Набокова Л.В., учитель математики ГУО «Средняя школа № 2 г.Белыничи»
Тема: «Сравнение дробных чисел» (5 класс)
Урок-путешествие «На пути к звезде «Успех!»»
Дидактическая цель: овладение учащимися знаниями и умениями по теме на репродуктивном уровне.
Задачи:
Актуализировать знания, умения и навыки по темам «Дробные числа», «Основное свойство дроби», « Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа»;
Содействовать формированию у учащихся знаний правил сравнения дробей с одинаковыми знаменателями с одинаковыми числителями и применения правил к решению упражнений и задач;
Создать условия для учебно-познавательной деятельности учащихся, активности, интереса к учебному предмету «Математика».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Оборудование: презентация по ходу урока; карточки с теоретическими вопросами; карточки для индивидуальной работы; звездочки для рефлексии.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Как настроение? Хорошее?! Прекрасно. Значит, мы начинаем наш урок. Приглашаю вас к активной и интересной работе.
Этап сообщения темы, постановки цели и задач урока, мотивации учебной деятельности.
Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением». Эти слова Лобачевского очень мудры, но в то же время просты и понятны.
В окружающем нас мире существует много понятий, явлений, которые можно объяснить с математической точки зрения. Наша тема не исключение. Несколько уроков назад мы попали с вами в большое созвездие под названием «Дробные числа». Многое о них узнали, но еще больше предстоит узнать. И сегодня давайте вместе мы продолжим путешествие к созвездию «Дробные числа ». Древнегреческий математик и философ Пифагор сказал: «Все есть число!». Значит, как в прошлом, так и в настоящем и будущем нам без математики не обойтись. Он прав? Да. Дробь – это число. А с числами мы умеем выполнять разные действия, какие? Сложение, вычитание, умножение, деление и сравнение. Значит, есть смысл говорить и о действиях с дробными числами, правда? (Слайд 1).
Оратор Рима – Цицерон –
Писал в своих трудах о важном:
Кто знает дроби, тот силен,
Тот в математике отважен.
Пусть эти слова станут девизом в нашей работе. И сегодня мы откроем новую звезду в созвездии «Дробные числа», назовем ее звезда «Успех!». Знания, приобретенные вами, помогут нам до нее дотянуться, и вы будете блестеть ярким светом в лучах солнца, которое сегодня светит всем нам. Созвездие станет для каждого из нас доступнее, и кто-то покорит его. Путешествие начинается, в путь, к звезде! (Слайд 2).
Чего больше на звездном небе: звезд или созвездий? Какое мы выполнили действие? Сравнение. Как вы считаете, о каком действии с дробными числами у нас пойдет речь? О сравнении дробных чисел (Слайд 3).
Цель: познакомиться с несколькими правилами сравнения дробных чисел и применить их к решению упражнений и решению задач.
В тетрадях запишем классную работу и тему нашего урока « Сравнение дробных чисел».
Достигнуть этой цели мы можем вместе, применив все свои знания, умения, математическое мышление и воображение. Лучший способ изучить – это открыть самому (Слайд 4).
Ах, какое звездное небо! Но что это? Пролетают метеориты, звезды большие и маленькие. К нам приближается метеорит «Попасть в дробное число». Но ничего, мы его разобьем на мелкие кусочки, и ничего он нам не сделает. А, понятно, он хочет проверить наши знания о дробных числах. Давайте, ребята, докажем, что мы многое знаем (Слайд 5).
Этап актуализации опорных знаний.
Цель: повторение теоретического материала и практических умений на данном этапе.
Учащиеся в группах отвечают на вопросы для повторения (Слайд 6, приложение 1).
Устный практический опрос (задания на доске). Анализ ошибок.
Как записать в виде частного дробь .
Записать дробь, числитель которой 52 , а знаменатель в 2 раза меньше (на 29 больше).
Записать дробь, показывающую, какую часть число 7 (9) составляет от числа 15 (13).
Представить число 3 в виде дроби со знаменателем 4.
Какую часть суток (недели) составляют 11 часов (3 дня)?
Сравнить с единицей: ; ; .
Проверка домашнего задания: §1-3, №96.
Этап изучения нового материала.
Посмотрите, на небе появилась новая звезда (Слайд 7). Она без имени. Давайте ее изучим, а потом дадим имя. Согласны? Есть нам послание с этой звезды. Давайте откроем (Слайд 8). «Дорогой друг! У меня возникла проблема!? Помоги мне решить две задачи:
Раздели дробные числа на три группы.
Как мне сравнить эти числа в каждой группе?
Надо помочь звездочке, а то так и останется безымянной. Давайте вместе.
; ; ; ; ; ; ; .
1– правильные дроби; 2 – неправильные дроби; 3 – смешанные числа.
Как сравнить эти числа? Формирование правил сравнения дробей.
Откроем учебник. Стр. 32, §4. Проверим правила 1 и 2.
Этап закрепления новых знаний.
Цель: первичная систематизация знаний и умений по применению правил сравнения дробных чисел.
Учебник, № 86 (а), № 89 (а,г), № 88(устно). Какие правила применили к решению упражнений?
Задача. На дне рождения Карлсона угощения составили конфеты, – халва и – зефир. Что из сладостей предпочитает Карлсон?
Этап « Физкультминутка»
К нам опять летит метеорит. Летит так стремительно, что не всё можно разобрать. Что за название у него? « В … теле, здоровый …!» (слайд 9).
Этап закрепления новых знаний, коррекция знаний.
Цель: воспроизведение учащимися изученного материала и его применение в стандартных ситуациях.
Продолжаем наше путешествие. Напоминаю, что мы все ближе к открытию безымянной звездочки. На нашем небосклоне еще одна интересная звезда с загадочным названием «Математическая шкатулка» (Слайд 10). Что она нам принесла? (Слайд 11).
Правило сравнения дробных чисел с одинаковыми числителями.
Правило сравнения дробных чисел с одинаковыми знаменателями.
Правило сравнения смешанных чисел.
Тест (Приложение 2).
Она хочет проверить, прочно ли мы усвоили правила сравнения дробных чисел. Давайте повторим и узнаем кое-что интересное.
Знаете ли вы, что самой прочной природной нитью является нить паука. Прочность ее на разрыв вдвое прочнее стали. А нитью массой в 300 граммов можно опоясать земной шар по экватору. А вы прочно усвоили правило сравнения дробных чисел с одинаковыми знаменателями? Повторим его.
Знаете ли вы, что Анабас – это рыбка, которая может дышать воздухом, передвигаться с помощью плавников по суше, лазать по деревьям. Кто умеет делать, как Анабас? Расскажи правило сравнения дробных чисел с одинаковыми числителями.
Знаете ли вы, что самой прожорливой птицей является кукушка? За день она может съесть 8 молодых ящериц, 39 зеленых кузнечиков, 3 куколки бабочки, 3капустных червя, 5 личинок майского жука, 50 мучных червей и большое количество муравьиных яиц. Кто может столько съесть? Но повторив правила, мы можем выполнить тест и проверить себя, как мы близки к достижению цели открытия имени звезды и знанию правил сравнения дробных чисел, поставленных задач урока.
Проверяется учителем (кто первый решит) и учащимися (меняются вариантами).
Этап рефлексии и подведения итогов.
Цель: самоанализ теоретических и практических знаний
Друзья мои, наша звездочка называется «Успех!». Насколько успешно вы усвоили эту тему, покажите. Ученики на доске приклеивают звездочки по уровню знаний на данном уроке, образуя созвездие, а внутри звезда Успеха!
9-10
У спех 7-8
5-6 3-4
1-2
Домашнее задание
§4, № 102, доп. задание стр. 53. Решить задачу Пифагора.
Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы! (Приложение 12).
Список использованной литературы: Математика: учебн. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. Обучения. В 2 ч. Ч. 2 / В.Д. Герасимов, О. Н. Пирютко, А. П. Лобанов. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2017. – 192 с.: ил.
Математика. Тесты для тематического контроля. 5 класс: в 2 ч. Ч.2: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / А. М. Лукашенок. – Мозырь: Выснова, 2017. – 71, [1] с.
Нестандартные уроки по математике. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т. А. Богдашич и др.]. – Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 127, [1] с.: ил. – (Серия « Из опыта работы»).
Планы-конспекты уроков. Математика. 5 класс (II полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Е. Б. Протасевич. – Мозырь : Выснова, 2018. – 167, [1]с. – (Серия «Уроки: практический опыт»).
Самостоятельные и контрольные работы по математике. 5 класс: практикум для учащихся учреждений общего среднего образования: в 2 ч. Ч. 2 / сост. С. П. Ермак. – 4-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 67, [1] с.
Сборник задач по математике для 5-7 классов: задачи практической направленности, математическое моделирование, комбинаторика: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Д. И. Прохоров. – Белый Ветер, 2016. – 94, [2] с.: ил.
Учение без принуждения: Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики в 5-8 классах: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с 12-летним сроком обучения / [сост. Т. А. Чернова]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 61, [3] с.: ил. – (Серия «Открытый урок»).
Эффективный урок: какой он? Шпаргалка к каждому уроку: практ. пособие для педагогов, руководителей и их заместителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования / [ сост. Н. И. Прокопенко]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 38, [2] с.: ил.
Приложение 1
Вопросы для повторения:
Что называют дробью? Примеры.
Как называют числа в записи дроби?
Что показывает знаменатель дроби? Где он записывается?
Что показывает числитель дроби? Где он записывается?
Как дробь записать в виде частного? Записать формулу. Примеры.
Основное свойство дроби. Примеры.
Что значит сократить дробь? Примеры.
Можно ли натуральное число представить дробью? Примеры.
Правильные и неправильные дроби. Сравнение с единицей. Примеры.
Смешанные числа. Примеры.
Приложение 2 Тест
Вариант 1
Сравнить дроби:
а) и ; б) и ; в) и ; г) и 3.
Какие натуральные числа можно подставить вместо*, чтобы выполнялось неравенство: .
а) больше 7; б) 1; в) 3,4,…; г) 1,2,3,4,5,6,7.
Укажите наибольшее из чисел: а) ; б) ; в) ;г) ;д) .
Из 20 метров ткани пошили 9 одинаковых костюмов. Из 20 метров такой же ткани пошили 15 платьев. Больше метров ткани расходовали на один костюм или на одно платье?
Антон, Денис и Саша вместе красили забор. Антон выполнил задания, Денис – задания, Саша – задания. Кто из ребят выполнил большую часть работы?
Вариант 2
Сравнить дроби:
а) и ; б) и ; в) и ; г) и 3.
Какие натуральные числа можно подставить вместо*, чтобы выполнялось неравенство: .
А)1, 2,3,…,12; б) меньше 12, в) больше 16; г) 13,14,15.
Укажите наименьшее из чисел: а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
Из 10 метров ткани пошили 6 одинаковых платьев. Из 10 метров такой же ткани пошили 12 юбок. Больше метров ткани расходовали на одно платье или на одну юбку?
Антон, Денис и Саша вместе выполняли практическое задание. Антон выполнил задания, Денис – задания, Саша – задания. Кто из ребят выполнил большую часть задания?
Доп. задание: вариант 1 № 98, стр.40; вариант 2 № 99, стр.40