Учитель: Кто напомнит нам правило умножения одночлена на многочлен?
Ученики: Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить.
Актуализация знаний.
Учитель: Хорошо, правило вы помните, тогда проверим как вы устно считаете.
{ на закрытой доске записаны задания, ребята решают и записывают на доске результат}
Выполнить умножение одночлена на многочлен:
Учитель: Молодцы, отлично справились, а какое свойство вы использовали?
Ученики: Распределительное свойство.
Учитель: Запишем на доске формулу.
{записывают формулу }
А теперь скажите, что получилось в результате умножения одночлена на многочлен в каждом из примеров?
Ученики: Многочлен.
Учитель: То есть, выполнив умножение, мы получили многочлен. Значит представили произведение в виде многочлена. (попытаться сказать вместе с детьми).
А сегодня на уроке мы научимся представлять многочлен в виде произведения одночлена и многочлена, то есть раскладывать многочлен на множители. Для этого выполним устно следующее задание.
{записываю ниже распределительного свойства}
Преобразовать выражение.
Учитель: Как вы рассуждали при выполнении этих заданий?
Ученики: Приводили подобные слагаемые, а коэффициенты складывали.
Учитель: почему эти слагаемые или одночлены подобны?
Ученики: Потому что имеют одинаковую буквенную часть «a».
Учитель: Значит, если подробно, то выполняем следующее: {записываю напротив примера} .
Учитель: буква«a» является общим множителем?
Ученики: да.
Учитель: так какое свойство использовали?
Ученики: распределительное, только наоборот.
Учитель: верно, его в таком виде его еще называют «вынесение за скобки общего множителя».
Таким образом мы представили многочлен в виде произведения с помощью вынесения за скобки общего множителя. Записываем в тетрадочки тему сегодняшнего урока.
А какая цель урока?
Ученики: научиться выносить общий множитель за скобки, сформулировать правило.
{на экране появляется цель урока}
Учитель: Но чтобы вынести именно общий множитель за скобки нужно его …..
Ученики: найти.
Учитель: Тогда заполним таблицу. {На экране таблица и у каждого на столе тоже, затем проверяем с места}.
Найти общий множитель.
Одночлены
Общий множитель
;
−9;
.
Изучение нового материала.
Учитель: Молодцы, а как насчет преобразования такого многочлена?
{ На экране появляются примеры, ребята по одному у доски под руководством учителя, потом сверяют с правильным ответом на экране.}
; Учитель: эти слагаемые не подобны как в предыдущем примере, но есть ли у них общий множитель? Ученики: Да, «3». Учитель: Вынесем его за скобки как и в предыдущем примере, получим , был многочлен, а получили… Ученики: Произведение одночлена и многочлена.(поправить, если нужно, что 3 это тоже одночлен)
−35bc +
; (на этом примере показываю, что выносим «3х» и что не осталось одинаковой общей буквенной части у всех членов многочлена в скобках)
. (на этом примере говорю, что «4» наибольший общий делитель для всех коэффициентов в скобках)
Учитель: Итак, обобщим, какое преобразование мы выполняли в этом задании? Что преобразовывали и во что? Что было и что получилось?
Ученики: мы представляли многочлен в виде произведения одночлена и многочлена.
Учитель: каким способом?
Ученики: с помощью вынесения общего множителя за скобки.
Учитель: хочу отметить, что общим множителем может быть и число, и переменная, и ….. то есть одночлен. {выделяю в примерах}.
Формулировка правила
{Вместе с детьми формулируем алгоритм сверяемся с экраном, у ребят карточки с правилом на столах для вклеивания в тетрадь. В процессе формулировки уточняем каждый пункт. }
Найти общий множитель у всех членов многочлена;
Вынести его за скобки;
Учитель: Важно помнить еще одно правило: {показываю на примерах}
!После вынесения общего множителя за скобки, в скобках должно остаться столько слагаемых, сколько их было в данном многочлене.
Закрепление материала.
Учитель: выполним сейчас упражнения из учебника для закрепления правила.
№ 654на доске и в тетрадях с полным описанием алгоритма, проверку устно делать.
№ 655 в тетрадях с комментированием;
Учитель: ребята, у меня проблема, дело в том, что пока я готовилась к уроку кто-то стер часть примеров, поможете мне их восстановить?
Ученики: конечно поможем.
{На закрытой доске записаны примеры. Ребята с места отвечают и записывают на доску}.
Самостоятельная работа на карточках.
{на экране задания, потом появляются решения}
I вариант II вариант
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
Учитель: Обменяйтесь тетрадями и карандашом исправьте ошибки, если они есть у товарища. Тщательно сверяйтесь с образцами, записанными на доске.
{Взаимопроверка по экрану. Для взаимопроверки дети используют карандаши. Учитель во время проверки ещё раз всё просматривает.}
Учитель: Какое задание вызвало наибольшее затруднение?
Учитель: Проверить, правильно ли выполнено разложение на множители: (на экране задания, двое на закрытой доске, остальные в тетрадях)
1. 4. 7.
2. 5. 8.
3. 6.
Итог урока.
(Систематизация новых знаний с помощью метода незаконченных предложений)
Продолжите фразу:
- сегодня на уроке мы изучали тему… ( вынесение общего множителя за скобки);
- Одним из способов разложения многочлена на множители является… (вынесение общего множителя за скобки);
- При вынесении общего множителя за скобки применяется… (распределительное свойство);
- Если все члены многочлена содержат общий множитель, то…(этот множитель можно вынести за скобки);
- мы составили правило … (вынесение общего множителя за скобки)
{вспоминаем правило}
Правило 1. После вынесения общего множителя за скобки, в скобках должно остаться столько слагаемых, сколько их было в данном многочлене.
Домашнее задание.
П. 28 (до примера 2), № 656, 659, 648.
Рефлексия.
Учитель:Какую цель ставили в начале урока? Достигли?
На следующих уроках вы научитесь раскладывать на множители более сложные многочлены, а так же познакомитесь с тем, как вынесение за скобки общего множителя помогает решать уравнения и примеры.
Учитель: У вас на столах у каждого есть конверт, откройте его, там находится оценочный лист (Приложение 1), в нем есть таблички и вопросы, а так же смайлики. Я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке путем заполнения таблицы, и, отвечая на вопросы, а потом выбрать тот смайлик, который соответствует вашему настроению после пройденного урока.
{ ребята заполняют табличку, отвечают на вопросы и вкладывают в конверты по одному смайлику}