Цели деятельности учителя | Главная дидактическая цель: формировать представление о проценте; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные: Создание педагогических условий для формирования у учащихся положительной мотивации к учебе, умения преодолевать трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности. Метапредметные: Формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру учащихся, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи. Предметные: Уметь классифицировать задачи на проценты по трем типам правил, решать одношаговые задачи на проценты, применять полученные знания при решении более сложных задач. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знают три типа задач на проценты и алгоритм решения этих задач; умеют использовать алгоритм при решении задач; умение полно и точно выражать свои мысли; умеют решать одношаговые задачи на проценты; Личностные: имеют возможность к саморазвитию и самосовершенствованию; проявляют познавательную инициативу в оказании помощи товарищам, . Метапредметные: регулятивные: умеют планировать цель ,деятельности на уроке; работают по инструкции; распределяют деятельность в групповой работе; намечают способы устранения ошибок; анализируют собственную работу и работу товарищей; умеют оценивать уровень своих знаний по теме и выбирать соответствующие задания для выполнения; оценивают результаты учебной деятельности, определяют степень успешности своей работы, умеют осуществлять контроль своей деятельности, адекватно воспринимают оценку своей деятельности. коммуникативные - уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию; познавательные - умеют выбирать методы для решения задачи; устанавливать цепочку действий для выполнения задания; |
Основные понятия | Процент, его обозначение, три типа задач |
Ресурсы | Учебник , презентация «Задачи на проценты» |
Форма организации учебной деятельности пространства | Фронтальная, индивидуальная, парная |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I Нахождение процента от числа .Этап мотивации и целеполагания | Какую большую тему мы начали изучать на уроках? Учитель демонстрирует кластер. Выражение процента десятичной дробью Определение процента Выражение числа в процентах Нахождение процентного отношения чисел Решение задач на проценты Нахождение числа по его процентам Как вы думаете, что мы должны научиться решать, применяя полученные знания? Нужно ли изучать данную тему? Почему? Какое практическое применение? В современных условиях рыночных отношений мы правильно должны уметь обращаться с деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам. В повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ГИА, ЕГЭ обязательно предлагают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания. | Учащиеся отвечают: «Процент». Заполняют кластер. Формулируют тему урока «Решать задачи.» Дети называют ассоциативный ряд: процент: сто, дроби, деление, умножение, процент вклада в банке, жирность молока, процентные ставки, статистические данные и т.п. Учащиеся высказывают о практическом применении процентов, исходя из собственного опыта |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Что называют процентом? Как выразить число в процентах? Как выразить проценты десятичной дробью? 1)Для каждой фразы левого столбца подберите соответствующую фразу правого столбца: 1. 100% учащихся школы а) половина всех учащихся 2. 25% учащихся школы б) все учащиеся школы 3. 10% учащихся школы в) четверть всех учащихся 4. 50% учащихся школы г) десятая часть всех учащ 2)Вырази десятичной дробью: 20%, 58%, 4%, 32%, 120%, 2,3%, 360%, 5%, 200%. 3)На пришкольном участке ребята посадили огурцы, помидоры и картофель. Огурцами было занято 8% площади участка, помидорами – в 3 раза больше, а остальное картофелем. Ответь на вопросы: 4) Воздух – это смесь различных газов. Азот составляет 75,5% массы воздуха, кислород – на 52,4 % меньше, чем азот, остальное– водород, углекислый и другие газы. Ответь на вопросы: | Дети, выполняя устно задания, называют ответы и по предложению учителя их комментируют |
IV.Проверка умений учащихся применять знания в стандартных условиях | | Фронтальная работа учащихся. |
III.Физкульт-минутка | Раз - подняться, потянуться Два - нагнуться, разогнуться Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка На четыре - руки шире. Пять руками помахать. Шесть - на место тихо сесть. | Учащиеся меняют вид деятельности, выполняют физические упражнения согласно предложенным действиям |
IV. Применение знаний в измененных нестандартных условиях с целью формирования умений | Учитель предлагает решить следующую задачу: Выясните, что выгоднее: Положить в банк на год 30000 рублей под 8% годовых? или Положить в банк на год 40000 рублей под 7% годовых? | Выполнение заданий в парах: 30000*0,08=2400 40000*0,07=2800 Выгодней второй вариант. |
V. Этап первичного осмысления и закрепления знаний | Самостоятельная работа: Вариант 1 | Вариант 2 | № 1. Найдите 45% от 320 рублей. | № 1. Найдите 46% от 750 рублей | № 2. За контрольную работу по математике отметку «5» получили 8 учеников, что составляет 40% всех учеников. Сколько учеников в классе? | № 2. На клумбе посадили 36 луковиц тюльпанов, это 48% всех купленных луковиц. Сколько всего луковиц купили? | № 3. В марте в типографии отпечатано 1600 экземпляров газеты, а в апреле – на 20% меньше. Определите: а) на сколько уменьшилось в апреле число экземпляров этой газеты; б) сколько экземпляров газеты было отпечатано в апреле. | № 3. В сентябре издательство выпустило 1400 экземпляров журнала, а в мае – на 30% больше. Определите: а) на сколько увеличилось в мае число экземпляров этого журнала; б) сколько экземпляров журнала выпустили в мае. | | Выполняют самостоятельную работу |
VI.Рефлексия | Подумайте о своей работе на уроке и оцените её. На столах лежат маленькие листочки, возьмите их и поставьте один из знаков: +, –, ±. + мне всё понятно; – ничего не понимаю; ± есть некоторые сомнения | Ребята оценивают свою работу на уроках, делают выводы, достигли ли они своих целей на уроке, высказываются о трудностях, возникших в ходе решения задач, о важности и необходимости умения решать задач на проценты. |
VII. Информация о домашнем задании | Подготовьте творческую работу по одной из предложенных тем: Проценты в окружающем нас мире; Исследование по теме: «Проценты и действия над ними в профессиях родителей»; Сочините сказку (стихотворение, кроссворд, и т.д.) | Учащиеся записывают задания на дом, слушают комментарии учителя. |