Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.
Цели:
§ систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять правила сложения, вычитания смешанных чисел и их комбинации;
§ побуждать учеников к самоконтролю и взаимоконтролю, вызывать в них потребность в обосновании своих высказываний;
§ способствовать развитию наблюдательности, грамотной речи, вычислительных навыков и мышления, умению сравнивать, анализировать и делать выводы;
§ воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поиску решения.
§ максимально развивать способности учащихся, логическое мышление;
§ воспитывать ответственное отношение к учебному труду, умение преодолевать учебные трудности, работать в коллективе и группах
§ повышение познавательной мотивации и мотивации ЗОЖ.
Тип урока: урок – закрепление.
Оборудование: разноуровневые карточки с заданиями, доска, мел.
План урока.
- Предварительная (доурочная) подготовка (проверка эколого-гигиенических условий в кабинете: чистота доски, кабинета; проветривание помещения)
- Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока.(2 мин.)
- Устная работа. Повторение .(10 мин.)
- Закрепление(20 мин.)
- Работа в парах.
- Совместная работа.
- Физкультминутка
- Работа в группах.
- Легенда.
- Творческая работа.
- Кроссворд.
- Итоги урока. Выставление оценок.(3 мин)
- Рефлексия (3 мин)
- Постановка домашнего задания.(2 мин)
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока.(2 мин.)
· Проверяю подготовленность классного помещения и готовность класса к уроку.
· Отмечаю, что на данном уроке мы продолжим работу над сложением и вычитанием смешанных чисел.
II. Актуализация знаний (10 мин.)
1. Индивидуальная работа.
Задания учащиеся выполняют на листах, затем проверяем совместно с классом (по окончании фронтального опроса)
2. Фронтальная работа (устно).
1) На доске записаны числа:
· Назовите правильные дроби.
· Назовите неправильные дроби.
· Представьте неправильные дроби в виде смешанных чисел.
2) Игра «Третий лишний»
1. 2. 3. .
Проблемная ситуация: в третьем задании – два ответа (навести учащихся на второе решение)
3) Вычислить:
III. Закрепление(20 мин.)
1) Работа в парах.
§ «Тему урока записываем на доске и в тетрадях.
Каждый из вас записывает и решает первый пример, затем записывает ответ вашего соседа в пустую клеточку, и решает второй пример. Как только вы решили 2 примера, сверьте свой ответ с ответом соседа, ответы должны совпасть, при условии, что вы решили правильно. Кто справился с заданием, поднимите руку.»
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
§ Пары получают карточки с числами: 1, 67, 42, 101, 2, 7, и с условиями: составить правильные дроби со знаменателем 67; составить неправильные дроби со знаменателем 42; составить правильные дроби с числителем 67; составить неправильные дроби с числителем 2; составить правильные дроби со знаменателем 7. Сосчитайте, сколько чисел у вас получилось.
2) Совместная работа.
Каждый учащийся получает карточку.
Задание: найти значение выражения и установить соответствие с буквой.
Соответствие букв и чисел
Составить из найденных букв фразу. Номер карточки соответствует местоположению буквы в предложении.
А -
Ж -
Н -
У -
Ь, Ъ -
Б -
З -
О -
Ф -
Ы -
В -
И, Й - 5
П -
Х -
Э -
Г -
К -
Р -
Ц -
Ю -
Д -
Л - 3
С - 11
Ч -
Я -
Е - 10
М -
Т -
Ш, Щ -
_ - 1
3) Физкультминутка (читаю ряд чисел: на неправильную дробь – приседают, правильную – руки вверх, смешанное число – руки вперёд
).
4)Работа в группах.
1. Легенда: «Дошла до нас старая как мир легенда… один восточный владыка, просвещённый и мудрый, пожелал всё узнать о математике всех времён и народов. Вызвал он приближённых и объявил свою волю.
- Повелеваю, - молвил он, - написать мне всё о математике. Как она возникла, какой была раньше, какой стала теперь, какой будет в будущем. Повелеваю вам написать о всех математиках живущих на Земле.
Миновало 5 лет и явились приближённые во дворец.
- Твоё желание, о владыка, исполнено! Выгляни в окно и ты увидишь, что хотел.
Изумлённый правитель протёр глаза. Перед дворцом выстроился караван верблюдов такой длинный, что конец его терялся за горизонтом, и на каждом верблюде нагружено по два громадных тюка. А в каждом тюке были бережно упакованы по десять толстенных томов в прекрасных сафьяновых переплётах.
- Что это?
- Это Всемирная математика, - ответили приближённые, - По твоему повелению мудрейшие из мудрых писали её не покладая рук в течении 5 лет!
- Вы смеётесь надо мной!, - рассердился владыка, -Да ведь я до конца своей жизни не сумею прочесть и десятой доли того, что они написали! Нет, пусть напишут мне краткую историю математики. Но чтобы в ней было рассказано самое самое главное!
И дал на это год сроку.
Минуло назначенное время, и снова показался у стен дворца караван. И было в нём всего 10 верблюдов, и по два тюка на каждом верблюде, и по 10 книг в каждом тюке.
Ещё больше разгневался владыка.
- Пусть напишут мне самое-самое главное. Сколько времени нужно на это?
- Завтра, о владыка, ты получишь то, что желаешь!
- Завтра? , -удивился правитель, -Хорошо. Но если ты обманешь, то не сносить тебе голову!
… Едва солнце взошло на лазурном небе и уснувшие на ночь цветы, снова раскрылись в своём великолепии, как владыка потребовал себе мудреца. Мудрец вошёл, неся в руках маленький ларец из сандалового дерева.
- Ты найдёшь в нём, о владыка, самое главное в математике всех времён и народов, произнёс мудрец, сгибаясь в низком поклоне.
Правитель открыл крышку ларца. На бархатной подушке лежал крохотный клочок пергамента. Там была написана всего лишь одна фраза «Математика – это доказательство! »
Ребята, а теперь вы сами попробуйте порассуждать и провести доказательство.»
Разноуровневые задания на доказательство.
I группа: докажите: (а+в)+с=а+(в+с)=(а+с)+в, если 1)
2)
II группа: докажите: а – (в-с)=а – в+с , если 1)
2)
III группа: докажите а+в=в+а, если
IV группа: докажите а+в=в+а, если
2. Творческое задание. Составить задачи по данным выражениям, оформить в тетради и решить её.
I группа: .
II группа:
III группа:
IV группа:
3.Кроссворд.
IV. Итоги урока. Выставление оценок.(3 мин)
V. Рефлексия.
Раздаю учащимся 3 кружочка. Предлагается задание: на одном - поставьте оценку за урок, на другом – своё настроение, на третьем – рисунок на память.
VI. Постановка домашнего задания.(2 мин): № 433, сочините математическую сказку.