Учитель: Визавер М.С.
Тема: Степень числа. Квадрат и куб числа.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий.
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения .
потребность в самовыражении и самореализации..
-читать таблицу квадратов и кубов чисел: вычислять значения квадрата (куба) числа.
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий/
Этап урока | Управление. Деятельность учителя. | Учебная деятельность учащихся. Формирование метапредметных универсальных учебных действий. |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
I Организационный этап Мотивация изучения темы урока Целеполагание | Вступительное слово учителя. В IX веке стало известна задача об изобретении шахматной игры. В награду за свое изобретение автор потребовал от индийского царя пшеницу. Ее должно быть столько, чтобы на первую клетку доски можно положить одно зерно, на вторую – два, на третью - четыре, т.е. чтобы число зерен все время удваивалось. Сначала индийский царь обрадовался, что дешево отделался, и лишь потом выяснил, что такого количества пшеницы нельзя собрать со всех полей Земли в течение десятков лет. Солнца. А чтобы его получить, то надо засеять пшеницей площадь всей Земли, считая моря, океаны, горы, пустыни, Арктику с Антарктидой и получать средний урожай. Какое математическое действие нужно выполнить, чтобы получить такое большое число? А узнаем мы это после того, как изучим новую тему. Учитель демонстрирует слайд 1 (Приложение) Ребята, тема урока перед вами. Какие понятия из представленных на доске, вам знакомы? Вспомним, что называется квадратом. Каким свойством обладает квадрат? То, о чем мы сейчас говорили, нам пригодится попозже. (Приложение, слайд 2) Кроме изучения понятий, что мы еще будем делать? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Под руководством учителя ставят цели урока. Изучить понятие степени; квадрата и куба числа; Научиться: -читать и записывать степень; -определять основание и показатель степени; -составить таблицу квадратов и кубов чисел: Планируют пути их достижения. | Дети называют знакомые понятия. Квадрат. Вспоминают определение и свойства квадрата. Ребята находят площадь квадрата, отвечают. Дети предлагают варианты ответов. Учащиеся высказывают свое мнение. | Выражают свои мысли в устной форме. |
II. Повторение Устный счет | (Приложение, слайд 3) (Приложение, слайд 4) | Учащиеся учатся контролировать свои действия. Учатся адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации действий. | Учащиеся выполняют задания, проверяют правильность ответов. Ребята составляют примеры и записывают их на экране интерактивной доски (один ученик выходит к доске, остальные сигнализируют с помощью карточек) | Осуществляют контроль действий с помощью сигнальных карточек (Зеленая – согласен. Красная – нет. Желтая – затрудняюсь. Есть сомнения.) Оценивают одноклассников. |
III. Актуализация опорных знаний | 10+10+10= 7+7+7+7+7+7= 2+2+2+2+2+2+2= 30+30= 5х5х5= 3*3*3= 10х10х10= 2х2х2х2х2= 4х4х4= 50х50= 6х6х7х7= Учитель предлагает найти сходство и различие в примерах. И ставит задачу: подумать, а произведение одинаковых множителей можно записать короче? | Высказывают свои мнения. Выбирают альтернативные способы решения примеров. Анализируют условия данной задачи, комментируют исходные и конечные данные. | Учащиеся вспоминают, отвечают. Дети заменяют сложение умножением и находят значения выражений. Записывают примеры и ответы (один у доски, все в тетрадях) Ребята рассматривают примеры на слайде. Находят сходство и различие с предыдущими примерами. | Адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности. Учатся внимательно слушать товарища, с уважением принимать его точку зрения. |
IV. Первичное усвоение новых знаний Работа с новыми понятиями Физминутка V. Первичное закрепление изученного | На слайде 8 демонстрирует вторую степень числа. Объясните, что такое куб числа. Вспомните, о чем мы говорили в начале урока. Задача про изобретателя шахмат. Учитель предлагает электронные физминутки для глаз (презентация) (Учитель демонстрирует слайд 9) Что показывает 7 в этой записи? (Приложение, слайд 8) Прочитайте выражение со степенью. (Приложение. Слайд 10) | Учатся основам самоорганизации своей деятельности. Дети высказывают свои мнения. Принимают решение на основе переговоров с учителем. Выполняют упражнения для глаз и рук. Учатся оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы по ходу реализации действия. Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров Осуществляют контроль по результату. | Дети должны самостоятельно найти ответы на поставленные учителем вопросы. К выводу, произведение одинаковых множителей записывают короче. Возвращаются к мотивационной задаче. Пытаются вычислить значение 2 в 64 степени. Учащиеся записывают значения произведений в виде степени. Сравнивают примеры. Делают вывод. Дети называют. Ребята рассуждают, предлагают ответы. Читают степень, называя основание и показатель | Учатся внимательно слушать товарища, с уважением принимать его точку зрения. Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли в устной форме. |
VI. Выработка умения применять новые знания, формирование УУД Работа в парах Работа по учебнику | решить примеры записать значение степени в таблице. Проверить. Обменявшись тетрадями с соседом по парте, согласно критериям оценивания, слайд 13. № 1. Правильная запись произведения в виде степени – 1 балл. Верное решение примера – 1 балл. Итого: всего за 1 пример -2 балла, за 4 примера 8 баллов. № 2. За каждое верное вычисление 1 балл. Итого за все правильно выполненное задание – 8 баллов. Записи на доске записаны заранее проверка по презентации Приложение, слайд 11, 12) Учитель предлагает учащимся найти значение выражения, обращает внимание на порядок выполнения действий в выражении, содержащим степени № 653, 3 655, № 657 (а,в,б) Учитель проверяет работы слабых и сильных учащихся. | Самостоятельно анализируют пути решения задачи. Выполняют задания в тетради. Оценивают по критериям. Проверяют правильность выполнения, используя ответы на слайде. Осуществляют взаимоконтроль по результату действия. Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. Реализует пути достижения целей урока. | Вычисляют значение степени в тетрадях. Проверяют правильность выполнения. (Таблица с критериями оценивания лежит перед ними на парте) Каждый ученик выполняет задание, затем отдает тетрадь соседу для проверки. Выполняют самостоятельно вычисления в тетради, предлагают ответы, проверяют правильность выполнения. Объясняют последовательность выполнения действий, находят значение выражения, проверяют правильность выполнения. | Планируют общие способы деятельности. Устанавливают рабочие отношения в группе. Осуществляют контроль, коррекцию действий партнера. Ставят друг другу оценки. На основе критериев оценивания. Осуществляют контроль, коррекцию действий партнера. |
VII. Рефлексия | Оцените свою деятельность на уроке, достиг ли он поставленной цели. (Используя сигнальные карточки0 Что помешало, что помогало? | Учатся адекватно оценивать свои возможности в достижении цели, уровень реализации поставленных задач. Учащихся учатся оценивать планируемые результаты | Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке. | Адекватно используют языковые средства для отображения своих мыслей и чувств, мотивов действий. |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Учитель предлагает домашнее задание. п.16. реферат по теме «Применение квадрата и куба числа в практической жизни» №667, 668 (учебник Н.Я. Виленкин). Учитель выставляет оценки. Благодарит за помощь в проведении урока | Ребята записывают домашнее задание. | Интересуются источниками для написания реферата (библиотека, Интернет, помощь родителей). | |