Цель урока:
выявить и устранить причины индивидуальных затруднений по данной теме, зафиксировать причину затруднений во внешней речи, способствовать прочному усвоению изученного материала.
УУД.
Познавательные: развивать основы логического и алгоритмического мышления, умение излагать свои мысли, анализировать, рассуждать.
Регулятивные: формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий, к осознанию уровня и качества усвоения результата.
Коммуникативные: формировать умение доказывать свою точку зрения.
Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля.
Тип урока: закрепление знаний
Дидактические средства: презентация, раздаточный материал, наглядный материал.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, созданная в программе Power Point.
Виды деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа у доски.
Ход урока (слайд1-2)
1. Подготовительный этап.(6мин) (слайд 3-4-5-6)
Цель: актуализировать знания по данной теме (правила сложения и вычитания смешанных чисел)
Метод: фронтальный опрос.
- Как называются дроби, которые мы изучаем? (обыкновенные).
- Что показывает знаменатель дроби? (на сколько равных частей разделили целое)
- Что показывает числитель дроби? (сколько равных частей взяли)
- Какая дробь называется правильной? (та, у которой числитель меньше знаменателя)
- Какая дробь называется неправильной? (та, у которой числитель больше или равен знаменателю)
- Как выделить целую часть из неправильной дроби? (выполнить деление (с остатком) числителя на знаменатель в столбик. Записать неполное частное как целую часть, остаток – числитель новой дроби, знаменатель остается прежним).
2. Постановка темы и цели урока. (3 мин)
- Как называется число, у которого есть целая и дробная часть? (смешанное число)
- Какие математические действия мы научились выполнять со смешанными числами? (складывать и вычитать).
– Ребята, мы посвятили много уроков изучению смешанных чисел. Вспомните, чему мы учились? (Ожидаемый ответ: выделять целую часть неправильной дроби, складывать, вычитать смешанные дроби, решать уравнения и задачи с смешанными дробями.)
– Поднимите руку те, кто уверен в своих умениях в выполнении этих действий.
– А стоит ли сейчас быть уверенными в том, что вы настоящие мастера в действиях со смешанными дробями? (Ожидаемый ответ: нет.)
– Что нужно сделать для того, чтобы вы могли точно оценить свои умения, определить свои сильные и слабые стороны? (Ожидаемый ответ: чтобы оценить свои умения, нужно их проверить.)
– Как искоренить слабые стороны? (Ожидаемый ответ: нужно понять причины проблем и поработать над ними.)
– Сформулируйте цель нашего урока. (Ожидаемый ответ: цель сегодняшнего урока — проверить и оценить свои умения совершать действия с смешанными дробями и искоренить проблемы в этом вопросе, если они есть.)
–Запишите сегодняшнюю тему урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел».(слайд7)
III. Историческая справка (2 мин) (слайд8)
– Прежде чем продолжить наш урок обратимся к истории.
Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.
– И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
– Это удивительное сравнение великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого, заставляет нас задуматься.
– Ребята, а как вы понимаете эти слова?
Приблизительные ответы детей
1. Я поняла, что числитель – это то, что видят окружающие люди в человеке, то есть его воспитанность. А знаменатель – это оценка человеком самого себя.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
2. У человека, конечно же, самооценка должна быть в меру. То есть не надо возносить себя выше других, но и не надо недооценивать себя. Человек должен быть сильным, а значит уверенным, а чтобы быть уверенным, никогда не надо думать, что о Вас думают окружающие.
3. Я считаю, что любить и уважать себя должен каждый. Но любить себя надо в меру. Если человек думает только о себе, то он эгоист.
4. Главное – не зазнаваться. Не говорить, что ты умеешь это хорошо делать и что ты лучше других или, что ты знаешь больше других.
5. А я думаю, что числитель и знаменатель должны совпадать, то есть быть равными. Получается «1» (единица) – одно целое.
– Правильно. человек становится полноценной личностью.
Таким образом, можно сказать, что Толстой вывел «формулу» для обозначения человеческого характера.
III. Актуализация знаний (10 мин)
Цель: выявить и устранить индивидуальные пробелы в знаниях по данной теме, закрепить усвоение правил сложения и вычитания смешанных чисел на практике, отработка навыка по теме.
Форма контроля: по результату (слайд9)
- Хорошо, внимание, задание №2. Проверьте и найдите ошибки в домашнем задании Вани. (слайд10)
(!)
()
(7)
(!)
(
Задание №3. Решите задач (слайд11)
Ребята, а как вы понимаете ответ, который получился у нас в задаче. Сколько кг яблок, привезли на базу? (9700 кг)
IV. Работа в группах. (7 мин) (слайд12)
1гр. Выполните действия:
1) ; 2) ; 3) ; 4) ;
5) ; 6) ; 7) ; 8) .
2гр. Задача.
Мама купила в магазине кг печенья, а конфет на кг меньше. Сколько всего килограмм конфет и печенья купила мама?
3гр. Решите уравнение:
1) , 2) .
4гр: Задача Рома выполнял домашние задания 3ч, из них ч математику, а русский язык ч. Сколько времени затратил Рома на остальные предметы?
5гр. Вычислить
6гр Задача: Маша выполняла домашнюю работу ч, потом гуляла ч, а потом рисовала /ч. Сколько всего времени Маша потратила на выполнение домашней работы, прогулку и рисование?
V. Физкультминутка (2мин ) (слайд13)
VI. Самостоятельная работа (10 мин) (слайд14)
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин) слайд (15-16)
Домашнее задание. (слайд17)