kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сравнение дробных чисел (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока актуализируются знания, умения и навыки по темам «Дробные числа», «Основное свойство дроби», « Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа»; у учащихся формируются  знания правил сравнения дробей с одинаковыми знаменателями с одинаковыми числителями, умения применять правила к решению упражнений и задач. Создаютсяусловияй для учебно-познавательной деятельности учащихся, активности, интересу к математике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математика. 5 класс. Набокова Л.В»

Набокова Л.В., учитель математики

ГУО «Средняя школа № 2 г.Белыничи»

Тема: «Сравнение дробных чисел» (5 класс)

Урок-путешествие «На пути к звезде «Успех!»»


Дидактическая цель: овладение учащимися знаниями и умениями по теме на репродуктивном уровне.

Задачи:

  1. Актуализировать знания, умения и навыки по темам «Дробные числа», «Основное свойство дроби», « Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа»;

  2. Содействовать формированию у учащихся знаний правил сравнения дробей с одинаковыми знаменателями с одинаковыми числителями и применения правил к решению упражнений и задач;

  3. Создать условия для учебно-познавательной деятельности учащихся, активности, интереса к учебному предмету «Математика».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Оборудование: презентация по ходу урока; карточки с теоретическими вопросами; карточки для индивидуальной работы; звездочки для рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Как настроение? Хорошее?! Прекрасно. Значит, мы начинаем наш урок. Приглашаю вас к активной и интересной работе.

  1. Этап сообщения темы, постановки цели и задач урока, мотивации учебной деятельности.

Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением». Эти слова Лобачевского очень мудры, но в то же время просты и понятны.

В окружающем нас мире существует много понятий, явлений, которые можно объяснить с математической точки зрения. Наша тема не исключение. Несколько уроков назад мы попали с вами в большое созвездие под названием «Дробные числа». Многое о них узнали, но еще больше предстоит узнать. И сегодня давайте вместе мы продолжим путешествие к созвездию «Дробные числа ». Древнегреческий математик и философ Пифагор сказал: «Все есть число!». Значит, как в прошлом, так и в настоящем и будущем нам без математики не обойтись. Он прав? Да. Дробь – это число. А с числами мы умеем выполнять разные действия, какие? Сложение, вычитание, умножение, деление и сравнение. Значит, есть смысл говорить и о действиях с дробными числами, правда? (Слайд 1).

Оратор Рима – Цицерон –

Писал в своих трудах о важном:

Кто знает дроби, тот силен,

Тот в математике отважен.

Пусть эти слова станут девизом в нашей работе. И сегодня мы откроем новую звезду в созвездии «Дробные числа», назовем ее звезда «Успех!». Знания, приобретенные вами, помогут нам до нее дотянуться, и вы будете блестеть ярким светом в лучах солнца, которое сегодня светит всем нам. Созвездие станет для каждого из нас доступнее, и кто-то покорит его. Путешествие начинается, в путь, к звезде! (Слайд 2).

Чего больше на звездном небе: звезд или созвездий? Какое мы выполнили действие? Сравнение. Как вы считаете, о каком действии с дробными числами у нас пойдет речь? О сравнении дробных чисел (Слайд 3).

Цель: познакомиться с несколькими правилами сравнения дробных чисел и применить их к решению упражнений и решению задач.

В тетрадях запишем классную работу и тему нашего урока « Сравнение дробных чисел».

Достигнуть этой цели мы можем вместе, применив все свои знания, умения, математическое мышление и воображение. Лучший способ изучить – это открыть самому (Слайд 4).

Ах, какое звездное небо! Но что это? Пролетают метеориты, звезды большие и маленькие. К нам приближается метеорит «Попасть в дробное число». Но ничего, мы его разобьем на мелкие кусочки, и ничего он нам не сделает. А, понятно, он хочет проверить наши знания о дробных числах. Давайте, ребята, докажем, что мы многое знаем (Слайд 5).

  1. Этап актуализации опорных знаний.

Цель: повторение теоретического материала и практических умений на данном этапе.

Учащиеся в группах отвечают на вопросы для повторения (Слайд 6, приложение 1).

Устный практический опрос (задания на доске). Анализ ошибок.

  1. Как записать в виде частного дробь  .

  2. Записать дробь, числитель которой 52 , а знаменатель в 2 раза меньше (на 29 больше).

  3. Записать дробь, показывающую, какую часть число 7 (9) составляет от числа 15 (13).

  4. Представить число 3 в виде дроби со знаменателем 4.

  5. Какую часть суток (недели) составляют 11 часов (3 дня)?

  6. Сравнить с единицей:   ;   ;  .

Проверка домашнего задания: §1-3, №96.

  1. Этап изучения нового материала.

Посмотрите, на небе появилась новая звезда (Слайд 7). Она без имени. Давайте ее изучим, а потом дадим имя. Согласны? Есть нам послание с этой звезды. Давайте откроем (Слайд 8). «Дорогой друг! У меня возникла проблема!? Помоги мне решить две задачи:

  1. Раздели дробные числа на три группы.

  2. Как мне сравнить эти числа в каждой группе?

Надо помочь звездочке, а то так и останется безымянной. Давайте вместе.

  ;   ;   ;   ;   ;   ;   ;  .

1– правильные дроби; 2 – неправильные дроби; 3 – смешанные числа.

Как сравнить эти числа? Формирование правил сравнения дробей.

Откроем учебник. Стр. 32, §4. Проверим правила 1 и 2.

  1. Этап закрепления новых знаний.

Цель: первичная систематизация знаний и умений по применению правил сравнения дробных чисел.

Учебник, № 86 (а), № 89 (а,г), № 88(устно). Какие правила применили к решению упражнений?

Задача. На дне рождения Карлсона   угощения составили конфеты,   – халва и   – зефир. Что из сладостей предпочитает Карлсон?

  1. Этап « Физкультминутка»

К нам опять летит метеорит. Летит так стремительно, что не всё можно разобрать. Что за название у него? « В … теле, здоровый …!» (слайд 9).

  1. Этап закрепления новых знаний, коррекция знаний.

Цель: воспроизведение учащимися изученного материала и его применение в стандартных ситуациях.

Продолжаем наше путешествие. Напоминаю, что мы все ближе к открытию безымянной звездочки. На нашем небосклоне еще одна интересная звезда с загадочным названием «Математическая шкатулка» (Слайд 10). Что она нам принесла? (Слайд 11).

  1. Правило сравнения дробных чисел с одинаковыми числителями.

  2. Правило сравнения дробных чисел с одинаковыми знаменателями.

  3. Правило сравнения смешанных чисел.

  4. Тест (Приложение 2).

Она хочет проверить, прочно ли мы усвоили правила сравнения дробных чисел. Давайте повторим и узнаем кое-что интересное.

  • Знаете ли вы, что самой прочной природной нитью является нить паука. Прочность ее на разрыв вдвое прочнее стали. А нитью массой в 300 граммов можно опоясать земной шар по экватору. А вы прочно усвоили правило сравнения дробных чисел с одинаковыми знаменателями? Повторим его.

  • Знаете ли вы, что Анабас – это рыбка, которая может дышать воздухом, передвигаться с помощью плавников по суше, лазать по деревьям. Кто умеет делать, как Анабас? Расскажи правило сравнения дробных чисел с одинаковыми числителями.

  • Знаете ли вы, что самой прожорливой птицей является кукушка? За день она может съесть 8 молодых ящериц, 39 зеленых кузнечиков, 3 куколки бабочки, 3капустных червя, 5 личинок майского жука, 50 мучных червей и большое количество муравьиных яиц. Кто может столько съесть? Но повторив правила, мы можем выполнить тест и проверить себя, как мы близки к достижению цели открытия имени звезды и знанию правил сравнения дробных чисел, поставленных задач урока.

Проверяется учителем (кто первый решит) и учащимися (меняются вариантами).

