Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Умение слушать и понимать речь других.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей.
Постановка и формулирование проблемы.
Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Умение корректировать – вносить необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Умение оценивать – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Направленность на УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Побуждающий диалог | Задаёт вопросы - Сегодня первый учебный день 4 четверти, позади каникулы. - Ребята поднимите руку те, кто в каникулы открывал учебник, решал задачи, может, хотел что-то повторить? - Значит, вы любите математику. Хорошо. Мне очень приятно - Хотите, чтобы наш урок сегодня получился интересным? - Какие качества мы должны проявить? − Вы правы, пожелаем друг другу удачи! − С чего необходимо начать работу на уроке? - Почему это важно? Предлагает повторить случаи сложения и вычитания в пределах 9 с помощью игры | Слушают и отвечают на вопросы. (быть внимательными, активными, собранными, дружными, любознательными). Отмечают, что надо повторить изученные знания, способы, чтобы легче было открыть новые знания и способы работы | Личностные УУД: способность к самооценке самоопределение нравственно-этическое оценивание |
2.Актуализация знаний и изученных способов действий | Упражнения на закрепление На доске числовой отрезок: 0 1 3 5 6 8 Задания на вычисления: А) Из 9 вычесть 3, а потом ещё 4 Б) К числу 5 прибавить число 3, сумму уменьшить на 2, к результату добавить 1 В) Число 7 увеличить на 2, полученный результат уменьшить на 3, потом ещё на 5, к остатку добавить 3 Г) 6 без 3, плюс 4, минус 2, результат сложить с 4. Листы самооценки: + - все вычисления сделаны верно ? -были ошибки | В процессе озвучивания ответов вставляет пропущенные числа на числовом отрезке Задаёт вопрос: - Какие умения мы применили, выполняя задание? Предлагает выполнить задание 2 9 Высвечивает на экране эталон Задаёт вопросы, предлагает придумать задачу - Состав какого числа повторили?(9) - Где нам это пригодится? (при выполнении действий сложения и вычитания в пределах 9) - Докажите, придумайте задачу, которую можно решить, используя домик состава числа 9. Предлагает оценить успешность операций счёта и умения составить задачу. Даёт инструкцию: -Возьмите лист самооценки, в первом кружке оцените своё умение вычислять в пределах 9: кто не ошибся в вычислениях поставьте +, кто ошибся ? Во втором кружке оцените своё умение составлять задачу, сумел составить +, не сумел ? Отложите листочки в сторону. | Выполняют вычисления Показывают ответы с помощью числового веера. Отвечают: Умения выполнять сложение и вычитание в пределах 9 Вставляют недостающие числа в домике Сверяют с эталоном Придумывают задачу устно. Предлагают свои варианты. Заполняют лист самооценки | Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли Личностные УУД: способность к самооценке Познавательные УУД: осмысление изученных способов вычислений структурирование знаний применение логических действий сравнения, анализа, синтеза познавательная инициатива Регулятивные УУД: контроль оценка |
3. Постановка темы и планирование хода её изучения | Подводящий диалог Отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Весёлый счёт» Цифра вроде буквы О – Это ноль иль ничего. Круглый ноль, такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить Потому, что это – десять. Анимированный плакат Учебник-тетрадь, стр.39 Введение термина «двузначное число» | - Скажите, какое число в натуральном ряду чисел стоит слева от 9? (8). А справа от 9? (10) Предлагает определить тему урока и спланировать ход изучения нового числа Название темы фиксирует на экране - Что об этом числе вы хотите узнать? Составим план изучения темы: В процессе детских предложений формулирует пункты плана: - узнать способ обозначения числа 10; - место в числовом ряду и на числовом отрезке, - состав числа 10; - научиться выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10. - Кто знает, как записать число десять? (Если все поднимают руку -Молодцы! ) - А почему так, знаете? (Если не все – Хотите узнать?) Предлагает послушать стихотворение С.Я.Маршака Просит ответить на вопрпос: -О чём узнали из стихотворения? - А как? Предлагает сформулировать учебную задачу - Какую задачу мы сейчас перед собой поставим? Даёт установку: Смотрим на анимированный плакат, следим за последовательностью написания числа 10. Предлагает написать строчку числа 10 Предлагает оценить свою работу - Для чего выполнили это задание, что с его помощью узнали? (узнали способ обозначения числа 10) - Что сделали, какой пункт плана выполнили? - Возьмите лист самооценки, в третьем кружке оцените, как вы научились записывать число 10 цифрами, красиво +, не очень, надо ещё потренироваться - ? отложите лист в сторону. - Чем отличается это число от предыдущих? (тем, что в записи этого числа используется две цифры, оно является двузначным) Новый термин записывает на доске –Где встречается число 10 в жизни? | Определяют тему урока: число 10. Предлагают вопросы о числе 10, на которые хотели бы получить ответ. Составляют план изучения темы. Слушают, выделяют информацию про способ записи числа 10. Определяют правильность написания числа 10. Ставят задачу: научиться записывать число 10 Ставят задачу: научиться записывать число 10. Запись числа 10 в тетрадях. Упражняются в записи числа 10 Самооценка на листах. Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: умение планировать, составлять план Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации Целеполагание Познавательные УУД: применение способа подведение под понятие |
4. Фиксация затруднения (1) в пробном учебном действии Выявление причины затруднения. | Составление выражений | - Кто знает, какое место занимает число 10 на числовом отрезке? (Выставляет на числовой отрезок карточку с числом 10) - Как связаны числа 10 и 9? - Какие выражения можно составить на основе этой взаимосвязи? (опираясь на отрезок) - Для чего выполнили это задание? (чтобы определить место числа 10 в числовом ряду и на числовом отрезке) | Записывают в тетради и на доске. 9+1=10 10-1=9 | Коммуникативные УУД умение слушать и понимать речь других |
Фиксация затруднения (2) Построение проекта выхода из затруднения. | Практическая работа Работа в парах Составление домика состава числа 10 | Предлагает найти значение выражения 2+8 -Прочитайте числовое выражение. Вычислите его значение. У кого получилось? У кого нет? Какие способы использовали? Задаёт побуждающий вопрос: - Хотите узнать, какой способ более быстрый? Даёт инструкцию к выполнению практической работы - На доске 10 точек, расположенные в виде треугольника. - Что видите? (точки) На что похожи? (на треугольник) Сколько их? (10) - Число 10 называют треугольным числом, т.к. 10 точек можно расположить в виде треугольника. Выполним практическую работу. Работать будете в парах. На ваших партах лежит конверт, в котором треугольник и 10 кружков двух цветов. Вам нужно наклеить кружки на треугольник. Контролирует процесс, по необходимости оказывает помощь. Вставляет в домик названные варианты пар Проводит обобщение: - Что получили? (домик состава числа 10) | Вычисляют значение выражения и предлагают способы его нахождения. - Присчитыванием (долго) С помощью линейки (быстрее, но всё равно долго) А как быстрее? Выполняют практическую работу в парах. Называют пары кружков по цвету: 9 синих и 1 жёлтый и т.д. | Познавательные УУД умение ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: умение действовать по инструкции, алгоритму |
5. Реализация проекта выхода из затруднения. | | - Поможет ли этот способ быстро найти значение выражения 2+8 (да, т.к. 10 - это 2 и 8) - А какие ещё примеры можем решить, зная, что 2+8=10? - Для чего же вы выполняли практическую работу? (чтобы установить, из каких частей состоит число 10). | Отвечают: 8+2=10 10-2=8 10-8=2 | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Учебник-тетрадь, стр.38,№1 Эталон на экране | Предлагает выполнить задание в учебнике. Организует анализ задания -Посмотрите на выражения в задании 1. Что их объединяет? -По какому признаку разбиты фигуры на части под буквой а) -Посмотрите на выражения под буквой б. Кто догадался, по какому признаку разбиты эти фигуры? – По какому признаку разбили фигуры под буквой в) – Предлагает самим сформулировать задание -Рассмотрите №3. - Какое задание можно предложить в левой части? Сформулируйте - Выполните самостоятельно. Куда можете обратиться, если возникло затруднение? - Какое задание можно предложить по записям справа? Сформулируйте -Заполним окошки и прокомментируем наши рассуждения Просит обозначить целое и части Делает обобшение: -На какую модель опирались, выполняя задание? - На основе состава числа и понимания отношений целое-часть у нас составлена четвёрка равенств. | Работают по учебнику. Отвечают на вопросы (показывают состав 10) (по форме – 3круга и 7треугольников) (по размеру - 2 большие фигуры и 8 маленьких) (по цвету - 5 красных и 5 синих) Предлагают варианты заданий: (заполнить пропуски к домику состава числа 10) Самостоятельно выполняют задание, проводят проверку, сверяют с эталоном на экране (заполнить окошечки). Выполняют задания по номеру и комментируют: Первый пример: 4+6=10 – состав числа Второй пример восстанавливаем: 6+4 тоже 10,т.к. от перестановки слагаемых сумма не изменяется Третий пример:10-целое, 4-часть, вычитаем из целого часть, получаем другую часть Четвёртый пример восстанавливаем: Из целого вычитаем вторую часть, получаем первую -На какую модель опирались, выполняя задание? (отношения целое-часть) (отношения целое-часть) | Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, сериация Регулятивные УУД: умение оценивать выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом Коммуникативные УУД: умение строить высказывание в соответствии с целью и заданием Познавательные УУД: использование моделей |
7. Включение в систему знаний и повторение. | Лист самооценки | Предлагает контрольное задание: - А теперь выберите из таблицы свою пару чисел, в сумме составляющих 10, и составьте четвёрку равенств. Пишите на листочках около цифры 2. Даёт инструкцию к взаимопроверке: -Выполните взаимопроверку. Около каждого примера четвёрки, если вы считаете, что выполнено верно, ставите + , если видите ошибку, - Встаньте ребята, у кого при проверке поставлено четыре плюса. Поднимите руку те, кому легко было проверять работу товарища, кто действовал уверенно. - Возьмите лист самооценки, в четвёртом кружке оцените, как вы выполнили самостоятельную работу: получили 4 плюса - +, получили меньше - ? - Для чего выполняли эти задания? (чтобы научиться выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10) | Выполняют взаимопроверку Самооценка на листах. | Регулятивные УУД умение контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Личностные УУД способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
8. Рефлексия (эмоциональная и смысловая) | На доске две полянки с цветами: Учебник-тетрадь, стр.39 | Предлагает сделать выводы по уроку - Какая была цель? Достигли ли? Как шли к цели? Что узнали нового? Какой этап требует доработки в дальнейшем? − Теперь я предлагаю вам, на листах самооценки показать, с каким настроением вы уйдёте с урока. - А теперь в целом оцените свою деятельность на уроке. Возьмите магнитик. Если вы активно работали на уроке, прикрепите магнитик на поляну, на которой цветок раскрылся – распустился, если были затруднения - на поляну, где цветочек пока ещё закрыт, не распустился. Так вы мне сообщите, кому в первую очередь надо помочь. Комментирует домашнее задание. | Делают выводы и подводят итоги. (Вычисления на основе знания состава числа при решении задач, уравнений, примеров) Оценивают свою деятельность на уроке. Отмечают номер домашнего задания в учебнике-тетради: придумать свою загадку про число 10. | Коммуникативные УУД умение слушать речь других Регулятивные УУД умение оценивать-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД смыслообразование |