Урок 108. Таблица сложения
Цели: педагогическая: организация работы по выявлению действий с двузначными числами с переходом через разряд; создать условия для определения достижений и проблемных точек каждого ученика и класса как учебного сообщества; ученическая: овладеют умением выявлять правила составления таблицы сложения; научатся составлять с их помощью таблицу сложения чисел в пределах 20, анализировать её данные, моделировать сложение и вычитание с переходом через разряд, применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, обосновывать правильность своих действий.
Тип, вид урока: конструирование способа действия; решение частных задач; отработка способа.
УУД метапредметные:
Л: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Р: выбирает место для работы: «место сомнений, тренировки», «место на оценку»; совместно с другими (в т. ч. родителями) отбирает учебный материал и планирует его выполнение в ходе самостоятельной работы.
П: осваивает умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимся класса.
К: отвечает на вопросы учителя, одноклассников; старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение.
Приобретённая компетенция: предметная.
ОР: циферблат часов (макет); приложение 1.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Таблица сложения »
Урок 108. Таблица сложения
Цели: педагогическая: организация работы по выявлению действий с двузначными числами с переходом через разряд; создать условия для определения достижений и проблемных точек каждого ученика и класса как учебного сообщества; ученическая: овладеют умением выявлять правила составления таблицы сложения; научатся составлять с их помощью таблицу сложения чисел в пределах 20, анализировать её данные, моделировать сложение и вычитание с переходом через разряд, применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, обосновывать правильность своих действий.
Тип, вид урока: конструирование способа действия; решение частных задач; отработка способа.
УУД метапредметные:
Л: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Р: выбирает место для работы: «место сомнений, тренировки», «место на оценку»; совместно с другими (в т. ч. родителями) отбирает учебный материал и планирует его выполнение в ходе самостоятельной работы.
П: осваивает умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимся класса.
К: отвечает на вопросы учителя, одноклассников; старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение.
Приобретённая компетенция: предметная.
ОР: циферблат часов (макет); приложение 1.
Сценарий урока
I. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью.
Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.
Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.
1. Числовой ряд. Счёт:
1) счёт до 20 (прямой и обратный);
2) счёт начиная с любого числа: от 26 до 37, от 93 до 78.
– Назовите, сколько в каждом числе десятков и единиц.
– В какой последовательности стоят числа в данном ряду? (В порядке убывания.) Какое число можно назвать лишним? (55, так как записано двумя одинаковыми цифрами, а остальные – разными; 17, так как сумма цифр составляет 8, а у остальных – 10.)
2. Сложение и вычитание в пределах 10 (групповая работа).
Игра «Цветочные часы» (см. Приложение 1).
Слово учителя. Шведский учёный Карл Линней придумал для вас интересную игру-загадку. Учёный, наблюдая за растениями, заметил, что растения открывают и закрывают венчики своих цветов по определённому расписанию, так что по ним, как по часам, можно определять время. Надо только помнить, что цветки полностью раскрываются в солнечные дни, а в пасмурные – наполовину или совсем не раскрываются.
– Какие растения видите на рисунках?
– Под каждым из них зашифровано время раскрытия цветов. Решив примеры, вы узнаете, по какому расписанию раскрываются цветы.
– Можете ли на циферблате показать полученное время?
3. «Давайте подумаем!».
– Какие числа нужно прибавить к 7, чтобы значение суммы было однозначным числом? Какие варианты возможны? (7 + 0, 7 + 1, 7 + 2.)
– А если прибавить больше, что получится?
– Рассмотрите выражения каждого столбика. Сравните их. Что заметили?
7 + 2 11 – 1
7 + 3 11 – 2
7 + 4 11 – 3
7 + 5 11 – 4
– Как изменяются значения выражений? Почему? (I столбик: первое слагаемое не изменяется, второе – последовательно увеличивается на единицу Ю значит, сумма тоже последовательно увеличивается на единицу. II столбик: уменьшаемое не изменяется, вычитаемое последовательно увеличивается на единицу Ю разность уменьшается на одну единицу.)
– Продолжите каждый столбик ещё на два выражения и найдите их значение. Что заметили? Какой вывод подтверждается?
1) Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, то и сумма увеличится на столько же единиц. (Взаимосвязь между слагаемыми и суммой.)
2) Если вычитаемое увеличится на несколько единиц, то разность уменьшится на столько же единиц. (Взаимосвязь между компонентами вычитания.)
– А если уменьшаемое увеличить, а вычитаемое оставить без изменения, что произойдёт с разностью? (Например, 11 – 2, 12 – 2, 13 – 2, 14 – 2 Ю разность увеличивается на одну единицу так же, как и уменьшаемое.)
– Какой вывод сделали?
3) Если уменьшаемое увеличить на несколько единиц, то и разность увеличится на столько же единиц.
II. Закрепление и повторение пройденного.
Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело.
Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, выделения необходимой информации из учебника .
Регулятивные УУД: овладение пооперационным выполнением действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с разъяснением для установления связи отдельных операций, межпредметных понятий; осуществление решения задачи с поиском способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.
Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с содержанием учебного предмета; способность с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей; способность с помощью вопросов и учебника добывать недостающую информацию.
Работа с учебником-тетрадью.
1. Таблица сложения: № 1, с. 74.
– Вспомните, как мы с вами работали с треугольной таблицей сложения.
– Что можете сказать о данной таблице?
– Объясните, как будете с ней работать?
– Заполните таблицу самостоятельно. Есть ли необходимость высчитывать значение каждого выражения?
– Что заметили? Ответьте на вопрос в) учебника. (По строчкам и столбцам значения сумм последовательно увеличиваются на единицу. Значит, можно заполнить клетки таблицы, не производя никаких вычислений. Можно по строкам и столбцам выписать числа подряд.
в) Чтобы легче было находить слагаемые, можно «линии» диагонали сумм раскрасить определённым цветом.)
Задание: найти неизвестное число:
9 + 3 = 12 6 + 8 = 14 13 – 6 = 7 11 – 7 = 4
9 + 2 = 7 + 8 = 12 – 6 = 11 – 8 =
– Что помогло правильно выполнить вычисления? (Первое равенство и выводы, которые сделали в начале урока о взаимосвязи между компонентами действий, а также таблица сложения.)
№ 2, с. 74. Вычислить с помощью таблицы.
Физкультминутка
Счёт через 6 (см. конспект урока 106)
– Прочитайте задание № 3 на с. 74 внимательно. Как вы его поняли? Объясните.
– Найдите данные числа в таблице сложения.
– Что заметили? (Они располагаются на одной линии – диагонали, и их клетки закрашены жёлтым цветом.)
– Пользуясь таблицей, заполните «окошки». Какие суммы у вас получились?
№ 4, с. 74.
– Объясните по образцу, какое задание нужно выполнить.
– С какими понятиями мы с вами уже хорошо знакомы? (Целое, часть, взаимосвязь между частью и целым.)
– Используя данные понятия, прокомментируйте следующие выражения.
2. Сложение и вычитание на числовом отрезке (новые случаи): № 5, с. 75.
– Рассмотрите первый чертёж. Что заметили? (Дан числовой отрезок, но не полностью, а только часть.)
– Объясните по чертежу, какое задание нужно выполнить.
– Найдите значения выражений, используя числовой отрезок. Прокомментируйте.
– Сравните решение третьего и четвёртого примеров.
– На что обратили внимание? (Слагаемые одинаковые, только поменялись местами, суммы тоже одинаковые.)
– Какой из примеров было решать удобнее? Почему?
– Какой можно сделать вывод? (При вычислении сумм к большему числу удобно прибавить меньшее.)
3. Составная задача: № 7, с. 75.
– Прочитайте текст задачи.
– Расскажите задачу, используя схему.
– Что заметили? Что особенного, необычного увидели на схеме?
– На какой вопрос можем ответить сразу? (Сколько марок подарили? На сколько марок мама подарила больше, чем сестра?)
– Каким действием ответили на каждый из вопросов? Обоснуйте своё решение.
– Почему на вопрос о количестве всех марок мы сразу ответить не можем? (Не знаем, сколько подарили мама и сестра вместе.)
– Запишите решение задачи и ответ в тетради в клетку.
Желающий приглашается для оформления образца на доске.
Физкультминутка
(см. конспект урока 33)
4. Расшифровать слово: № 8, с. 75. Самостоятельно.
– Что получилось? (Книга.)
– Что же общего с рисунком в учебнике? (Бумагу делают из древесины.)
IV. Итог. Рефлексия деятельности.
Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.
Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем.
Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.
– Что узнали нового? Чему научились? Расскажите.
– Можете ли сказать, что хорошо умеете решать примеры на сложение и вычитание двузначных чисел?
№ 6, с. 75. Самостоятельно, самопроверка по образцу на доске.