kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока математики "Параллельные прямые" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная методическая разработка урока математики является авторской работой  учителя математики Шеховцовой М.И. Урок полностью соответствует современным тенденциям в образовании и требованиям ФГОС основного общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики "Параллельные прямые" 6 класс»

Составитель:

Шеховцова Маргарита Ивановна, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» г. Курска

«Математика 6 класс» учебник/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. –М.:«Мнемозина», 2013

Предмет


математика


Класс


6


Тема урока



«Параллельные прямые»

Педагогические цели урока



Образовательные:

формирование понятия параллельных прямых;

научить строить параллельные прямые с помощью чертежного угольника и линейки.

Воспитательные:

воспитание интереса к культуре своего народа.

Развивающие:

сравнивать различные объекты имеющие общие свойства;

развивать математически грамотную речь.


Задачи урока



Образовательные:

  • способствовать формированию навыка построения параллельных прямых, определять параллельные прямые на чертежах, рисунках и в окружающем мире;

  • совершенствование вычислительных навыков.

Развивающие:

  • способствовать развитию умения сравнивать различные объекты, имеющие общие свойства;

  • способствовать развитию умения сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам;

  • способствовать развитию умения высказывать предположения и обсуждать проблемные вопросы.

Воспитательные:

  • воспитывать гармоничную личность, способную постигать красоту окружающего мира средствами математики;

  • показать неразрывное единство, взаимопроникновение, обогащение и дополнение музыки и математики.

Тип урока


Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные

Планируется, что к окончанию урока обучающиеся научатся:

  • распознавать параллельные прямые, параллельные отрезки и параллельные лучи;

  • правильно изображать параллельные прямые, отрезки и лучи;

Содержание урока будет способствовать

развитию у учащихся исследовательских умений и навыков.

Созданы условия, обеспечивающие формирование у обучаемых навыков самоконтроля.


Регулятивные:

  • контроль по образцу и внесение корректив;

  • постановка и удерживание учебной задачи;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, сличать способ действия с эталоном.

  • Познавательные:

  • понимание математических рисунков, анализ, сравнение, использование знаково-символических средств;

  • целеполагание;

  • выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

  • Коммуникативные:

  • учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками;

  • умение слушать;

  • умение аргументировать свою позицию и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

аудиовизуальная информация, презентация к уроку

«Математика 6 класс» учебник/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. –М.:«Мнемозина», 2013

Элементы технологии «урочных циклов»

компьютер, проектор, экран, колонки, , раздаточный материал(рабочие листы для оформления результатов исследования)

Основные понятия

Параллельные прямые, параллельные отрезки и параллельные лучи

Форма проведения урока

Традиционная




  1. Мотивация учебной деятельности (цель: организация осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке) 3мин

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места учащихся и учителя, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.



Проверьте, все ли учебные принадлежности необходимые на уроке приготовлены

Звучит фрагмент из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» «Сцена под Кромами» в это время на экран выведено изображение железнодорожного пути, здания с колоннами и среза горы. (слайд 1)

Предлагает ответить на вопрос: Какая связь между звучащим музыкальным фрагментом и изображением на экране?

Сегодня на уроке мы будем рассматривать параллели в окружающем нас мире и геометрии. (слайд 2,3)

Проверяют готовность рабочего места;

Приветствуют учителя

Определяют связь между предложенными объектами


Параллели в природе, музыке, технике и архитектуре.






К- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

П- моделируют различные отношения между объектами окружающего мира

Р-организация своей учебной деятельности.

Л-создание соответствующего эмоционального настроя, психологической подготовки к усвоению нового материала.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (цель: актуализировать знания учащихся, необходимые для «открытия нового знания») 5мин

Организует повторение раннее изученного материала, делает акцент на повторение определений геометрических фигур и их взаимного расположения.

Предлагает назвать вариант взаимного расположения прямых, который не был рассмотрен ранее.

На обороте доски заготовлен рисунок

Ребята перед вами на доске рисунок, какие геометрические фигуры изображены на рисунке? Опишите их взаимное расположение.

Вспомнить определение отрезка и луча, обратить внимание на то, что обе геометрические фигуры, являются частью прямой.

Ребята какой вариант взаимного расположения прямых нами не был еще рассмотрен?


Описывают рисунок, давая определение каждой изображенной геометрической фигуре.






Повторить определения геометрических фигур: прямой, луча, отрезка, варианты их взаимного расположения.

Делают вывод, что не изучены прямые которые не имеют общих точек.

П- Умение применять ранее полученные знания на практике;

К- Выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.

  1. Постановка учебной задачи. Цель: организовать фиксацию образовательной цели и темы урока(3 мин)

Просит сформулировать цель урока;

Спрашивает, как прямые станут объектом нашего изучения.

Просит сформулировать тему урока, записывает её на доске «Параллельные прямые»



- формулируют цель урока: изучить прямые не имеющие общих точек;

- формулируют тему урока и записывают её в тетрадь;


П - целеполагание;

Р – постановка и удерживание учебной задачи;

К – умение слушать;

  1. «Открытие нового знания». Цель: построить проект выхода из затруднения, организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение новых знаний; организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаков (15 мин)

Предлагает провести исследование с помощью плана (см. приложение); (работа в парах)

Осуществляет контроль за работой пар;

Предлагает проверить результаты исследования:

Предлагает озвучить гипотезы.

Предлагает совместно оформить прозвучавшие выводы.

Предлагает вернуться к вопросу о связи музыкального фрагмента и фотографии железнодорожного пути и пояснить объединяющий их признак.

Исследование с помощью плана (см. приложение 1);

работа в парах.

Составляют краткую запись «опорный конспект»

Если прямые не имеют общую точку, значит они не пересекаются.

Две непересекающиеся прямые на плоскости, называют параллельными.

Какие отрезки будут параллельными?

Отрезки, лежащие на параллельных прямых, называют параллельными.

Какие лучи будут параллельными?

Лучи, лежащие на параллельных прямых, называют параллельными.

b c



a





Если две прямые в плоскости перпендикулярны третьей, то они параллельны.


a



b



Через каждую точку плоскости, не лежащую на данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной прямой.


Показать на доске способ построения параллельных прямых сдвигая чертежный угольник вдоль линейки.



- проводят исследование по плану, делают записи в тетрадях, проводят обсуждение в парах;

-выдвигают гипотезы: о взаимном расположении прямых; о единственности параллельной прямой проходящей через точку не лежащую на прямой;

- оформляют «опорный конспект» в тетрадях;

- выдвигают предположения о связи фото и музыкального фрагмента: рельсы на фото параллельны, и параллельно звучат фразы в опере.












Умение работать с математическим текстом,

уметь планировать свою деятельность при решении учеб­ных математических задач, видеть различные стратегии реше­ния задач, осознанно выбирать способ решения



Л– умение грамотно излагать свои мысли и выстраивать аргументацию;

П - выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Р – умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, сличать способ действия с эталоном;

К – умение аргументировать свою позицию и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности;

  1. Релаксационная пауза (цель: сохранение здоровья детей, повышение работоспособности и активности на уроке) (2мин)

Показывает комплекс упражнений

Комплекс упражнений

• встали , вышли из – за парт;

• руки сложили в замок и подняли над собой, потянулись за руками вверх;

• руки сложили в замок и выпрямили перед собой, потянулись за руками;

• руки сложили в замок за спиной сначала левая рука сверху затем правая.

• наклонились потянулись влево;

• наклонились потянулись вправо.

Выполняют упражнения вместе с учителем.







К-учатся способам релаксации, позволяющим сохранить свое здоровье.

  1. Знакомство с результатами проектной деятельности (цель: расширить представление об изучаемом предмете, показать проникновение математики в другие сферы жизни) (4мин)

Организует реализацию проекта;

Учащийся делает сообщение по проекту «Параллели в окружающем нас мире» с показом презентации и музыкальным сопровождением.

Не будет преувеличением сказать, что созданная человеком цивилизация полна параллелей, правда параллели во множестве встречаются и природе. За всеми параллелями, сколь бы многообразными ни были их проявления, кроются определенные физические или математические закономерности.(слайд 4-6) )

И все же в природе чаще всего встречаются не параллели, а либо совершенно беспорядочные линии, либо ломанные и кривые, обладающие какими – то другими свойствами.

Но стоит обратиться к творениям рук человеческих, как мы почти в каждом из них обнаруживаем параллельные элементы. (слайд 7-9)

В нотах или сборниках песен так же встречаются параллельные прямые. Прежде всего это 5 параллельных прямых, образующих нотный стан.(слайд10)

Параллельные элементы можно наблюдать не только в нотах, но и внешней форме некоторых музыкальных инструментов. (слайд 11)

Параллели существуют не только в нотной записи, но и в самом звучании музыки. Параллелизм в звучании достигается, например, в том случае, когда мужской и женский голоса исполняют одну и ту же мелодию. Более высокий, тонкий, яркий женский голос как бы прокладывает «путь», а более низкий, густой мужской голос вторит ему на восемь ступеней звукоряда ниже, образуя параллель со сдвигом на октаву. С параллелями такого рода мы встречаемся, когда слышим в хоровом исполнении различные песни.

Параллель со сдвигом на октаву может возникать не только случайно, но и умышленно. В некоторых случаях композиторы специально вводят такие параллели в свои произведения, усиливая звучание, достигая большей её плотности и делая его более выразительными. Очень ярким примером параллельного звучания в «Сцене под Кромами» из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» грозно выражена тема народного восстания, исполняемая хором для четырех голосов. (слайд 12)

Параллели со сдвигом на октаву встречаются не только в вокальной литературе, так может звучать, например, человеческий голос и аккомпанирующий ему музыкальный инструмент, партии левой и правой руки в пьесе для фортепиано или скрипка и виолончель.(слайд 13)

Слушают одноклассников, получают новые знания.









П- умение самостоятельно добывать новые знания;

К- умение представить результат своей проектной деятельности;

Л- умение анализировать свою работу и мотивировать выбор пути при решении поставленной задачи; проявлять познавательную инициативу.

  1. Релаксационная пауза. (цель: сохранение здоровья детей, отдых для глаз) (1мин)

Создает условия для релаксации.

Экран затемнить. (слайд 16) /музыка на время релаксации/

Сложите ладони «лодочкой» и плотно прижмите к лицу, закройте ими глаза, чтобы свет не проникал. Пусть ваши глаза отдохнут.

Выполняют указания учителя


К-учатся способам релаксации, позволяющим сохранить свое здоровье

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (цель: совершенствование умения построения параллельных прямых) (7мин)

Организует работу обучающихся. Приглашает к доске двух учеников, для оформления указанных заданий на обороте доски. Проверяет правильность решения и предлагает сверить решение с эталоном предложенным на доске.

№1370

№1371







Самостоятельно выполняют задание; Сверяют свое решение с эталоном на доске.








Научить распознавать и строить параллельные прямые, параллельные отрезки и параллельные лучи.


П- рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

К- аргументация своего мнения.

Л- оценка-осознание уровня и качества усвоения нового материала;

  1. Подведение итогов урока, домашнее задание.

(цель: формирование навыка самостоятельной работы) (3мин)

Организует запись учащимися домашнего задания.

Фиксирует новое знание, изученное на уроке, его значимость.

Оценивает работу класса и отдельных учащихся.


П44. №1384, №1389(а)

(слайд 14-16)



Записывают в дневник домашнее задание









П- установление учащимися значения результатов своей учебной деятельности; осмысление необходимости изученной темы в реальной жизни.

К- умение оценивать результат своей и чужой деятельности.

Л- умение производить самооценку на основе критерия успешности деятельности.

  1. Рефлексия (цель: самооценка результатов своей работы и деятельности класса на уроке) (2мин)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Продолжите фразы на листочках «Индивидуальные достижения»

(см. приложение 2)

Оценивают свою работу на уроке, продолжив предложенные фразы.


Л – самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

П – рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности;

Р – выделение того, что уже усвоено и что нужно усвоить;

К – формулирование своего мнения, учет разных мнений.




Приложение1

«Параллельные прямые»

Цель исследования:(изучить…

Оборудование:(какими инструментами пользуетесь…)

План исследования

  1. Постройте прямые не имеющие общих точек. (Как называются такие прямые?)

  2. Постройте отрезки не имеющие общих точек, постройте параллельные отрезки. (Какие отрезки называются параллельными?)

  3. Постройте лучи не имеющие общих точек, постройте параллельные лучи. (Какие лучи называются параллельными?)

  4. Начертите прямую n, проведите прямые k и m, перпендикулярные прямой n. (Каково взаимное расположение прямых k и m?)

  5. Начертите прямую d и отметьте точку А не лежащую на прямой d, постройте прямую параллельную d проходящую через точку А.

(Сколько прямых параллельных прямой d можно провести через точку А?)


Приложение 2

На уроке у меня вызвало затруднение…

На уроке я легко справился с…

На уроке меня удивило…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока математики "Параллельные прямые" 6 класс

Автор: Шеховцова Маргарита Ивановна

Дата: 05.11.2020

Номер свидетельства: 562599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Технологическая карта урока по геометрии зачет по теме "Параллельность прямых и плоскостей""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_geometrii_zachet_po_teme_parallelnost_priamykh"
    ["file_id"] => string(6) "641715"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1702124627"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Технологическая карта по технологии"
    ["seo_title"] => string(44) "tiekhnologhichieskaia-karta-po-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "252793"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447441120"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "технологическая карта пары уроков по геометрии с указанием ЭОР и УУД по теме: Сумма углов треугольника "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhichieskaia-karta-pary-urokov-po-ghieomietrii-s-ukazaniiem-eor-i-uud-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "176193"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424368568"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "технологическая карта пары уроков с указанием ЭОР и УУД по теме: Сумма углов треугольника "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhichieskaia-karta-pary-urokov-s-ukazaniiem-eor-i-uud-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "176200"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424368980"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Презентация и разработка урока геометрии "Сумма углов треугольника". 7 класс (системно-деятельностный подход) "
    ["seo_title"] => string(119) "priezientatsiia-i-razrabotka-uroka-ghieomietrii-summa-ughlov-trieughol-nika-7-klass-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod"
    ["file_id"] => string(6) "140635"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417974911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства