Тема: «Уравнение».
Цель: знакомство с новым математическим понятием «уравнение».
1) Образовательная: познакомить детей с новым математическим понятием «уравнение», алгоритмом решения, учить решать уравнения.
2) Развивающая: развивать вычислительные навыки; развивать математическую речь, умения работать в парах, вести диалог, логическое мышление, память, внимание.
3) Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения, аккуратность, прививать интерес к математике,
Этапы урока / Образовательная задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы | Контроль и оценивание деятельности обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные |
| | | | | | | | | |
I. Организационный момент. Задачи: - Нацелить детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу. | Здравствуйте дорогие ребята! Я рада вас всех сегодня видеть. Проверим вашу готовность к уроку. - Вы любите преодолевать трудности? - Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте послушаем себя. Оценим своё настроение. У вас на парте лежат « смайлики». Покажите, какая из карточек отражает ваше настроение. Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы постараемся его исправить. | Приветствуют учителя. Мы готовы, у нас есть всё необходимое. Да/нет. Слушают внимательно учителя. Показывают смайлики настроения. | Словесный метод, рассказ учителем, беседа. | Наблюдение учителем за организацией учащимися рабочего места. | Фронтальная. | Презентация, карточки со смайликами. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. | К – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Р – волевая саморегуляция. | Смыслообразование и самоопределение. |
| Ребята! Сегодня мы будем заниматься интересной работой. И девизом урока будут слова: «За работу взялся класс, всё получится у нас! Как вы понимаете девиз урока? Верно! Какие мы молодцы. Постарайтесь не забывать наш девиз в течении урока. | Мы понимаем его так, что за какое задание мы бы не взялись, у нас всё обязательно получится. | Словесный метод, девиз урока, беседа. | Контроль учителем. | Фронтальная. | Презентация, доска. | Мотивация к обучению. | Р.- волевая саморегуляция. | Самоопределение. |
II. Актуализация знаний. Задача: повторить изученный материал. | Теперь откройте тетради. Запишите «число и классная работа». Записываем внимательно, не допускайте ошибок. Сидим правильно, спина прямая, не сутулимся, тетрадь наклонно. Минутка чистописания. Перед вами белоснежные ёлочки, они не простые, они с числами. Слушайте задание: вам нужно эти ёлочки расположить в один ряд по возрастанию. Как вы думаете какая ёлочка будет первая? А вторая? (учитель у доски ставит ёлочки в порядке возрастания, слушая ответы детей). Прочитайте получившийся числовой ряд. Сейчас мы эти числа красиво и правильно запишем в тетрадь. У нас минутка чистописания. Ещё раз Тансылу назови, какие числа нам нужно записать. Берём ручку и записываем. Между числами одна клеточка. Сидим правильно, спина прямая, не сутулимся Ребята, но это ещё не всё у нас с вами есть ещё две ёлочки, но у них нет чисел. Нам с вами нужно догадаться под каким номером должна стоять ёлочка | Открывают тетради, записывают число, классная работа. Внимательно слушают задание. 4, 7, 11, 16, 22 Записывают числовой ряд. | Словесный метод, беседа, наглядный метод, показ у доски, метод закрепления знаний. | Комбинированный опрос, фронтальный контроль. | Фронтальная. | Доска, ёлочки, презентация. | Умение выполнять вычисления, располагать числа в порядке возрастания. | П: умение правильно отвечать на вопросы. К: умение слушать учителя, оформлять свои мысли в устной форме. | Желание приобретать новые ззнания. |
| после числа 22. Нужно определить закономерность. Кто догадался какое число, нам с вами нужно записать после числа 22? А почему 29? Записываем 29. Верно! Осталась ещё одна ёлочка, подумайте под каким номером эта ёлочка? Почему? Записываем 37. Прочитайте получившийся числовой ряд. Сейчас я раздам индивидуальные карточки Эльвине и Яне, остальные работаем со мной. | 29 Потому что к 4 прибавили 3, получили 7, к 7 прибавили 4 получили 11, к 11 прибавили 5 получили 16, к 16 прибавили 6 получили 22, и к 22 нужно прибавить 7, получим 29 37 Потому что к 29 мы прибавим 8, получим 37. Так как до этого мы прибавляли к 22 7. 4, 7, 11, 16, 22, 29, 37. Эльвина и Яна работают на индивидуальных каточках. | Словесный метод, метод закрепления знаний, показ у доски, беседа. | Фронтальный контроль, устный контроль. | Фронтальная, индивидуальная. | Презентация, индивидуальные карточки, доска, ёлочки. | Умение заполнять пропуски, при решении равенства, умение выполнять действия сложения и вычитания. | П: Умение работать на индивидуальных карточках. Р: умение культурно вести себя на уроке. | Положительное отношение к учению. |
| Устный счёт. К нам на урок пришла Маша, мы с вами должны помочь ей путешествовать по магазину. Я хотела бы вас проверить насколько вы сами хорошо умеете считать, взяли ручку в руки. Вам нужно быть внимательными. Поиграем с вами в игру «Верю, не верю». Для этого вам нужно в своей тетрадке, ставить + если вы согласны, и – не согласны. Зайчик и мяч вместе стоят 13 рублей. Машина на пульте управления, дороже чем самокат на 15 рублей. Мягкая игрушка слоник и пенал, стоят по 29 рублей каждый. | Слушают внимательно задание учителя. Один ученик работает за доской. 1.+ 2.- 3.- | Словесный метод, наглядный метод, игровой метод, логические приёмы. | Фронтальный контроль. | Фронтальная работа, индивидуальная работа. | Презентация. | Устные приёмы сложения и вычитания. | Р: выполнение пробных учебных действий. | Освоение личностного смысла учения. |
| 4.Слоник дороже пенала на 17 рублей. 5.Кукла дороже слоника на 12 рублей. Проверяем, сравним со слайдом на презентации. Поднимите руку у кого всё правильно. У кого были ошибки, как вы думаете почему они не справились с заданием? В следующий раз будьте очень внимательны. Кто работал на инд. Карточках сдаём. Повторение пройдённого материала. Перед нами сугробы, много снега замело, но сугробы необычные, что написано на сугробах? А+5, 6+с, в-4, 25-к. Не читая, что это такое? Как назовём? Верно, это выражения с буквами. Теперь прочитаем эти выражения. Скажите, а мы с вами можем найти значение этих буквенных выражений? А если мы узнаем значение букв, сможем ли мы решить? | 4.+ 5.+ Проверяют. Поднимают руки. Были не внимательны, не умеют правильно считать, отвлекались, не слушали учителя. Буквенные выражения. Читают буквенные выражения. Нет, так как мы не знаем значение данных букв. Да! | Словесный метод, метод закрепления знаний. | Комбинированный опрос. | Фронтальная работа. | Доска, облака с буквенными выражениями, карточки со значениями, презентация. | Устные приёмы сложения и вычитания, | П – осознанное и произвольное построение речевых высказываний; К – учет разных мнений; Р – выполнение пробных учебных действий. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
| Сейчас мы с вами и проверим как вы усвоили предыдущую тему урока «Буквенные выражения». Слушайте задание: Я вам буду показывать карточку на которой будет написано значение буквы, вы должны подумать в какое выражение вы вставите это значение, посчитаете, поднимаете руку и отвечаете. Готовы? К=20. Что написано на карточке? Какое выражение выбрали? С=14. Читаем. Какое выражение выбрали? В=30 Что написано, Какое выражение выбрали? Какой получился ответ? А=10. Прочитаем. Какое выражение? Ответ? Верно! Вы хорошо справились с заданием и прекрасно помните пройденный материал. | Слушают внимательно задание. Да. 25-к=25-20=5 6+с=6+14=20 В-4=30-4=26 А+5=10+5=15 | Словесный метод, метод закрепления знаний. | Комбинированный опрос. | Фронтальная работа. | Доска, облака с буквенными выражениями, карточки со значениями, презентация. | Устные приёмы сложения и вычитания, | П – осознанное и произвольное построение речевых высказываний; К – учет разных мнений; Р – выполнение пробных учебных действий. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
III. Формирование новых знаний. Задача: Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. | Ребята, перед нами перекрёсток трёх дорог. Нам с вами нужно выбрать правильное направление. У нас есть 3 стрелки, то есть 3 указателя. Нам нужно найти дорогу уравнений. А чтобы найти дорогу уравнений, как вы думаете, что нам нужно? Я вам подскажу, я буду задавать вопросы, а вы будите думать и отвечать. Посмотрите на эти три стрелочки 1.х+4=10 2.а+4 3.□+4=10 Нужно оставить только те стрелочки где записаны равенства. Как вы думаете, какая стрелочка лишняя и её нужно убрать? Почему? Верно, убираем 2 стрелочку. У нас остаются 2 стрелочки □+4=10 х+4=10 это равенство и это тоже равенство. Почему? | Нам нужно узнать, что такое уравнение. А+4. Потому что это не равенство здесь нет знака равно, значит это буквенное выраженное. Есть знак равно. | Словесный метод, проблемная ситуация, наглядный метод, показ у доски, ответы на вопросы, беседа, рассуждения. | Фронтальный опрос. | Фронтальная работа. | Таблички с выражениями, доска, указка. | Умение логически мыслить, умение отличать буквенные выражения от равенства. | П: умение правильно отвечать на вопросы. К: умение слушать учителя, умение слушать своих товарищей. | Формирование интереса к познавательной деятельности. |
| Что общего в этих выражениях? Чем отличаются? Как вы думаете, какое из этих двух равенств мы можем назвать уравнением? Теперь давайте вспомним на прошлом уроке, мы какие с вами изучали выражения? А что обозначает буква? Теперь посмотрите внимательно и подумайте, что мы с вами можем назвать уравнением. Верно. Убираем лишнюю стрелочку. х какая у нас буква? Как мы её читаем? Верно, запомните это. Эльвина прочитай уравнение. А можем ли мы решить с вами уравнение? Мы можем узнать какое число подойдет? Какое. Если мы вставим число 6, какое у нас получится выражение? | Есть одинаковый результат, одинаковое действие, неизвестно первое слагаемое. В первом выражении есть буква, а во втором выражении её нет, мы видим пустой квадрат. Высказывают своё мнение, считают по-разному. Буквенные Неизвестное число Х+4=10 Х читаем как икс Можем, так как есть ответ. Да, подойдёт 6. 6+4=10. | Словесный метод, проблемная ситуация, наглядный метод, показ у доски, ответы на вопросы, беседа, рассуждения. | Фронтальный опрос. | Фронтальная работа. | Таблички с выражениями, доска, указка. | Умение логически мыслить, умение отличать буквенные выражения от равенства. | П: умение правильно отвечать на вопросы. К: умение слушать учителя, умение слушать своих товарищей. | Формирование интереса к познавательной деятельности. |
| Мы получили верное равенство? А теперь, кто может сформулировать что такое уравнение? Давайте попробуем вместе, и так уравнение-это равенство или неравенство? В котором что есть? Которое обозначается как? Как вы думаете, что значит, решить уравнение? Верно, это число еще называют «корень уравнения» Давайте проверим, правильно вы мы с вами сделали вывод. Откройте учебник на странице 80. Прочитайте правило. Яна громко прочитай нам, что такое уравнение. Правильно ли мы с вами сделали вывод? Значит какая тема нашего сегодняшнего урока? Следовательно, чему мы с вами должны научиться сегодня? | Да! Размышляют. Уравнение-это равенство. Неизвестное число. Буквой латинского алфавита. Значит, найти такое число, при котором равенство будет верным. Найти неизвестный компонент. Уравнение- это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Неизвестное число обозначают маленькими латинскими буквами (например х-икс). Решить уравнение значит, найти все такие значения х ( если они есть), при котором равенство будет верным. Да! Уравнения. Решать уравнения. | Словесный метод, беседа, наглядный метод. | Фронтальный опрос. | Фронтальная работа. | Учебник, доска, указка. | Умение логически мыслить, умение отличать буквенные выражения от равенства. | П: умение правильно отвечать на вопросы. К: умение слушать учителя, умение слушать своих товарищей. Р: умение определить тему урока, цели и задачи. | Выражение своих мыслей в устной форме. |
| Откройте учебник страница 80. Посмотрите в 1 задание уравнения. Мы с вами это ещё не умеем решать уравнения, но я вас научу. Первое уравнение, которое нам нужно решить прочитает Виктория. Я записываю у доски, а вы у себя в тетрадях. Есть 2 способа решения уравнения. Мы с вами решим двумя способами, а вы выберите каким способом будет удобнее решать уравнение. 1 способ 9+х=14 Попробуем решить способом подбора. Чему у нас с вами может быть равен х? Давайте попробуем подставить 4 9+4=14 13≠14 Не подходит давайте попробуем подставить следующее число. Какое? 9+6=14 15≠14 Снова не получилось, так предлагайте ещё | Открывают учебники, читают первое задание. Слушают учителя. 9+х=14 3,4, 5,2, 8…и.т.д У нас получилось неравенство, значит число 4 не подходит 6 Число 5 | Словесный метод, объяснения учителя, проблемная ситуация, наглядный метод, показ у доски. | Контроль учителем за учащимися. | Фронтальная работа. | Доска, учебник, мел. | Умение называть названия компонентов, умение выполнять вычислительные действия, умение решать уравнения. | К:умение слушать учителя, и своих товарищей. П: умение объяснять, высказывать свою точку зрения. | Выражение своих мыслей в устной и письменной форме. |
| Попробуем подставить число 5 9+5=14 14=14 2 способ Теперь попробуем решить это же уравнение вторым способом. 9+х=14 Посмотрите внимательно, и ответьте на вопрос: Какие компоненты вы видите в этом выражении? Определите неизвестный компонент. Вспомните правило, как мы с вами можем найти неизвестное второе слагаемое? Верно. Запишем мы это так: х=14-9 Выполните вычисление. Какой у вас получился ответ? Записываем х=5 Проводим черту и выполним проверку. Подставим 5 вместо х. Что получим? Получилось ли у нас с вами решить уравнение? Каким способом вам было легче, удобнее решать? | У нас получилось равенство. Мы решили уравнение. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма Неизвестным компонентом является второе слагаемое. Из суммы вычесть первое слагаемое. 5 9+5=14 14=14 Да! Вторым способом. | Словесный метод, объяснения учителя, проблемная ситуация, наглядный метод, показ у доски. | Контроль учителем за учащимися. | Фронтальная работа. | Доска, учебник, мел. | Умение называть названия компонентов, умение выполнять вычислительные действия, умение решать уравнения. | К:умение слушать учителя, и своих товарищей. П: умение объяснять, высказывать свою точку зрения. | Выражение своих мыслей в устной и письменной форме. |
| Чтобы правильно решать уравнения мы с вами будем пользоваться алгоритмом и придерживаться этого порядка действий. Посмотрите на доску. Злая Баба Яга прилетела и перепутала весь правильный порядок, наша задача его восстановить. Справимся? Что мы с вами делали сначала? А что потом? Какое было последнее действие? Верно, вот мы с вами и справились с заданием, расставили всё на свои места и проучили Бабу Ягу. Прочитайте алгоритм. Теперь прочитает Тансылу. Запомните его и не забывайте! | Слушают учителя. Да! Алгоритм решения уравнения: 1. Назови компоненты 2. Определи неизвестный компонент 3. Вспомни правило нахождения неизвестного компонента 4. Выполни вычисление 5. Выполни проверку. | Словесный метод, наглядный метод. | Контроль учителем за учащимися. | Фронтальная работа. | Алгоритм, доска. | Умение пользоваться алгоритмом решения уравнений. | Р: умение определить последовательность алгоритма. К: умение слушать учителя и своих товарищей. | Формирование интереса к познавательной деятельности. |
IV.Применение новых знаний. Задача: - Организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации). | Опираясь на алгоритм решим следующие уравнения. У доски с объяснениям решат Эльвина и Люция. х+7=10 7-х=10 | Двое учеников выходят к доске и решают уравнения с объяснением. Х+7=10 Компоненты слагаемое и сумма. Неизвестно первое слагаемое, чтобы найти первое слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое. Запишем: х=10-7 Получим: х=3 Проведём черту и выполним проверку. Вместо х подставим 3 3+7=10 10=10 7-х=2 Компоненты: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Неизвестный компонент это- вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Запишем: х=7-2 Получим: х=5 Проведём черту и выполним проверку. Вместо х подставим 5. 7-5=2 2=2 Уравнения решены верно! | Словесный метод, наглядный метод, показ у доски, практический метод. | Самоконтроль, контроль учителем. | Фронтальная работа. | Доска, учебник, мел. | Умение решать уравнения, пользуясь алгоритмом действий, умение производить анализ и делать выводы, умение определять и находить неизвестный компонент. | П: умение объяснять, высказывать свою точку зрения. | Понимание самоконтроля и самооценивание своей деятельности. |
| Проведём работу в парах: вам нужно решить уравнения. Но перед этим вспомним правила работы в парах. Какие правила вы знаете? Решите уравнения. х + 7 = 10 х – 12 = 20 Проверяем. Объясняем. Если у вас нет ошибок, поставьте 5, 1 ошибка-4 2 ошибки-3 3 ошибки- 2 Следующее задание выполняем самостоятельно. Слушаем внимательно: Катя задумала число. Из этого числа она вычла 7 и получила число 9. Составьте уравнение и решите его. Кто закончит, красиво поднимает руку. Проверим. | -работать сообща, разговаривать шёпотом, слушать мнение друг друга, не ссориться. Работают в парах. Оценивают свою работу. Х – 7 = 9 Х = 9 +7 Х = 16 16 – 7 = 9 9 = 9 Ученик объясняет уравнение с объяснением. | Словесный метод, наглядный метод. | Наблюдение, контроль учителя, самопроверка. | Работа в парах, индивидуальная работа. | Доска, мел, карточки, тетрадь. | Умение решать уравнения, пользуясь алгоритмом, умение определять неизвестный компонент и находить его, умение выполнять вычисления, и проверку. | К: умение слушать своего товарища и учителя. П: умение объяснять свою точку зрения. | Выражение своих мыслей в устной и письменной форме. |
| Правильно ли решены уравнения? Посмотрите все уравнения и подумайте, где есть ошибки. 64 – х = 60 Х=64-60 Х=4 х + 3 = 18 х=18+3 х=21 х – 20 = 17 х=20+17 х=39 30 + х = 54 Х=54-30 Х=24 Вы прекрасно справились с этим заданием и хорошо усвоили алгоритм действий решения уравнений. | 1 уравнение решено верно, так как выполнив проверку мы получим равенство. 2 уравнение выполнено неверно, ученик не знает правило нахождения неизвестного компонента, и поэтому уравнение решено неверно. 3 уравнение выполнено неверно, ученик не умеет выполнять арифметическое действие – сложения. 4 уравнение решено верно, так как выполнив проверку мы получим равенство. | Словесный метод, наглядный метод. | Наблюдение, контроль учителя, самопроверка. | Работа в парах, индивидуальная работа. | Доска, мел, карточки, тетрадь. | Умение решать уравнения, пользуясь алгоритмом, умение определять неизвестный компонент и находить его, умение выполнять вычисления, и проверку. | К: умение слушать своего товарища и учителя. П: умение объяснять свою точку зрения. | Выражение своих мыслей в устной и письменной форме. |
IV. Итог урока. - Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Вспомните какую цель мы ставили с вами в начале урока? - Что такое уравнение? -Что значит решить уравнение? -Вспомните алгоритм решения уравнений. - Оцените свою работу на уроке. Послушайте оценки за индивидуальные карточки. | - Узнать, что такое уравнение и научиться его решать. - Уравнение- это равенство содержащее неизвестное число, которое необходимо найти. - Решить уравнение, значит найти все значения Х , при которых равенство будет верным. | Наблюдение, словесный метод. | Комбинированный опрос. | Фронтальная. | Уметь оценивать правильность выполненных действий. | Анализ и обсуждение работы на уроке. | Способность к самооцениванию. | Проявление интереса к математике. |
VII.Домашнее задание. Задача: ¬Расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. | 1 вариант с. 80, № 1- решить 3 столбик уравнений 2 вариант с. 80 №1- решить 4 столбик уравнений. Точно также как мы с вами решали уравнения на уроке, пользуясь алгоритмом. | Открывают дневники и записывают домашнее задание. | Словесно_ наглядный. | Совместная. Итоговый. | Фронтальная. | Учебник, школьная доска, мел, дневники ручка. | | Р: контроль и коррекция; умение самостоятельно решать. | |
VIII.Рефлексия. Задача: -Организовать рефлексию и самооценку учащихся. | Кто научился решать уравнения, поднимите зелёный кружок, кто ещё испытывает затруднения, поднимите красный кружок. Ребята! Вы сегодня молодцы. Ваша работа заслуживает похвалы. Удалось ли нам следовать нашему девизу? Вспомним наш с вами девиз урока: «За работу взялся класс, всё получится у нас! Урок окончен, но я уверена, что на этом не закончилось ваше стремление искать и находить ответы на трудные вопросы. | Поднимают зелёные кружочки. Да! Так как всё у нас получилось. | Словесный. Наглядный. | Совместный. | Итоговый. Фронтальный.. | Кружочки самооценивания. | Оценивание себя и своих сверстников за работу на уроке. | Р: контроль и оценивание. | Умение честно оценивать свою деятельность. быть честным по отношению к другим. |