Сформировать у учащихся представление о площади и познакомить их с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд.,
перераб. – М.: Мнемозина, 2015
Цель урока:
формировать представление о площади;
познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника
и его использованием при решении несложных задач.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = a · b, S = a2;
рассуждать и делать выводы;
слушать собеседника и вести диалог;
работать в паре и группе;
излагать и аргументировать свою точку зрения;
оценивать себя и товарищей.
Задачи:
обучающие (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», «площадь квадрата», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур.
развивающие (формирование регулятивных УУД):
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: усвоение новых знаний (2-ой урок по разделу).
Формы работы учащихся:
фронтальная,
парная,
индивидуальная,
групповая.
10.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, УМК «Живая математика», учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, дополнительные карточки.
Технологическая карта урока
№
Этап
урока
Задачи
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникатив-
ные
Личностные
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
1
Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса
к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.
Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки
2
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
Умение выделять нравственный аспект поведения.
2
Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий
Вступительное слово учителя.
Устный счет.
Повторение пройденного на прошлом уроке.
Беседа с проблемным вопросом по будущей теме (отгадывание кроссворда). Задает учащимся наводящие вопросы.
Решают примеры устного счета.
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы.
6-7
Логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Поиск и выделение необходимой информации.
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка учебной задачи на основе известного.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Самоопределение
3
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника, прямоугольного треугольника.
Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой, учащиеся делают необходимый вывод.
Делают вывод о формуле нахождения площади прямоугольника, прямоугольного треугольника.
6-7
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Построение логической цепи рассуждений.
Планирование, прогно –
зирование
Умение слушать и вступать в диалог
Самоопределение
5
Первичная проверка понимания
Установление правильности, осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний,способов действий, необходимых для с/р. по новому м-лу.
Направляет работу учащихся.
Самостоятельно решают задачу. Отвечают на вопрос.
4-5
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
Ориента-
ция в межлично-стных отношениях
6
Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
2
7
Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Работают в парах, помогая друг другу.
Учащиеся выполняют практическую и самостоятельную работу.
Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.
10
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Умение слушать и вступать в диалог,
Интегрироваться в группу;
поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации уч. деятел.; планир-ие сотрудничества; участие в обсуждении проблем.
Профессионалное самоопределение,
смыслообразование
8
Подведение итогов урока
Самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Подводит итоги работы в классе.
Отвечают на поставленные вопросы.
Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке
2-3
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задает дозированное домашнее задание
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока
2
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна
Нравственно -этическая ориентация
10
Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Кто работал на уроке лучше всех?
Кому еще надо стараться?
С каким настроением вы уйдете с урока?
Оценивают свою работу и работу одноклассников.
1-2
Оценка своей деятельности и других людей
Смыслообразование
11
итог
Учитель:
«Спасибо за урок!»
1. Практическая работа.
а) Возьмите 2 прямоугольника красного цвета. Совместите эти прямоугольники и сделайте выводы:
Эти прямоугольники совпадают при наложении, значит они_______.
Площадь первого прямоугольника равна_____кв.единиц, площадь второго прямоугольника равна ____ кв.единиц.
У равных фигур ________ площади.
У равных фигур _________ периметры.
б) Возьмите синие фигурки, найдите их площадь. Равны ли фигуры (наложением)?
Ответьте на вопросы и сделайте выводы (работа в парах).
Фигура разбита на _____ частей.
Площадь первой части равна ______,
площадь второй части равна _____,
площадь третьей части ______ кв.единиц,
площадь четвертой части _____ кв.единиц.
Сумма площадей этих частей равна_____ квадратных единиц.
Вывод:
площадь всей фигуры равна _______ квадратных единиц,
площадь всей фигуры равна _______ площадей всех её ______.
в) Возьмите 2 треугольника. Как называются эти треугольники? Проверьте, равны ли треугольники.
Можно ли составить из них прямоугольник? Сделайте выводы.
Так как треугольники _____________, то их площади _________.
Площадь прямоугольника вычисляется по формуле S = __________,
значит, площадь каждого из полученных прямоугольных треугольников может быть подсчитана так:
Технологическая карта ученика 5-в класса _________________________ (фамилия, имя)
№
п/п
Задание
Верно
выполнено
Дополнительное
задание
Верно
выполнено
Не знаю
как делать
Знаю как делать,
но допустил
вычислительную ошибку
1.
2.
3. Самостоятельная работа (два варианта).
Литература:
Веленкин Н.Я. Математика 5 класс. – М.: «Мнемозина», 2015. – 108 с.
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике 5 класс– М.: Академемкнига/учебник, 2014.
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И.Даль. - Спб.: Белый город, 2008. - 545 с.
Электронные ресурсы:
«Прямоугольник. Площадь прямоугольника» УМК Н.Я.Виленкин и др. 5 класс [Электронный ресурс] // РОНО. URL: http://www.uchportal.ru (дата обращения: 30.11.2013).