способствовать развитию логического мышления, внимания;
прививать интерес к урокам математики, способствовать развитию адекватной самооценки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку (приложение 1), Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. ч.2, М.И. Моро, М.А. Бантова – М.: Просвещение, 2004.
Ход урока
I. Организационный момент
– Сегодня к нам в гости пришла Мудрая Сова. Она приготовила для вас необычный урок, на котором мы отправимся в путешествие в мир чисел.
– А как вы думаете, как появились числа?
Древним людям нужно было многое считать: пойманных рыб, сколько овец в стаде, каков приплод у скотины. Первобытные сначала знали только «один», «два» и «много». Счет изначально был напрямую связан с количеством предметов объектов.
В глубокой древности примитивные числовые записи делались в виде зарубок на палке, узлов на веревке, выложенных в ряд камешков. Но для чтения таких числовых записей названия чисел непосредственно не использовались. Считать человек начал задолго до того, как он научился писать, поэтому не сохранилось никаких письменных документов, свидетельствовавших о тех словах, которыми в древности обозначали числа. Первые числа появились сначала в Египте и Междуречье около 3000 лет до нашей эры. Числа бывают египетские, вавилонские, греческие, римские, арабские, древнееврейские и т.д. В современном мире используются в основном арабские и немного (чаще в датах) римские цифры. (Слайды 4–7)
– А девизом нашего путешествия будет высказывание Б. Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным». (слайд 1)
– Как вы понимаете эти слова?
– За правильные ответы вы будете получать портрет Мудрой Совы. (Приложение 2)
II. Устный счет
– Первое задание от мудрой Совы. Разбейте числа 765, 32, 8, 1000 на четыре группы и впишите их в пирамиду. (Слайды 2–3)
– Чем отличаются числа друг от друга?
– Из каких разрядов они состоят? Назовите сколько в каждом разряде единиц.
– Обратите внимание на число 765. Какое оно? Из каких цифр его составили? А какие еще трехзначные числа можно составить, используя эти же цифры? Составьте и запишите (657, 675, 567, 757, 576).
– Назовите число, которое состоит из 6 сот. 7 дес. и 5 ед., 5 сот. 7 дес. 6 ед.
– Какое из этих чисел больше? Как узнать?
III. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы научимся сравнивать трехзначные числа и узнаем много интересного о ученых-математиках, которые нам сегодня будут помогать. (Слайд 8)
IV. Изучение нового материала
– Мы с вами умеем сравнивать не только числа, но и выражения, длины, площади. И у каждого вида сравнений есть свой секрет. Есть секрет сравнения трехзначных чисел. А раскроет нам этот секрет великий математик – Евклид.
Евкли́дилиЭвкли́д (др.-греч. Εὐκλείδης, ок. 300 г. до н. э.) — древнегреческий математик. Мировую известность приобрёл благодаря сочинению по основам математики «Начала».(Слайд 9-11)
– Перед вами два числа (на доске 500, 489)
– Как их сравнивать? На какой разряд будем смотреть в первую очередь? (на сотни)
– Сколько в числе 500 сотен? (5 сотен)
– В числе 489? (4 сотни)
– Какое число больше? Поставьте знак.
– Сравните эти два числа: 431 и 413.
– Что скажете о числе сотен? (одинаковое)
– Как поступим? На какой разряд обратим внимание? (На десятки)
– Сколько десятков в первом числе? (3)
– Во втором? (1). Какой вывод сделаем?
– Сравните эти два числа: 654 и 655
– Какие цифры в числе одинаковые? (Одинаковы цифры, которые обозначают сотни и десятки).
– Как будем сравнивать? (по числу единиц)
– Сравните. Запишите.
– Следующее задание от Лобачевского Н.И. (слайд 12-15)
Никола́й Ива́нович Лобаче́вский – русский математик, создатель неевклидовой геометрии, названной его именем, деятель университетского образования и народного просвещения. В течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений. Лобачевский пережил эпидемию холеры (1830) и сильнейший пожар (1842), уничтоживший половину Казани. Благодаря энергии и умелым действиям ректора жертвы и потери в обоих случаях были минимальны. Усилиями Лобачевского Казанский университет становится первоклассным, авторитетным и хорошо оснащённым учебным заведением, одним из лучших в России.
– Работа в парах. Каждой паре дается два числа, учащиеся сравнивают, и друг другу объясняют, как сравнивали (126 и 106, 388 и 380, 405 и 504, 341 и 342)
V. Физкультминутка на внимание
– Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
Опустите руки вниз.
Поднимите руки вверх. 2 р.
Голову поднимите.
Голову опустите. 2 р.
Поворот туловища вправо.
то же влево. 2 р.
Закройте глаза (откройте) 2 р.
Посмотрите вдаль.
Привстаньте.
Присядьте.
Опустите правую (левую) руку.
Опустите левую (правую) ногу.
VI. Закрепление изученного
– Проверить, как вы поняли новую тему, у вас решил великий Древнегреческий ученый – Пифагор.
Пифагор Самосский (570–490 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей.(Слайды 16-18)
– Пифагор просит выполнить задание №2 на стр.44 с комментированием у доски (более сильные учащиеся выполняют эту работу самостоятельно с последующей самопроверкой – слайд 19).
– Следующие задания для самостоятельной работы (стр.44, №3, карточка) для вас приготовил Исаак Ньютон.
Исаа́к Ньюто́н – английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал теорию цвета и многие другие математические и физические теории. (Слайды 20-24)
(Две пары учащихся выполняют задание на стр. 44, №3, две пары (сильные учащиеся) – решают задачу на карточке с последующей взаимопроверкой).
Карточка.
Периметр одного участка земли 128 см, а периметр другого 108 см. Периметр какого участка земли больше и на сколько?
VII. Итог урока
– Чему сегодня научились на уроке?
– Какие ученые-математики помогали нам проводить урок?
– А сейчас давайте подсчитаем портреты Мудрой Совы. У кого сколько получилось? (выставление оценок)
VIII. Домашнее задание
– Еще одно задание Мудрой совы вы выполните дома.
Учебник стр. 44, № 5, 6. (Слайд 25)
Список литературы:
М.И. Моро, М.А. Бантова. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. ч.2 – М.: Просвещение, 2004.
О. А. Мокрушина. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2005.
Различные Интернет-ресурсы: материалы из Википедии – свободной энциклопедии.