kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средняя линия треугольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностного развития:

  • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
  • развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических  задач.

Метапредметного развития:

  • расширять кругозор, прививать умение  совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
  • продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

Предметного развития:

  • формировать  теоретическое и практическое представление о средней линии треугольника и об её свойстве;
  • формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Суздаля»


План-конспект урока геометрии в 8 классе по теме

«Средняя линия треугольника».


Плотникова Татьяна Владимировна – учитель математики в «МБОУ СОШ №1 г.Суздаля»

Первый урок в теме «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач».

Учебник Л.С.Атанасян «Геометрия 7-9»

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием средней линии треугольника; формирование умения применять свойство средней линии треугольника к решению задач..

Учебные задачи, направленные на достижение:

Личностного развития:

  • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

  • развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметного развития:

  • расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);

  • продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

Предметного развития:

  • формировать теоретическое и практическое представление о средней линии треугольника и об её свойстве;

  • формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся:

  • индивидуальная;

  • фронтальная;

  • работа в парах.

Необходимое оборудование:

  • Проектор и экран.

  • Презентация “Средняя линия треугольника”.

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент. (Слайд №1). Сообщение темы урока. Настрой учащихся на работу.

  2. Устные упражнения:

Решите задачи:

  1. (слайд №2): Диагонали четырёхугольника АВСД пересекаются в точке О, причём АО:ОС = ВО:ОД. Докажите, что АВСД – трапеция.

(Док-во: Рассмотрим треугольники АОВ и ДОС. В них: АО:ОС = ВО:ОД – по условию задачи, угол АОВ равен углу ДОС – как вертикальные. Значит, треугольник АОВ подобен треугольнику ДОС по двум пропорциональным сторонам и углу между ними. В подобных треугольникам соответственные углы равны, значит, угол АВО равен углу ВДС, а они накрест лежащие при прямых АВ и ДС и секущей ВД. Значит, отрезок АВ параллелен отрезку ДС.

Четырёхугольник, в котором две стороны параллельны, а две другие – нет, является трапецией. АВСД – трапеция).



  1. (Слайд №3): Точка М – середина стороны АВ, а точка N – середина стороны ВС треугольника АВС. Докажите, что отрезок М N параллелен стороне АС.

(Док-во: Рассмотрим треугольники АВС и ВМN. В них: угол В – общий, ВМ:АВ = ВN:ВС = 1:2. Значит, треугольник АВС подобен треугольнику ВМN по двум пропорциональным сторонам и углу между ними. В подобных треугольникам соответственные углы равны, т.е. угол ВMN равен углу ВАС, а они соответственные при прямых МN и АС и секущей АВ, значит, отрезок МN параллелен отрезку АС.)

  1. Изучение нового материала:

  1. (слайд №4).

Учитель формулирует определение средней линии треугольника. Учащиеся выполняют соответствующие записи в тетради.

Вопрос к классу: Ребята, как вы думаете, а каким свойством обладает средняя линия треугольника?

Возможные ответы учащихся:

-разбивает треугольник АВС на два подобных треугольника;

-средняя линия параллельна противоположной стороне.

2. Учитель предлагает учащимся в парах обсудить доказательство параллельности

средней линии треугольника противоположной стороне. В это время учитель оказывает консультативную помощь.


Учитель: Ребята, а как вы думаете, чему равна длина средней линии треугольника? Возможно, кто-нибудь из ребят догадается, что средняя линия треугольника равна половине противоположной стороны.


Учитель формулирует определение теорему о средней линии треугольника. (слайд №5) Учащиеся отвечают на вопросы: что дано в теореме? и что надо доказать? Делают чертёж и выполняют соответствующие записи.


Учитель предлагает учащимся в парах доказать, что средняя линия треугольника равна половине противоположной стороны, оказывая в это время консультативную помощь.

(Док-во: Рассмотрим треугольники АВС и ВМN. В них: угол В – общий, ВМ:АВ = ВN:ВС = 1:2. Значит, треугольник АВС подобен треугольнику ВМN по двум пропорциональным сторонам и углу между ними. В подобных треугольникам соответственные углы равны, т.е. угол ВMN равен углу ВАС, а они соответственные при прямых МN и АС и секущей АВ, значит, отрезок МN параллелен отрезку АС.

АС: МN = МВ:АВ=1:2,т.е.МN = ½АС)


  1. Устное решение задач на закрепление понятия «средняя линия треугольника»:

а) (слайд 6) В треугольнике АВС на сторонах АВ и ВС взяты соответственно точки Е и F так, что АЕ=ЕВ=3 см, ВF=FС-4 см. Будет ли отрезок ЕF – средней линией треугольника АВС?(да)

б) (слайд 7) В треугольнике MNK на сторонах MN и MK взяты соответственно точки С и Д так, что MC=CN=3см, MД=5 см, ДK=4 см. Является ли отрезок СД средней линией треугольника MNK?(нет)

в) (слайд 8 KL – средняя линия треугольника DFE. DF=10 см, FE=12см. Чему равны длины отрезков DK,KF,FL,LE? (ДК=5см, КF=5 см, FL=LE=6 см).

г) (слайд 9) МК и РК – средняя линия треугольника АВС. Является ли отрезок МР – средней линией этого треугольник?(да. т.к. АМ=МВ и ВР=РС)

д) (слайд 10) ДЕ – средняя линия треугольника АВС. а) Определите дину стороны АВ, если ДЕ = 4 см. б)ДС=3см, ДЕ = 5 см, СЕ = 6 см. Определите длины сторон треугольника АВС.(АВ=10см, СВ=6 см, АС=12 см)

е) (слайд 11) Стороны треугольника равны 4 м, 6м, 8 м. Чему равны длины средних линий этого треугольника? (МР=3см, МК=4 см, КР=2 см)

ж) (слайд 12) Докажите, что отрезок, соединяющий середины двух соседних сторон прямоугольника, параллелен одной из диагоналей. Определите длину этого отрезка, если диагональ прямоугольника равна 10 см.(МА=МД и АР=РВ, значит, МР – средняя линия треугольника АДВ. Поэтому, МР=5 см и МР||ДВ)

з) (слайд 13) В трапеции АВСД ВС=6 см, АД = 12 см, ВR||CД, СR||АВ. Найдите РQ.(9 см)

и) (слайд 14) Найдите периметр треугольника MNH, если АВ=8 см, ВС-5 см, АС=7 см, а МN,NH,MH – средние линии этого треугольника.(10 см)

  1. (слайд №15). Письменное решение задачи №567 из учебника.

(Треугольник АВД, АМ=МД и АN=NВ, значит, NM – средняя линия треугольника АВД. NM = ½ВД и NM||ВД.

Треугольник ВДС, BP=РС и СQ = QД, значит, PQ – средняя линия треугольника ВДС. PQ=½ВД, PQ||ВД.

NM = ½ВД и NM||ВД, а PQ=½ВД, PQ||ВД, тогда МN=PQ и МN||PQ. Четырёхугольник, в котором две стороны равны и параллельны, является параллелограммом. Значит, MNQP – параллелограмм)


  1. Запись домашнего задания (слайд №16) п.62, №565, 566




Просмотр содержимого презентации
«Средняя линия треугольника»

МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля» Средняя линия треугольника Учитель математики: Плотникова Т.В.

МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля»

Средняя линия треугольника

Учитель математики: Плотникова Т.В.

Устно: Диагонали четырёхугольника АВСD пересекаются в точке О, причём АО:ОС=ВО:ОD. Докажите, что АВСД –трапеция. А В О С D

Устно:

Диагонали четырёхугольника АВСD пересекаются в точке О, причём АО:ОС=ВО:ОD. Докажите, что АВСД –трапеция.

А

В

О

С

D

Устно: Точка М– середина стороны АВ, а точка N – середина стороны ВС треугольника АВС. Докажите, что отрезок МN параллелен стороне АС. В М N С А

Устно:

Точка М– середина стороны АВ, а точка N – середина стороны ВС треугольника АВС. Докажите, что отрезок МN параллелен стороне АС.

В

М

N

С

А

Определение: Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон. В М N С А МN – средняя линия треугольника АВС.

Определение: Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон.

В

М

N

С

А

МN – средняя линия треугольника АВС.

Теорема: Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны. Дано: Δ АВС, МN – средняя линия. В Доказать: МN || АС, МN = ½ АС Доказательство: ΔАВС ~ ΔВМN, т.к. ВМ:ВА = ВN:ВС=1:2 и угол В – общий. М N 2 . Угол ВМN равен углу ВАС, а они соответственные при прямых МN и АС и секущей АВ. Значит, МN || АС. С А 3 . Т.к. ВМ:ВА =1:2, то и МN:АС=1:2.

Теорема: Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.

Дано: Δ АВС, МN – средняя линия.

В

Доказать: МN || АС, МN = ½ АС

Доказательство:

  • ΔАВС ~ ΔВМN,

т.к. ВМ:ВА = ВN:ВС=1:2 и угол В – общий.

М

N

2 . Угол ВМN равен углу ВАС, а они соответственные при прямых МN и АС и секущей АВ. Значит, МN || АС.

С

А

3 . Т.к. ВМ:ВА =1:2, то и МN:АС=1:2.

Устно: Является ли отрезок EF средней линией треугольника АВС? В 4 3 Е F 4 3 С А Является

Устно:

Является ли отрезок EF средней линией треугольника АВС?

В

4

3

Е

F

4

3

С

А

Является

Устно: Является ли отрезок CD средней линией треугольника MNK? N 3 C 3 K 4 М 5 D Не является

Устно:

Является ли отрезок CD средней линией треугольника MNK?

N

3

C

3

K

4

М

5

D

Не является

Устно: KL – средняя линия треугольника DFE, DF =10см, FE= 12 см. Чему равны отрезки DK, KF, FL, LE? D ? 10 ? ? 12 K L ? ? E F DK=KF=5 см, DL=LE=6 см.

Устно:

KL – средняя линия треугольника DFE, DF =10см, FE= 12 см. Чему равны отрезки DK, KF, FL, LE?

D

?

10

?

?

12

K

L

?

?

E

F

DK=KF=5 см, DL=LE=6 см.

Устно: MK и PK – средние линии треугольника АВС. Является ли отрезок МР средней линией этого треугольника? В М P С K А Является

Устно:

MK и PK – средние линии треугольника АВС. Является ли отрезок МР средней линией этого треугольника?

В

М

P

С

K

А

Является

C Устно:  DE - средняя линия треугольника АВС. а) Определите сторону АВ, если DE = 4 см.  б) DС = 3 см, DЕ = 5 см, СЕ = 6 см. Определите стороны треугольника АВС. 3 6 5 4 E D ? ? B ? А АВ=10 см, СВ=6 см, АС=12 см.

C

Устно:

DE - средняя линия треугольника АВС.

а) Определите сторону АВ, если DE = 4 см.

б) DС = 3 см, DЕ = 5 см, СЕ = 6 см. Определите стороны треугольника АВС.

3

6

5

4

E

D

?

?

B

?

А

АВ=10 см, СВ=6 см, АС=12 см.

Устно: Стороны треугольника равны 4 м, 6 м, 8 м. Чему равны средние линии этого треугольника? А 8 4 Р М В С К 6 MP= 3см, MK=4 см, KP=2 см.

Устно:

Стороны треугольника равны 4 м, 6 м, 8 м. Чему равны средние линии этого треугольника?

А

8

4

Р

М

В

С

К

6

MP= 3см, MK=4 см, KP=2 см.

Устно: Докажите, что отрезок, соединяющий середины двух соседних сторон прямоугольника, параллелен одной из диагоналей. Определите длину этого отрезка, если диагональ прямоугольника равна 10 см. Р В А ? М 10 D С MP= 5см

Устно:

Докажите, что отрезок, соединяющий середины двух соседних сторон прямоугольника, параллелен одной из диагоналей. Определите длину этого отрезка, если диагональ прямоугольника равна 10 см.

Р

В

А

?

М

10

D

С

MP= 5см

Устно: В трапеции АВСД ВС=6 см, АД=12 см, ВR||CД, СR ||АВ. Найдите PQ. 6 С В Q Р М H D А R PQ= 9см 12

Устно:

В трапеции АВСД ВС=6 см, АД=12 см, ВR||CД, СR ||АВ. Найдите PQ.

6

С

В

Q

Р

М

H

D

А

R

PQ= 9см

12

Устно: Найдите периметр треугольника МNH. В 8 М 5 N С А H 7 P MNP= 10см

Устно:

Найдите периметр треугольника МNH.

В

8

М

5

N

С

А

H

7

P MNP= 10см

№ 567 В N P А С М Q D MNPQ –параллелограмм?

567

В

N

P

А

С

М

Q

D

MNPQ –параллелограмм?

Домашнее задание:   п.62,  № 565, 566

Домашнее задание:

п.62,

565, 566


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Средняя линия треугольников

Автор: Киселева Марина Анатольевна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354587

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок на тему "Средняя линия треугольника". "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-na-tiemu-sriedniaia-liniia-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "243449"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445741081"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Урок по геометрии в 8 классе. Решение задач по темам: "Теорема Фалеса", "Средняя линия треугольника", "Средняя линия трапеции" "
    ["seo_title"] => string(141) "urok-po-ghieomietrii-v-8-klassie-rieshieniie-zadach-po-tiemam-tieoriema-faliesa-sriedniaia-liniia-trieughol-nika-sriedniaia-liniia-trapietsii"
    ["file_id"] => string(6) "234579"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443465475"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Презентация к уроку "Средняя линия треугольника" "
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-k-uroku-sriedniaia-liniia-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "244789"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446010648"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) ""Средняя линия треугольника и трапеции""
    ["seo_title"] => string(45) "sriedniaia-liniia-trieughol-nika-i-trapietsii"
    ["file_id"] => string(6) "264228"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449672787"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "План-конспект урока геометрии в 8 классе по теме «Средняя линия треугольника»."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_ghieomietrii_v_8_klassie_po_tiemie_sriedniaia_liniia_trieug"
    ["file_id"] => string(6) "413857"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494322046"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства