9 8; -16; -26; 28 3,2; -1,9; -3,9; 0 а) назовите модуль каждого числа; б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше; в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше. Вычислить, подтверждая действие правилом (слайд №4-5) -15+ (-23) -41+(-32) -2,6+(-8,7) 0+(-12,3) -6 + 8 ; 10 +(- 14); -8 +11 -456+ 287 Удобно складывать числа -456 и 287 по координатной прямой? . Как же нам быть в подобных случаях? Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно.(слайд №6) Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками» Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? (слайд №7) Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов.. | Положительные, отрицательные., ноль; дробные, целые. Сравнивать, находить модуль, складывать Отвечают на вопросы. Складывают отрицательные числа, проговаривают правило Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать Найти правило, которое нам поможет. формулируют тему. Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками. Записывают тему урока. Оценивают себя и одного одноклассника . |
3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа (слайд №8) Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать? Продолжаем оценивать себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки. | Сообща. Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый… Можно найти в учебнике, в интернете,… Оценивают себя и одного одноклассника. |
4. Изучение нового материала (слайд №9) Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками. Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками). Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки. | Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы. Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают. |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний.(слайд №10) Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в четверках по два примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы. -12+5=7 34+(-49)=-15 -11+18=7 47+(-35)=8 -53+19=-35 -41+32=-9 Не забывайте про самооценку. | проговаривают правило, решают пример. ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски. Выставляют баллы. |
6. Закрепление полученных знаний. Работа по учебнику: выполнить № 1066 у доски и в тетрадях. (слайд №11) Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой (индивидуальная работа) (слайд 12-14) 1. Определите знак суммы: а) (-12) + (-7); б)(-8) + (+3); в) (+15) + (-8); г) (-6)+ (-11); д) (-24) + (+19); е) (+53) + (-35); ж) (+3,7) + (-8,4); з) (-245) + (+300). Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +. 2. Выполните действия: Ответы: а)-19 + 40 1)59; 2)-59; 3)-21; 4)21. б)-3,4 + 5,7 1)2,3; 2)-2,3; 3)9,1; 4)-9,1. в) -5,6 + (-3,5 + 5,6). 1)3,5; 2)2,5; 3)-3,5; 4)-2,5. 3.Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами -5,6 и 3,5. 1)3; 2)-11; 3)-9; 4)-15. | Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило. Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку. |
7. «Творческое применение знаний» Работа в группах. (слайд 15) Найдите наиболее удобный способ решения. - 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖ | |
8. Домашнее задание. (Слайд 16) Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров: П.33 выучить правило. №1081(а-е), 1083(а,б), задача 1085 и по желанию найти информацию: когда и кем были придуманы отрицательные числа. Оцените выбор домашней работы: 4 балла –выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали 2 номера. | Выбирают и записывают домашнюю работу. Оценивают свой выбор домашней работы. |
9. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Можем ли мы теперь решить пример: -456+ 287=-169 (слайд №17) Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту. | Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника. Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала. |
Приложение 2.
Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.
Ход работы: начертите координатную прямую.
Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться?
________________________________________________________________________________________________________________
С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?______________________________________________________________________
Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается знак числа модуль которого_________________________________
Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.
Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа:
Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .
Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника , записанную после правила сложения чисел с разными знаками).
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка | Критерии оценки одноклассника | Оценка одноклассника (Ф. И.) |
1 | Формулировка темы урока, цели и задач урока | Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. | | Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов. | |
2 | Что я буду делать для достижения цели. | Я сам определил, как достичь цели урока 1балл. Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов. | | Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 1 балл. Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока 0 баллов. | |
3 | Выполнение лабораторно - практической работы в паре. | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | |
4 | Работа в группе по закреплению правила . проверка правильности решения примеров | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | |
5 | Выполнение № 1066 | Сделал все примеры сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | | Справился у доски с заданием 1 балл. Не справился у доски с заданием 0 баллов. | |
6 | Выполнение самостоятельной работы | За каждый правильно решенный пример -1 балл | | Не оценивается | |
7 | Выполнение творческого задания (работа в группе) | Нашел удобный способ решения 1 балл. Не нашел удобного способа решения 0 баллов. | | Нашел удобный способ решения 1 балл. Не нашел удобного способа решения 0 баллов. | |
8 | Выбор домашнего задания | 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера. | | Не оценивается | |