урок «открытия» нового знания.
Название этапа | Цель | Организация учебного процесса | № слайда | Формирование функциональной грамотности на основе УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | организовать самоопределение учебной деятельности. | Не говори не умею, а говори научусь. | 1.Прочитайте пословицу. 2. Как вы понимаете пословицу? (Учёба- дело трудное, но зато потом легко, в учёбе человек приобретает различные знания и умения) 3.Проверьте свое высказывание по словарю. 4.Чему учит нас эта пословица? - Вы готовы добывать знания? - Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу. | 1 | Мотивационная-ценностная сфера. волевая саморегуляция. Сфера учебной деятельности. действие смыслообразования. Сфера общения. планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности. Организовать самими уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. | – Решите данные задачи: 1) На земле существует около 6 тысяч видов папоротников, лишайников на 12 тысяч видов больше, а видов водорослей столько, сколько видов папоротников и лишайников вместе. Сколько на земле видов водорослей? 2) В одном доме 400 жильцов, а во втором на 68 жильцов больше. Сколько жителей в двух домах? 3) Батон хлеба разрезали на несколько одинаковых кусочков. На одну тарелку положили батона, а на другую –батона. Какую часть батона разложили на обе тарелки вместе? Проблема! Новый вид задач. У каждого ребенка на столе узкие полосочки бумаги (для пробного учебного действия) из тетради, на которых они должны записывать примеры. Предположительные ответы: 2+5=7 Вывод: мы выполняли одинаковые задания, но получили разные результаты, так как не знаем, как правильно складывать дроби. | 2 3 | Сфера учебной деятельности. умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Мотивационная-ценностная сфера. контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
3. Выявление места и причины затруднения | 1. Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения 2. Выявить и зафиксировать место и причину затруднения | -Так чему мы сегодня будем учиться на уроке? (складывать дроби с одинаковым знаменателем -Какая цель нашего урока? (научиться складывать дроби с одинаковым знаменателем ) | | Сфера учебной деятельности. умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | 1) построить проект выхода из затруднения , выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задач. | Решите задачу. Торт разделили поровну на части. Утром съели части, а в обед части. Какую часть торта съели за завтраком и обедом? Сообщите свои решения: выражения и ответы. -С помощью какого действия мы можем объединить части? Как это сделать? Вывод: Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители, а знаменатель оставить тот же. (Открытие!) Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо сложить дроби с одинаковым знаменателем Фиксирует на доске: Складываем числители. Знаменатель оставим тот же. 3. Записываем результат. - А теперь давайте сравним с эталоном. (учебник, правило с. 7) Физминутка | 4 5 | Мотивационная-ценностная сфера. целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Сфера учебной деятельности. выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
5. Реализация построенного проекта | реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе. | Повторить правила работы в группе. Говори негромко. Один говорит, другие слушают. Мнение группы представляет один человек. Дети выполняют самостоятельную работу в группах по алгоритму. 1. Проверка самостоятельной работы. и сравнивает с эталоном ( правилом в учебнике ) | | Сфера общения. планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли. Сфера учебной деятельности. поиск и выделение необходимой информации,; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логической цепи рассуждений, анализ, синтез; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
6. Первичное закрепление во внешней речи | организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи. | 1.Упражнения в сложении дробей. Работа выполняется у доски и в тетрадях с объяснением и проговариванием правила. С.7 № 4 Фронтальная проверка выполненной работы. Физминутка | | Сфера общения. управление поведением партнера; умение выражать свои мысли |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания. | 2. Самостоятельная работа с.7 № 5 | | Сфера учебной деятельности. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
8. Включение в систему знаний и повторение | выявить границы применимости нового знания ;повторить содержание изученного знания. | Выполнение разноуровневых заданий Базовый уровень. С.8 № 6 (а) Повышенный уровень. С.8 № 6 (б) -Давайте вернемся к эталону и проверим. Вывод: применив новое знание, мы смогли выполнить работу правильно. | | Сфера учебной деятельности. прогнозирование.волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности | Какая цель урока? Достигли мы эту цель? По какому плану мы действовали? Оцените себя с помощью таблицы. Я сам озвучил тему урока | | Было трудно мне что делать? | | Я сам сделал первый шаг в чём? | | Могу похвалить себя за то,что… | | Задание на дом. 1.Выучить правило. 2.с.8 № 7 | | Мотивационная-ценностная сфера. умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности. Сфера общения. умение выражать свои мысли; Мотивационная-ценностная сфера. волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |