Рефлексивный отчёт по уроку алгебры в 7 классе по теме
"Сложение и вычитание рациональных дробей"
Перед школой поставлены новые задачи: создать обучающую среду, которая мотивирует учащихся самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому необходимо создать такие условия преподавания, которые будут способствовать развитию у учащихся творческих способностей и снизят перегрузки Моя задача сделать учебный процесс более увлекательным, интересным. Урок проводился по теме: "Сложение и вычитание рациональны дробей". Планируя данный урок, я ставила перед собой цель реализовать идеи следующих модулей: Критическое мышление", "Диалоговое обучение", "Оценивание для обучения". Результаты обучения заключались в том, что учащиеся проработают алгоритмы решения задач через групповое взаимодействие, в воспитании желания учиться активно, с интересом, через активные формы работы, самооценивание и взаимооценивание. Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений, сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь, поэтому класс был поделён на 4 группы.
На уроке я постаралась создать все условия для того, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, осуществляя инклюзивный подход в преподавании и обучении, каждый мог внести посильный вклад в процесс обучения, проявить свои способности и таланты. Поэтому я начала урок словами китайского мудреца Конфуция. Переосмысливая данное выражение, дети были вовлечены в диалог, отвечали на вопросы, примеряли данные слова к нашему уроку и к жизни в целом.
На стадии вызова был проведён графический математический диктант "Верю - не верю", в котором была создана проблемная ситуация - последний пример на действия с дробями с разными знаменателями. Математический диктант. как после и ответы, были выведены на интерактивной доске. После проверки математического диктанта я направила детей на формулирование темы и целей урока:
- Чем отличается последний пример от предыдущих?
- Как сложить или произвести вычитание дробей с разными знаменателями?
- Как вы назовёте тему нашего сегодняшнего урока?
В результате данного диалога я подвела учащихся к тому, что мы определили тему урока, поставили на данный урок цели и задачи. Однако не все ребята были вовлечены в обсуждение. Причину я вижу в том, что некоторые ученики ещё не отошли от стереотипов и боятся неправильных ответов, а так же недостаточность речевых навыков. Пути решения данной проблемы я вижу, в первую очередь, в устранении психологических барьеров, которые мешают учащимся быть активными в процессе обучения. С этой целью необходимо поддерживать учащихся с помощью формативного оценивания, поощрять любую попытку, желание принять участие в общем диалоге.
Для закрепления новых понятий ребятам было предложено задание на нахождение соответствия. Каждая группа выполняла своё задание. При применении таких видов работ, я вижу, что необходимо давать учащимся задания на совместное обсуждение - это способствует активации их мыслительной деятельности. Работа в группах шла оживлённо, каждый пытался высказать свою точку зрения, потом принималось общее решение. Так, например, наблюдая за работой группы Есеновой Анель, я видела, как Анель направляла каждого учащегося, распределяла роли, давала рекомендации. А группа Шараповой Юлии при выполнении этого задания допустила ряд ошибок, которые мы потом, конечно же исправили.
С учётом модуля "Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников" провели физминутку
На стадии закрепления материала учащиеся выполняли самостоятельную работу с элементами тестирования. В результате правильного нахождения ответа, из букв каждая группа должна сложить определённое слово. В итоге получилась фраза "Дроби нужно учить всем!" При выполнении самостоятельной работы я заметила высокий уровень саморегуляции у таких учащихся как Есенова Анель, Ахметкалиев Танжарык. Дюсюпова Сабина, Тахирова Рената, которые не только правильно выполняют любой вид работы, но и помогают учащимся со слабой мотивацией. А такие в классе есть Давлетов Алишер - слабая мотивация, нет интереса к учёбе, как к таковой. Очень слабая успеваемость. Чернова Анастасия - очень скромная, тихая. На уроках старается отсидеться, не принимая участия в работе. Оксукпаев Алмас - очень хочет быть замеченным. Говорит много но, как правило, всегда не правильно. Решение данной проблемы я вижу в том. чтобы как можно активнее вовлекать данных учащихся в групповую работу, в диалоговое обучение. Как можно чаще поддерживать похвалой любое начинание Поэтому, я согласна с утверждением , что "учителю следует поощрять выдающуюся работу группы и обсуждать уклонение некоторых учащихся от работы в группе. Особенно это удобно делать, когда участники группыимеют чётко определённые обязанности" Таким образом, учащиеся будут чувствовать ответственность за работу группы, понимать. что результат работы будет зависеть от личного вклада каждого, соответственно ученик будет вовлечён в обсуждение.
На каждом этапе урока спикеры групп заполняли листы оценивания, где оценку получал каждый ученик. в зависимости от своего участия в работе группы. Критерии оценок с ребятами были обговорены заранее. Хочется отметить. что по результатам оценочных листов, оценку "2" не получил никто. "3" - 5, "4" - 8, "5" - 9. А я по итогам оценочных листов выставила каждому суммативную оценку.
При подведении итогов урока ответили на вопросы: что мы узнали на уроке? Выполнили ли задачи, поставленные в начале урока?
Урок закончился психологической рефлексией "Лестница успеха". Каждый ученик должен поместить свой стикер на тот уровень успеха, где он себя чувствует. Порадовало то, что нижние ступеньки не отметил никто. Наиболее часто встречающиеся высказывания: "Я могу это сделать!""Я это сделаю!" "Это так просто!" Даже Алишер поместил свой стикер на ступеньку "Я пытаюсь это делать!"
Анализируя свой урок, проводя рефлексию своей деятельности, прихожу к выводу, что главная цель - вовлечение всех учащихся в активное обучение реализовалась не в полной мере, но если сравнивать с традиционным уроком, уровень вовлечённости был несомненно выше. На уроке нашли отражение идеи следующих модулей: критическое мышление, диалоговое обучение, оценивание для обучения, использование ИКТ. Для дальнейшей реализации идей данных модулей наметила следующие перспективы: применять на уроках стратегии критического мышления, систематически использовать в своей практике различные виды формативного оценивания, способствовать созданию на уроке диалогической среды, вовлекая учащихся в процесс обсуждения, проводить работу по преодолению психологических барьеров в обучении, наладив тесную связь с учителями, преподающими в данном классе, психологом, родителями. В этой связи очень важно выстраивать своё преподавание согласно конструктивистким представлениям, разрабатывая задачи таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определённые предположения, скорректировать суждения и сформировать новое понимание.