  1. Этап рефлексии и подведения итогов.

Цель: самоанализ теоретических и практических знаний

Друзья мои, наша звездочка называется «Успех!». Насколько успешно вы усвоили эту тему, покажите. Ученики на доске приклеивают звездочки по уровню знаний на данном уроке, образуя созвездие, а внутри звезда Успеха!

9-10

У спех 7-8

5-6 3-4

1-2

  1. Домашнее задание

§4, № 102, доп. задание стр. 53. Решить задачу Пифагора.

Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы! (Приложение 12).












Список использованной литературы:
  1. Математика: учебн. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. Обучения. В 2 ч. Ч. 2 / В.Д. Герасимов, О. Н. Пирютко, А. П. Лобанов. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2017. – 192 с.: ил.

  2. Математика. Тесты для тематического контроля. 5 класс: в 2 ч. Ч.2: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / А. М. Лукашенок. – Мозырь: Выснова, 2017. – 71, [1] с.

  3. Нестандартные уроки по математике. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т. А. Богдашич и др.]. – Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 127, [1] с.: ил. – (Серия « Из опыта работы»).

  4. Планы-конспекты уроков. Математика. 5 класс (II полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Е. Б. Протасевич. – Мозырь : Выснова, 2018. – 167, [1]с. – (Серия «Уроки: практический опыт»).

  5. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 5 класс: практикум для учащихся учреждений общего среднего образования: в 2 ч. Ч. 2 / сост. С. П. Ермак. – 4-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 67, [1] с.

  6. Сборник задач по математике для 5-7 классов: задачи практической направленности, математическое моделирование, комбинаторика: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Д. И. Прохоров. – Белый Ветер, 2016. – 94, [2] с.: ил.

  7. Учение без принуждения: Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики в 5-8 классах: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с 12-летним сроком обучения / [сост. Т. А. Чернова]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 61, [3] с.: ил. – (Серия «Открытый урок»).

  8. Эффективный урок: какой он? Шпаргалка к каждому уроку: практ. пособие для педагогов, руководителей и их заместителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования / [ сост. Н. И. Прокопенко]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 38, [2] с.: ил.






Приложение 1

Вопросы для повторения:

  1. Что называют дробью? Примеры.

  2. Как называют числа в записи дроби?

  3. Что показывает знаменатель дроби? Где он записывается?

  4. Что показывает числитель дроби? Где он записывается?

  5. Как дробь записать в виде частного? Записать формулу. Примеры.

  6. Основное свойство дроби. Примеры.

  7. Что значит сократить дробь? Примеры.

  8. Можно ли натуральное число представить дробью? Примеры.

  9. Правильные и неправильные дроби. Сравнение с единицей. Примеры.

  10. Смешанные числа. Примеры.




































Приложение 2

Тест

Вариант 1

  1. Сравнить дроби:

а)  и   ; б)   и   ; в)   и   ; г)   и 3.

  1. Какие натуральные числа можно подставить вместо*, чтобы выполнялось неравенство:    .

а) больше 7; б) 1; в) 3,4,…; г) 1,2,3,4,5,6,7.

  1. Укажите наибольшее из чисел: а)   ; б)  ; в)  ;г)   ;д)  .

  2. Из 20 метров ткани пошили 9 одинаковых костюмов. Из 20 метров такой же ткани пошили 15 платьев. Больше метров ткани расходовали на один костюм или на одно платье?

  3. Антон, Денис и Саша вместе красили забор. Антон выполнил   задания, Денис –   задания, Саша –   задания. Кто из ребят выполнил большую часть работы?



Вариант 2

  1. Сравнить дроби:

а)  и  ; б)   и  ; в)   и  ; г)   и 3.

  1. Какие натуральные числа можно подставить вместо*, чтобы выполнялось неравенство:    .

А)1, 2,3,…,12; б) меньше 12, в) больше 16; г) 13,14,15.

  1. Укажите наименьшее из чисел: а)  ; б)  ; в)  ; г)  ; д)  .

  2. Из 10 метров ткани пошили 6 одинаковых платьев. Из 10 метров такой же ткани пошили 12 юбок. Больше метров ткани расходовали на одно платье или на одну юбку?

  3. Антон, Денис и Саша вместе выполняли практическое задание. Антон выполнил   задания, Денис –   задания, Саша –   задания. Кто из ребят выполнил большую часть задания?


Доп. задание: вариант 1 № 98, стр.40; вариант 2 № 99, стр.40



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Девиз: КТО ЗНАЕТ ДРОБИ, ТОТ СИЛЁН, ТОТ В МАТЕМАТИКЕ ОТВАЖЕН Цицерон (оратор Рима)

Девиз:

КТО ЗНАЕТ ДРОБИ, ТОТ СИЛЁН, ТОТ В МАТЕМАТИКЕ ОТВАЖЕН

Цицерон (оратор Рима)

НА ПУТИ К ЗВЕЗДЕ

НА ПУТИ К ЗВЕЗДЕ

Тема: Сравнение дробных чисел

Тема:

Сравнение дробных чисел

Цель:

Цель:

  • Изучить правила сравнения дробных чисел с одинаковыми знаменателями; научиться правильно их использовать при решении упражнений и задач;
  • Развивать математическое мышление, трудолюбие;
  • Быть взаимовежливым, внимательным.
ПОПАСТЬ В ДРОБНОЕ ЧИСЛО

ПОПАСТЬ В ДРОБНОЕ ЧИСЛО

ВОПРОСЫ:

ВОПРОСЫ:

  • Что называют дробью? Примеры.
  • Как называются числа, записанные в дроби?
  • Что показывает знаменатель дроби? Где он записывается? Примеры.
  • Что показывает числитель дроби? Где он записывается? Примеры.
  • Как дробь записать в виде частного? Примеры.
  • Основное свойство дроби.
  • Что значит сократить дробь? Примеры.
  • Можно ли натуральное число выразить дробью? Примеры.
  • Правильные и неправильные дроби. Примеры.
  • Смешанные числа. Примеры.
НОВАЯ ЗВЕЗДА Послание

НОВАЯ ЗВЕЗДА

Послание

ДОРОГОЙ ДРУГ! У меня возникла проблема! Помоги мне решить две задачи: Разделить дроби на три группы; Как сравнить эти числа в каждой из этих групп?

ДОРОГОЙ ДРУГ!

У меня возникла проблема! Помоги мне решить две задачи:

  • Разделить дроби на три группы;
  • Как сравнить эти числа в каждой из этих групп?

В … ТЕЛЕ, ЗДОРОВЫЙ …!

В … ТЕЛЕ, ЗДОРОВЫЙ …!

Математическая шкатулка

Математическая шкатулка

Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями. Правило сравнения смешанных чисел. Тест проверки знаний.
  • Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.
  • Правило сравнения смешанных чисел.
  • Тест проверки знаний.

?

УСПЕХ!

УСПЕХ!

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сравнение дробных чисел (5 класс)

Автор: Набокова Лариса Владимировна

Дата: 05.03.2021

Номер свидетельства: 574804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Интегрированный урок по математике в 5-х классах с элементами речевых навыков по казахскому языку.«Десятичная запись дробных чисел» "
    ["seo_title"] => string(149) "intieghrirovannyi-urok-po-matiematikie-v-5-kh-klassakh-s-eliemientami-riechievykh-navykov-po-kazakhskomu-iazyku-diesiatichnaia-zapis-drobnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "181617"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425377731"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока "Сравнение десятичных дробей".  5 класс "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-sravnieniie-diesiatichnykh-drobiei-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109966"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405327891"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по математике для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "100301"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402375978"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по математике 5 класс.ФГОС"
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-5-klass-fgos-4"
    ["file_id"] => string(6) "276700"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452777737"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс, "
    ["seo_title"] => string(61) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-po-fgos-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443966901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1560 руб.
2400 руб.
1260 руб.
1940 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1630 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства