kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средняя линия треугольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностного развития:

  • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
  • развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических  задач.

Метапредметного развития:

  • расширять кругозор, прививать умение  совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
  • продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

Предметного развития:

  • формировать  теоретическое и практическое представление о средней линии треугольника и об её свойстве;
  • формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Суздаля»


План-конспект урока геометрии в 8 классе по теме

«Средняя линия треугольника».


Плотникова Татьяна Владимировна – учитель математики в «МБОУ СОШ №1 г.Суздаля»

Первый урок в теме «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач».

Учебник Л.С.Атанасян «Геометрия 7-9»

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием средней линии треугольника; формирование умения применять свойство средней линии треугольника к решению задач..

Учебные задачи, направленные на достижение:

Личностного развития:

  • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

  • развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметного развития:

  • расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);

  • продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

Предметного развития:

  • формировать теоретическое и практическое представление о средней линии треугольника и об её свойстве;

  • формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся:

  • индивидуальная;

  • фронтальная;

  • работа в парах.

Необходимое оборудование:

  • Проектор и экран.

  • Презентация “Средняя линия треугольника”.

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент. (Слайд №1). Сообщение темы урока. Настрой учащихся на работу.

  2. Устные упражнения:

Решите задачи:

  1. (слайд №2): Диагонали четырёхугольника АВСД пересекаются в точке О, причём АО:ОС = ВО:ОД. Докажите, что АВСД – трапеция.

(Док-во: Рассмотрим треугольники АОВ и ДОС. В них: АО:ОС = ВО:ОД – по условию задачи, угол АОВ равен углу ДОС – как вертикальные. Значит, треугольник АОВ подобен треугольнику ДОС по двум пропорциональным сторонам и углу между ними. В подобных треугольникам соответственные углы равны, значит, угол АВО равен углу ВДС, а они накрест лежащие при прямых АВ и ДС и секущей ВД. Значит, отрезок АВ параллелен отрезку ДС.

Четырёхугольник, в котором две стороны параллельны, а две другие – нет, является трапецией. АВСД – трапеция).



  1. (Слайд №3): Точка М – середина стороны АВ, а точка N – середина стороны ВС треугольника АВС. Докажите, что отрезок М N параллелен стороне АС.

(Док-во: Рассмотрим треугольники АВС и ВМN. В них: угол В – общий, ВМ:АВ = ВN:ВС = 1:2. Значит, треугольник АВС подобен треугольнику ВМN по двум пропорциональным сторонам и углу между ними. В подобных треугольникам соответственные углы равны, т.е. угол ВMN равен углу ВАС, а они соответственные при прямых МN и АС и секущей АВ, значит, отрезок МN параллелен отрезку АС.)

  1. Изучение нового материала:

  1. (слайд №4).

Учитель формулирует определение средней линии треугольника. Учащиеся выполняют соответствующие записи в тетради.

Вопрос к классу: Ребята, как вы думаете, а каким свойством обладает средняя линия треугольника?

Возможные ответы учащихся:

-разбивает треугольник АВС на два подобных треугольника;

-средняя линия параллельна противоположной стороне.

2. Учитель предлагает учащимся в парах обсудить доказательство параллельности

средней линии треугольника противоположной стороне. В это время учитель оказывает консультативную помощь.


Учитель: Ребята, а как вы думаете, чему равна длина средней линии треугольника? Возможно, кто-нибудь из ребят догадается, что средняя линия треугольника равна половине противоположной стороны.


Учитель формулирует определение теорему о средней линии треугольника. (слайд №5) Учащиеся отвечают на вопросы: что дано в теореме? и что надо доказать? Делают чертёж и выполняют соответствующие записи.


Учитель предлагает учащимся в парах доказать, что средняя линия треугольника равна половине противоположной стороны, оказывая в это время консультативную помощь.

(Док-во: Рассмотрим треугольники АВС и ВМN. В них: угол В – общий, ВМ:АВ = ВN:ВС = 1:2. Значит, треугольник АВС подобен треугольнику ВМN по двум пропорциональным сторонам и углу между ними. В подобных треугольникам соответственные углы равны, т.е. угол ВMN равен углу ВАС, а они соответственные при прямых МN и АС и секущей АВ, значит, отрезок МN параллелен отрезку АС.

АС: МN = МВ:АВ=1:2,т.е.МN = ½АС)


  1. Устное решение задач на закрепление понятия «средняя линия треугольника»:

а) (слайд 6) В треугольнике АВС на сторонах АВ и ВС взяты соответственно точки Е и F так, что АЕ=ЕВ=3 см, ВF=FС-4 см. Будет ли отрезок ЕF – средней линией треугольника АВС?(да)

б) (слайд 7) В треугольнике MNK на сторонах MN и MK взяты соответственно точки С и Д так, что MC=CN=3см, MД=5 см, ДK=4 см. Является ли отрезок СД средней линией треугольника MNK?(нет)

в) (слайд 8 KL – средняя линия треугольника DFE. DF=10 см, FE=12см. Чему равны длины отрезков DK,KF,FL,LE? (ДК=5см, КF=5 см, FL=LE=6 см).

г) (слайд 9) МК и РК – средняя линия треугольника АВС. Является ли отрезок МР – средней линией этого треугольник?(да. т.к. АМ=МВ и ВР=РС)

д) (слайд 10) ДЕ – средняя линия треугольника АВС. а) Определите дину стороны АВ, если ДЕ = 4 см. б)ДС=3см, ДЕ = 5 см, СЕ = 6 см. Определите длины сторон треугольника АВС.(АВ=10см, СВ=6 см, АС=12 см)

е) (слайд 11) Стороны треугольника равны 4 м, 6м, 8 м. Чему равны длины средних линий этого треугольника? (МР=3см, МК=4 см, КР=2 см)

ж) (слайд 12) Докажите, что отрезок, соединяющий середины двух соседних сторон прямоугольника, параллелен одной из диагоналей. Определите длину этого отрезка, если диагональ прямоугольника равна 10 см.(МА=МД и АР=РВ, значит, МР – средняя линия треугольника АДВ. Поэтому, МР=5 см и МР||ДВ)

з) (слайд 13) В трапеции АВСД ВС=6 см, АД = 12 см, ВR||CД, СR||АВ. Найдите РQ.(9 см)

и) (слайд 14) Найдите периметр треугольника MNH, если АВ=8 см, ВС-5 см, АС=7 см, а МN,NH,MH – средние линии этого треугольника.(10 см)

  1. (слайд №15). Письменное решение задачи №567 из учебника.

(Треугольник АВД, АМ=МД и АN=NВ, значит, NM – средняя линия треугольника АВД. NM = ½ВД и NM||ВД.

Треугольник ВДС, BP=РС и СQ = QД, значит, PQ – средняя линия треугольника ВДС. PQ=½ВД, PQ||ВД.

NM = ½ВД и NM||ВД, а PQ=½ВД, PQ||ВД, тогда МN=PQ и МN||PQ. Четырёхугольник, в котором две стороны равны и параллельны, является параллелограммом. Значит, MNQP – параллелограмм)


  1. Запись домашнего задания (слайд №16) п.62, №565, 566




Просмотр содержимого презентации
«Средняя линия треугольника»

МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля» Средняя линия треугольника Учитель математики: Плотникова Т.В.

МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля»

Средняя линия треугольника

Учитель математики: Плотникова Т.В.

Устно: Диагонали четырёхугольника АВСD пересекаются в точке О, причём АО:ОС=ВО:ОD. Докажите, что АВСД –трапеция. А В О С D

Устно:

Диагонали четырёхугольника АВСD пересекаются в точке О, причём АО:ОС=ВО:ОD. Докажите, что АВСД –трапеция.

А

В

О

С

D

Устно: Точка М– середина стороны АВ, а точка N – середина стороны ВС треугольника АВС. Докажите, что отрезок МN параллелен стороне АС. В М N С А

Устно:

Точка М– середина стороны АВ, а точка N – середина стороны ВС треугольника АВС. Докажите, что отрезок МN параллелен стороне АС.

В

М

N

С

А

Определение: Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон. В М N С А МN – средняя линия треугольника АВС.

Определение: Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон.

В

М

N

С

А

МN – средняя линия треугольника АВС.

Теорема: Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны. Дано: Δ АВС, МN – средняя линия. В Доказать: МN || АС, МN = ½ АС Доказательство: ΔАВС ~ ΔВМN, т.к. ВМ:ВА = ВN:ВС=1:2 и угол В – общий. М N 2 . Угол ВМN равен углу ВАС, а они соответственные при прямых МN и АС и секущей АВ. Значит, МN || АС. С А 3 . Т.к. ВМ:ВА =1:2, то и МN:АС=1:2.

Теорема: Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.

Дано: Δ АВС, МN – средняя линия.

В

Доказать: МN || АС, МN = ½ АС

Доказательство:

  • ΔАВС ~ ΔВМN,

т.к. ВМ:ВА = ВN:ВС=1:2 и угол В – общий.

М

N

2 . Угол ВМN равен углу ВАС, а они соответственные при прямых МN и АС и секущей АВ. Значит, МN || АС.

С

А

3 . Т.к. ВМ:ВА =1:2, то и МN:АС=1:2.

Устно: Является ли отрезок EF средней линией треугольника АВС? В 4 3 Е F 4 3 С А Является

Устно:

Является ли отрезок EF средней линией треугольника АВС?

В

4

3

Е

F

4

3

С

А

Является

Устно: Является ли отрезок CD средней линией треугольника MNK? N 3 C 3 K 4 М 5 D Не является

Устно:

Является ли отрезок CD средней линией треугольника MNK?

N

3

C

3

K

4

М

5

D

Не является

Устно: KL – средняя линия треугольника DFE, DF =10см, FE= 12 см. Чему равны отрезки DK, KF, FL, LE? D ? 10 ? ? 12 K L ? ? E F DK=KF=5 см, DL=LE=6 см.

Устно:

KL – средняя линия треугольника DFE, DF =10см, FE= 12 см. Чему равны отрезки DK, KF, FL, LE?

D

?

10

?

?

12

K

L

?

?

E

F

DK=KF=5 см, DL=LE=6 см.

Устно: MK и PK – средние линии треугольника АВС. Является ли отрезок МР средней линией этого треугольника? В М P С K А Является

Устно:

MK и PK – средние линии треугольника АВС. Является ли отрезок МР средней линией этого треугольника?

В

М

P

С

K

А

Является

C Устно:  DE - средняя линия треугольника АВС. а) Определите сторону АВ, если DE = 4 см.  б) DС = 3 см, DЕ = 5 см, СЕ = 6 см. Определите стороны треугольника АВС. 3 6 5 4 E D ? ? B ? А АВ=10 см, СВ=6 см, АС=12 см.

C

Устно:

DE - средняя линия треугольника АВС.

а) Определите сторону АВ, если DE = 4 см.

б) DС = 3 см, DЕ = 5 см, СЕ = 6 см. Определите стороны треугольника АВС.

3

6

5

4

E

D

?

?

B

?

А

АВ=10 см, СВ=6 см, АС=12 см.

Устно: Стороны треугольника равны 4 м, 6 м, 8 м. Чему равны средние линии этого треугольника? А 8 4 Р М В С К 6 MP= 3см, MK=4 см, KP=2 см.

Устно:

Стороны треугольника равны 4 м, 6 м, 8 м. Чему равны средние линии этого треугольника?

А

8

4

Р

М

В

С

К

6

MP= 3см, MK=4 см, KP=2 см.

Устно: Докажите, что отрезок, соединяющий середины двух соседних сторон прямоугольника, параллелен одной из диагоналей. Определите длину этого отрезка, если диагональ прямоугольника равна 10 см. Р В А ? М 10 D С MP= 5см

Устно:

Докажите, что отрезок, соединяющий середины двух соседних сторон прямоугольника, параллелен одной из диагоналей. Определите длину этого отрезка, если диагональ прямоугольника равна 10 см.

Р

В

А

?

М

10

D

С

MP= 5см

Устно: В трапеции АВСД ВС=6 см, АД=12 см, ВR||CД, СR ||АВ. Найдите PQ. 6 С В Q Р М H D А R PQ= 9см 12

Устно:

В трапеции АВСД ВС=6 см, АД=12 см, ВR||CД, СR ||АВ. Найдите PQ.

6

С

В

Q

Р

М

H

D

А

R

PQ= 9см

12

Устно: Найдите периметр треугольника МNH. В 8 М 5 N С А H 7 P MNP= 10см

Устно:

Найдите периметр треугольника МNH.

В

8

М

5

N

С

А

H

7

P MNP= 10см

№ 567 В N P А С М Q D MNPQ –параллелограмм?

567

В

N

P

А

С

М

Q

D

MNPQ –параллелограмм?

Домашнее задание:   п.62,  № 565, 566

Домашнее задание:

п.62,

565, 566


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Средняя линия треугольников

Автор: Киселева Марина Анатольевна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354587

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок на тему "Средняя линия треугольника". "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-na-tiemu-sriedniaia-liniia-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "243449"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445741081"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Урок по геометрии в 8 классе. Решение задач по темам: "Теорема Фалеса", "Средняя линия треугольника", "Средняя линия трапеции" "
    ["seo_title"] => string(141) "urok-po-ghieomietrii-v-8-klassie-rieshieniie-zadach-po-tiemam-tieoriema-faliesa-sriedniaia-liniia-trieughol-nika-sriedniaia-liniia-trapietsii"
    ["file_id"] => string(6) "234579"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443465475"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Презентация к уроку "Средняя линия треугольника" "
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-k-uroku-sriedniaia-liniia-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "244789"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446010648"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) ""Средняя линия треугольника и трапеции""
    ["seo_title"] => string(45) "sriedniaia-liniia-trieughol-nika-i-trapietsii"
    ["file_id"] => string(6) "264228"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449672787"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "План-конспект урока геометрии в 8 классе по теме «Средняя линия треугольника»."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_ghieomietrii_v_8_klassie_po_tiemie_sriedniaia_liniia_trieug"
    ["file_id"] => string(6) "413857"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494322046"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1580 руб.
2260 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства