kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сравнение дробных чисел (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока актуализируются знания, умения и навыки по темам «Дробные числа», «Основное свойство дроби», « Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа»; у учащихся формируются  знания правил сравнения дробей с одинаковыми знаменателями с одинаковыми числителями, умения применять правила к решению упражнений и задач. Создаютсяусловияй для учебно-познавательной деятельности учащихся, активности, интересу к математике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математика. 5 класс. Набокова Л.В»

Набокова Л.В., учитель математики

ГУО «Средняя школа № 2 г.Белыничи»

Тема: «Сравнение дробных чисел» (5 класс)

Урок-путешествие «На пути к звезде «Успех!»»


Дидактическая цель: овладение учащимися знаниями и умениями по теме на репродуктивном уровне.

Задачи:

  1. Актуализировать знания, умения и навыки по темам «Дробные числа», «Основное свойство дроби», « Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа»;

  2. Содействовать формированию у учащихся знаний правил сравнения дробей с одинаковыми знаменателями с одинаковыми числителями и применения правил к решению упражнений и задач;

  3. Создать условия для учебно-познавательной деятельности учащихся, активности, интереса к учебному предмету «Математика».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Оборудование: презентация по ходу урока; карточки с теоретическими вопросами; карточки для индивидуальной работы; звездочки для рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Как настроение? Хорошее?! Прекрасно. Значит, мы начинаем наш урок. Приглашаю вас к активной и интересной работе.

  1. Этап сообщения темы, постановки цели и задач урока, мотивации учебной деятельности.

Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением». Эти слова Лобачевского очень мудры, но в то же время просты и понятны.

В окружающем нас мире существует много понятий, явлений, которые можно объяснить с математической точки зрения. Наша тема не исключение. Несколько уроков назад мы попали с вами в большое созвездие под названием «Дробные числа». Многое о них узнали, но еще больше предстоит узнать. И сегодня давайте вместе мы продолжим путешествие к созвездию «Дробные числа ». Древнегреческий математик и философ Пифагор сказал: «Все есть число!». Значит, как в прошлом, так и в настоящем и будущем нам без математики не обойтись. Он прав? Да. Дробь – это число. А с числами мы умеем выполнять разные действия, какие? Сложение, вычитание, умножение, деление и сравнение. Значит, есть смысл говорить и о действиях с дробными числами, правда? (Слайд 1).

Оратор Рима – Цицерон –

Писал в своих трудах о важном:

Кто знает дроби, тот силен,

Тот в математике отважен.

Пусть эти слова станут девизом в нашей работе. И сегодня мы откроем новую звезду в созвездии «Дробные числа», назовем ее звезда «Успех!». Знания, приобретенные вами, помогут нам до нее дотянуться, и вы будете блестеть ярким светом в лучах солнца, которое сегодня светит всем нам. Созвездие станет для каждого из нас доступнее, и кто-то покорит его. Путешествие начинается, в путь, к звезде! (Слайд 2).

Чего больше на звездном небе: звезд или созвездий? Какое мы выполнили действие? Сравнение. Как вы считаете, о каком действии с дробными числами у нас пойдет речь? О сравнении дробных чисел (Слайд 3).

Цель: познакомиться с несколькими правилами сравнения дробных чисел и применить их к решению упражнений и решению задач.

В тетрадях запишем классную работу и тему нашего урока « Сравнение дробных чисел».

Достигнуть этой цели мы можем вместе, применив все свои знания, умения, математическое мышление и воображение. Лучший способ изучить – это открыть самому (Слайд 4).

Ах, какое звездное небо! Но что это? Пролетают метеориты, звезды большие и маленькие. К нам приближается метеорит «Попасть в дробное число». Но ничего, мы его разобьем на мелкие кусочки, и ничего он нам не сделает. А, понятно, он хочет проверить наши знания о дробных числах. Давайте, ребята, докажем, что мы многое знаем (Слайд 5).

  1. Этап актуализации опорных знаний.

Цель: повторение теоретического материала и практических умений на данном этапе.

Учащиеся в группах отвечают на вопросы для повторения (Слайд 6, приложение 1).

Устный практический опрос (задания на доске). Анализ ошибок.

  1. Как записать в виде частного дробь  .

  2. Записать дробь, числитель которой 52 , а знаменатель в 2 раза меньше (на 29 больше).

  3. Записать дробь, показывающую, какую часть число 7 (9) составляет от числа 15 (13).

  4. Представить число 3 в виде дроби со знаменателем 4.

  5. Какую часть суток (недели) составляют 11 часов (3 дня)?

  6. Сравнить с единицей:   ;   ;  .

Проверка домашнего задания: §1-3, №96.

  1. Этап изучения нового материала.

Посмотрите, на небе появилась новая звезда (Слайд 7). Она без имени. Давайте ее изучим, а потом дадим имя. Согласны? Есть нам послание с этой звезды. Давайте откроем (Слайд 8). «Дорогой друг! У меня возникла проблема!? Помоги мне решить две задачи:

  1. Раздели дробные числа на три группы.

  2. Как мне сравнить эти числа в каждой группе?

Надо помочь звездочке, а то так и останется безымянной. Давайте вместе.

  ;   ;   ;   ;   ;   ;   ;  .

1– правильные дроби; 2 – неправильные дроби; 3 – смешанные числа.

Как сравнить эти числа? Формирование правил сравнения дробей.

Откроем учебник. Стр. 32, §4. Проверим правила 1 и 2.

  1. Этап закрепления новых знаний.

Цель: первичная систематизация знаний и умений по применению правил сравнения дробных чисел.

Учебник, № 86 (а), № 89 (а,г), № 88(устно). Какие правила применили к решению упражнений?

Задача. На дне рождения Карлсона   угощения составили конфеты,   – халва и   – зефир. Что из сладостей предпочитает Карлсон?

  1. Этап « Физкультминутка»

К нам опять летит метеорит. Летит так стремительно, что не всё можно разобрать. Что за название у него? « В … теле, здоровый …!» (слайд 9).

  1. Этап закрепления новых знаний, коррекция знаний.

Цель: воспроизведение учащимися изученного материала и его применение в стандартных ситуациях.

Продолжаем наше путешествие. Напоминаю, что мы все ближе к открытию безымянной звездочки. На нашем небосклоне еще одна интересная звезда с загадочным названием «Математическая шкатулка» (Слайд 10). Что она нам принесла? (Слайд 11).

  1. Правило сравнения дробных чисел с одинаковыми числителями.

  2. Правило сравнения дробных чисел с одинаковыми знаменателями.

  3. Правило сравнения смешанных чисел.

  4. Тест (Приложение 2).

Она хочет проверить, прочно ли мы усвоили правила сравнения дробных чисел. Давайте повторим и узнаем кое-что интересное.

  • Знаете ли вы, что самой прочной природной нитью является нить паука. Прочность ее на разрыв вдвое прочнее стали. А нитью массой в 300 граммов можно опоясать земной шар по экватору. А вы прочно усвоили правило сравнения дробных чисел с одинаковыми знаменателями? Повторим его.

  • Знаете ли вы, что Анабас – это рыбка, которая может дышать воздухом, передвигаться с помощью плавников по суше, лазать по деревьям. Кто умеет делать, как Анабас? Расскажи правило сравнения дробных чисел с одинаковыми числителями.

  • Знаете ли вы, что самой прожорливой птицей является кукушка? За день она может съесть 8 молодых ящериц, 39 зеленых кузнечиков, 3 куколки бабочки, 3капустных червя, 5 личинок майского жука, 50 мучных червей и большое количество муравьиных яиц. Кто может столько съесть? Но повторив правила, мы можем выполнить тест и проверить себя, как мы близки к достижению цели открытия имени звезды и знанию правил сравнения дробных чисел, поставленных задач урока.

Проверяется учителем (кто первый решит) и учащимися (меняются вариантами).

  1. Этап рефлексии и подведения итогов.

Цель: самоанализ теоретических и практических знаний

Друзья мои, наша звездочка называется «Успех!». Насколько успешно вы усвоили эту тему, покажите. Ученики на доске приклеивают звездочки по уровню знаний на данном уроке, образуя созвездие, а внутри звезда Успеха!

9-10

У спех 7-8

5-6 3-4

1-2

  1. Домашнее задание

§4, № 102, доп. задание стр. 53. Решить задачу Пифагора.

Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы! (Приложение 12).












Список использованной литературы:
  1. Математика: учебн. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. Обучения. В 2 ч. Ч. 2 / В.Д. Герасимов, О. Н. Пирютко, А. П. Лобанов. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2017. – 192 с.: ил.

  2. Математика. Тесты для тематического контроля. 5 класс: в 2 ч. Ч.2: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / А. М. Лукашенок. – Мозырь: Выснова, 2017. – 71, [1] с.

  3. Нестандартные уроки по математике. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т. А. Богдашич и др.]. – Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 127, [1] с.: ил. – (Серия « Из опыта работы»).

  4. Планы-конспекты уроков. Математика. 5 класс (II полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Е. Б. Протасевич. – Мозырь : Выснова, 2018. – 167, [1]с. – (Серия «Уроки: практический опыт»).

  5. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 5 класс: практикум для учащихся учреждений общего среднего образования: в 2 ч. Ч. 2 / сост. С. П. Ермак. – 4-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 67, [1] с.

  6. Сборник задач по математике для 5-7 классов: задачи практической направленности, математическое моделирование, комбинаторика: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Д. И. Прохоров. – Белый Ветер, 2016. – 94, [2] с.: ил.

  7. Учение без принуждения: Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики в 5-8 классах: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с 12-летним сроком обучения / [сост. Т. А. Чернова]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 61, [3] с.: ил. – (Серия «Открытый урок»).

  8. Эффективный урок: какой он? Шпаргалка к каждому уроку: практ. пособие для педагогов, руководителей и их заместителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования / [ сост. Н. И. Прокопенко]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 38, [2] с.: ил.






Приложение 1

Вопросы для повторения:

  1. Что называют дробью? Примеры.

  2. Как называют числа в записи дроби?

  3. Что показывает знаменатель дроби? Где он записывается?

  4. Что показывает числитель дроби? Где он записывается?

  5. Как дробь записать в виде частного? Записать формулу. Примеры.

  6. Основное свойство дроби. Примеры.

  7. Что значит сократить дробь? Примеры.

  8. Можно ли натуральное число представить дробью? Примеры.

  9. Правильные и неправильные дроби. Сравнение с единицей. Примеры.

  10. Смешанные числа. Примеры.




































Приложение 2

Тест

Вариант 1

  1. Сравнить дроби:

а)  и   ; б)   и   ; в)   и   ; г)   и 3.

  1. Какие натуральные числа можно подставить вместо*, чтобы выполнялось неравенство:    .

а) больше 7; б) 1; в) 3,4,…; г) 1,2,3,4,5,6,7.

  1. Укажите наибольшее из чисел: а)   ; б)  ; в)  ;г)   ;д)  .

  2. Из 20 метров ткани пошили 9 одинаковых костюмов. Из 20 метров такой же ткани пошили 15 платьев. Больше метров ткани расходовали на один костюм или на одно платье?

  3. Антон, Денис и Саша вместе красили забор. Антон выполнил   задания, Денис –   задания, Саша –   задания. Кто из ребят выполнил большую часть работы?



Вариант 2

  1. Сравнить дроби:

а)  и  ; б)   и  ; в)   и  ; г)   и 3.

  1. Какие натуральные числа можно подставить вместо*, чтобы выполнялось неравенство:    .

А)1, 2,3,…,12; б) меньше 12, в) больше 16; г) 13,14,15.

  1. Укажите наименьшее из чисел: а)  ; б)  ; в)  ; г)  ; д)  .

  2. Из 10 метров ткани пошили 6 одинаковых платьев. Из 10 метров такой же ткани пошили 12 юбок. Больше метров ткани расходовали на одно платье или на одну юбку?

  3. Антон, Денис и Саша вместе выполняли практическое задание. Антон выполнил   задания, Денис –   задания, Саша –   задания. Кто из ребят выполнил большую часть задания?


Доп. задание: вариант 1 № 98, стр.40; вариант 2 № 99, стр.40



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Девиз: КТО ЗНАЕТ ДРОБИ, ТОТ СИЛЁН, ТОТ В МАТЕМАТИКЕ ОТВАЖЕН Цицерон (оратор Рима)

Девиз:

КТО ЗНАЕТ ДРОБИ, ТОТ СИЛЁН, ТОТ В МАТЕМАТИКЕ ОТВАЖЕН

Цицерон (оратор Рима)

НА ПУТИ К ЗВЕЗДЕ

НА ПУТИ К ЗВЕЗДЕ

Тема: Сравнение дробных чисел

Тема:

Сравнение дробных чисел

Цель:

Цель:

  • Изучить правила сравнения дробных чисел с одинаковыми знаменателями; научиться правильно их использовать при решении упражнений и задач;
  • Развивать математическое мышление, трудолюбие;
  • Быть взаимовежливым, внимательным.
ПОПАСТЬ В ДРОБНОЕ ЧИСЛО

ПОПАСТЬ В ДРОБНОЕ ЧИСЛО

ВОПРОСЫ:

ВОПРОСЫ:

  • Что называют дробью? Примеры.
  • Как называются числа, записанные в дроби?
  • Что показывает знаменатель дроби? Где он записывается? Примеры.
  • Что показывает числитель дроби? Где он записывается? Примеры.
  • Как дробь записать в виде частного? Примеры.
  • Основное свойство дроби.
  • Что значит сократить дробь? Примеры.
  • Можно ли натуральное число выразить дробью? Примеры.
  • Правильные и неправильные дроби. Примеры.
  • Смешанные числа. Примеры.
НОВАЯ ЗВЕЗДА Послание

НОВАЯ ЗВЕЗДА

Послание

ДОРОГОЙ ДРУГ! У меня возникла проблема! Помоги мне решить две задачи: Разделить дроби на три группы; Как сравнить эти числа в каждой из этих групп?

ДОРОГОЙ ДРУГ!

У меня возникла проблема! Помоги мне решить две задачи:

  • Разделить дроби на три группы;
  • Как сравнить эти числа в каждой из этих групп?

В … ТЕЛЕ, ЗДОРОВЫЙ …!

В … ТЕЛЕ, ЗДОРОВЫЙ …!

Математическая шкатулка

Математическая шкатулка

Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями. Правило сравнения смешанных чисел. Тест проверки знаний.
  • Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.
  • Правило сравнения смешанных чисел.
  • Тест проверки знаний.

?

УСПЕХ!

УСПЕХ!

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сравнение дробных чисел (5 класс)

Автор: Набокова Лариса Владимировна

Дата: 05.03.2021

Номер свидетельства: 574804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Интегрированный урок по математике в 5-х классах с элементами речевых навыков по казахскому языку.«Десятичная запись дробных чисел» "
    ["seo_title"] => string(149) "intieghrirovannyi-urok-po-matiematikie-v-5-kh-klassakh-s-eliemientami-riechievykh-navykov-po-kazakhskomu-iazyku-diesiatichnaia-zapis-drobnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "181617"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425377731"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока "Сравнение десятичных дробей".  5 класс "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-sravnieniie-diesiatichnykh-drobiei-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109966"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405327891"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по математике для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "100301"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402375978"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по математике 5 класс.ФГОС"
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-5-klass-fgos-4"
    ["file_id"] => string(6) "276700"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452777737"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс, "
    ["seo_title"] => string(61) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-po-fgos-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443966901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства