УМК: «Перспектива» Математика, 1 класс (I-II ч), Л.Г.Петерсон
Оборудование: карточки с цифрами, картинки с изображениями сюжетов из сказок, герои сказок, игрушки, компьютер, мультимедиа проектор с экраном, презентация PowerPoint 2003, учебник математики для 1 класса (II ч).
Ожидаемый результат:
Каждый ученик:
- знает таблицу сложения и вычитания в пределах 10;
- знает и называет геометрические фигуры;
- умеет пользоваться математическими терминами «прибавить», «вычесть», «увеличить», «уменьшить»;
- решает примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
- решает задачи на увеличение (уменьшение) величин.
Краткое описание работы с ресурсом:
Закрепление пройденного материала начинается с работы в парах, где учащиеся вспоминают основные правила, т.е. что значит увеличить, уменьшить (пишут математический диктант) Вспоминают название геометрических фигур и их классификацию. В ходе закрепления обучающиеся решают задачи, которые обсуждают в паре. На этапе подведения итогов учащиеся самостоятельно дают оценку решению поставленных задач в начале урока. Были использованы такие организационные формы, как фронтальная, парная и индивидуальная. Но большое внимание уделялось парной и парно-речевой.
Технический комментарий к презентации:
В 1 классе изучение математики связано с использованием наглядного материала. В данной разработке главную роль играет презентация. В ней компактно, наглядно, доступно и со значительной экономией времени представлены все этапы урока.
Презентация содержит 19 слайдов, включая слайд со списком использованных информационных источников. Звуковых эффектов на данном уроке не предполагается (кроме слайда с физкультминуткой), так как он достаточно насыщен учебным материалом. Ученики совершают путешествие, выполняя задания сказочных героев. Переход от слайда к слайду выполняется по щелчку мыши.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Учебные цели:
- Закрепить знания нумерации чисел от 1 до 10, состав числа 10.
- Закрепить навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10.
- Закрепить умение решать простые задачи на нахождение суммы и остатка.
- Закрепить умение сравнивать числа и выражение.
Развивающие:
- Развитие логического и абстрактного мышления, внимания, сообразительности.
- Продолжать формировать и употреблять математические термины: предыдущее, последующее число, больше, меньше, однозначное, двузначное; называть компоненты при сложении и вычитании.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к математике.
- Воспитание умения слушать и слышать учителя и других учеников.
- Воспитание уважения друг к другу, взаимопомощи, выручки, доброты, поддержки друзей.
- Воспитание умения самостоятельно работать, красиво писать.
Ход урока.
I. Организационный момент
Психологический настрой на урок. (Солнышко)
Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение и поделимся им с нашими гостями!
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем гостье: «Заходи!»
II. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята! Сегодня утром к нам прилетел почтовый голубь и принес письмо. Интересно, от кого оно?
«Похитил меня Кощей Бессмертный и заточил в своем замке. Помогите, люди добрые!» Василиса Прекрасная
- Что же делать, ребята?! Вы готовы помочь Василисе? Тогда в путь. Сегодня мы отправимся в путешествие по Стране сказок.
Над какой темой мы работали в течение длительного времени?
Во время путешествия мы повторим состав чисел в пределах 10, будем считать и решать задачи, преодолевать трудности и радоваться успехам.
Сейчас мы с вами находимся у границы Страны Сказок. Дальше начинается Сказочный лес. ( слайд)
Но чтобы войти в лес, мы должны показать как хорошо и правильно научились считать.
Открыли тетрадочки.
III. Устный счет ( слайд)
1.Математический диктант
- найдите сумму чисел 2 и 3;
- найдите разность чисел 8 и 2;
- уменьшите 8 на 5;
- уменьшаемое 7, вычитаемое 5, найдите разность;
- число 3 увеличьте на 1;
- 1 слагаемое – 4, 2 слагаемое – 3 , найдите сумму;
- на сколько 10 больше9;
- сколько получится, если к 8 прибавить 0.
Что получилось у меня? (числовой ряд)
Что можете сказать про числа в нем? (последующее больше, предыдущее меньше)
2. Зайдем в лес по этой «цепочке»
8-1-6+2+4-2=5
IV. Закрепление и повторение пройденного материала
- На нашем пути стоит избушка, да не простая. Кто в ней живет? (Баба Яга)
- Здравствуй, Баба Яга! (слайд)
- Здравствуйте, дети! Что Вас сюда привело? (Нас Василиса Прекрасная на помощь позвала)
- Да я вам помогу, если вы выполните это задание (слайд)
В тетради, 1 ученик на доске
9-5 6-6 9+1
5+3 4+4 10-9
2+8 3+0 6-0
Что это записано?
Выписать по моему заданию нужное выражение и найти его значение.
1. Выражение, при решении которого вы пользовались переместительным
свойством сложения.
2. Выписать выражение, в котором 9 - уменьшаемое
3. Выражение, в котором уменьшаемое равно вычитаемому
4. Выражение, в котором одинаковые слагаемые
- Молодцы! Возьмите клубочек. Он не простой, а волшебный. Куда покатится, туда и идите. А как узелочек на нитке увидите, так подмогу и найдете.
- Спасибо, Баба Яга! А мы, ребята, отправляемся вслед за клубком .
Вот и первый узелок. В какую же сказку мы попали? («Репка») (слайд))
- Помогите мне, ребята, может и я чем вам помогу. Старый я стал. Вышел я репку тянуть, да одному мне не под силу такая работа, а кого на помощь позвать надо – не помню.
- Давайте, ребята, поможем вспомнить дедушке, кто с ним тянул репку?
Будем напоминать и заодно выполнять задание.
Нашли в тетрадке задание. Что это? Назовите геометрические фигуры.
- Зеленым карандашом раскрась фигуру между кругом и прямоугольником.
- Фигуру справа от треугольника раскрась красным цветом.
-Фигуру между прямоугольником и квадратом раскрась оранжевым
цветом.
- Какая фигура находится слева от треугольника? Раскрась желтым цветом.
- Какая фигура находится справа от овала? Раскрась синим цветом.
- Спасибо, дети! Дарю вам в помощники мышку
- Побежали дальше за клубком. А вот и еще один узелок. Что это за избушка? Давайте постучим… (Картинка со старухой)
- Кто это пожаловал? На постой не пущу, кормить нечем. В прошлом году был у меня тут солдат, что-то из чего-то варил. А что позабыла…
- Бабушка, мы немного отдохнем и опять пойдем дальше.
Физминутка.(слайд)
- Ребята, а что же варил солдат? Суп из веника, кашу из топора или плов из сапога? (Кашу из топора)
- А вот и ружье вам, которое оставил солдат. Может пригодится.
- Поспешим за клубочком дальше. Привела нас ниточка к следующему узелку, к другой избушке (слайд)
- Здравствуйте, звери! О чем спор идет?
Из какой сказки герои?
Медведь. Да вот попросилась ко мне Лиса ночевать, а у меня на чердаке мед хранился. В первую ночь лиса убежала, якобы на крестины, во вторую опять ушла, в третью снова где-то бегала. А сегодня смотрю – мед-то съеден! Чья это работа, рыжая?!
Лиса. Я здесь ни при чем, Михайло Иванович…
Учитель. А еще меда, Лисонька, ты не хочешь?
Лиса. Конечно хочу! Одним бочонком разве наешься?!
Медведь. Ага, рыжая! Вот ты и попалась!
Лиса. Ох, прости, прости, Мишенька!
Медведь. А вас что сюда привело? (Василису от Кощея спасать идем)
- Ребята, давайте, помирим Медведя с Лисой, а они нам помогут.
Задание: (слайд) Разгадайте ребус.
С 44 №2
Лиса. Конечно! Вы нас помирили, так за добро добром платят.
Лиса и медведь будут нашими помощниками
Мы вас к дубу Кощееву отведем, но учтите: дуб тот охраняет Змей Горыныч трехглавый. Но он очень любит считать. Решение уравнений.
- Ох и устал Змей Горыныч! Решил он вздремнуть часок на каждый глазок, а глаз у него 3 пары.
V. Самостоятельная работа Парная работа )дружная пара)
- Вот мы и добрались до дуба, но, кажется, сейчас пойдет дождь. У вас всех есть зонтики, но к сожалению, они белые. Давайте, чтобы они были красивыми, их раскрасим.( слайд) Но сначала надо решить примеры: 3+2, 9-1,8-2, 5+2, а затем сектор с ответом 5 раскрасим зеленым цветом, 6 – желтым, 7 – синим, 8 – красным.
- Поднимите зонтики над головами, чтобы вас не замочил дождь. Опустите зонтики, дождь прекратился.
Пока спит Змей Горыныч, мы будем добывать Кощееву смерть. Нелегкое нам дело предстоит: дуб высок. Кто нам поможет?! Медведь, ты большой любитель по деревьям лазить (Медведь достает с дерева ларец, роняет)(16 слайд)
Из ларца стрелой вылетел заяц! Кто его поймает? Лиса, ты специалист по зайцам (Лиса убегает и приносит зайца). Смотрите из зайца вылетела утка и взмыла высоко в небо. Тут нам ружье пригодится (Медведь стреляет: «Бах! Бах!»)(
Из утки выпало яйцо. Никак не разбивается? Где же Мышка? Ах, вот она. Мышка пробежала, хвостиком махнула, яйцо и разбилось. А в нем игла! Ломаем её?! (17 слайд) (Появляется Кощей Бессмертный)
Пощадите, осознал свои ошибки, больше так не буду. Выходит Василиса Благодарит.
VI Итоги урока.
Урок подходит к концу. Что вспомнили?
Вспоминаем как оцениваем работу в Мире деятельности.
«Лесенка успеха»
- Если Вам сегодня было интересно и вы справились со всеми заданиями (на верхней ступеньки)
_-Если вы столкнулись с небольшими трудностями – ниже ступенька
- Если столкнулись с трудностями побольше
-Если вообще ничего не понятно нижняя ступенька